Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Слуховой анализатор. Строение. Орган равновесия

Анатомия и физиология человека

18.01.2025
3095
0

Орган равновесия

 

План урока

  • Строение органа равновесия (вестибулярный аппарат)
  • Нарушения работы органа равновесия
  • Нарушения слуха

Цели урока

  • знать строение и функции вестибулярного аппарата, основные заболевания органов слуха и равновесия
  • уметь объяснять значение органа равновесия в жизни человека

Разминка

  • Какие органы помогают животным ориентироваться в пространстве?
  • Как устроено внутреннее ухо человека?

Строение органа равновесия (вестибулярный аппарат)

 

Мы все с вами двигаемся: ходим, бегаем, прыгаем, качаемся на качели, ездим на велосипеде и т. д. Но независимо от того, в каком положении наше тело, мы всегда можем определить, где низ, а где верх, право и лево. Ещё более удивительна наша способность отлично сохранять равновесие. Тело всегда знает, как распределить свой вес, чтобы, например, идти прямо и не падать. За это отвечает вестибулярный аппарат.


Вестибулярный аппарат — орган равновесия, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направления движения тела человека.


Рис. 1. Внешнее строение внутреннего уха

Вестибулярный аппарат располагается во внутреннем ухе. Внутреннее ухо представлено костным лабиринтом, внутри которого находится перепончатый лабиринт, состоящий из преддверия, полукружных каналов и улитки 

(см. рис. 1). Орган равновесия находится в преддверии и полукружных каналах. Сами полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях.

 

Внутри перепончатый лабиринт заполнен жидкостью — эндолимфой.

Рис. 2. Строение органа равновесия

В преддверии имеются два мешочка, внутри которых есть возвышения из опорных и волосковых клеток (см. рис. 2). Эти клетки погружены в желатинообразный купол, в который включены микроскопические «камешки» — отолиты — кристаллы углекислого кальция.

 

При смене положения тела в пространстве отолиты также меняют своё положение, давят на рецепторы, указывая, в каком направлении действует сила тяжести.

 

Также эти рецепторы реагируют на ускорение нашего тела.

 

Конец каждого полукружного канала расширяется, образуя ампулу (см. рис. 2).

Там расположены скопления опорных и волосковых клеток, покрытые желеобразным колпачком — купулой. При изменении положения тела жидкость начинает двигаться, смещая купулу. Купула увлекает за собой  волоски. В волосковых клетках возникает нервный импульс.

 

Нервные импульсы от рецепторов по вестибулярному нерву передаются  в продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, таламус и в теменную долю коры головного мозга. Благодаря связи органа равновесия с мозжечком при возбуждении рецепторных клеток вестибулярного аппарата нервные импульсы от мозжечка немедленно устремляются к скелетным мышцам, чтобы поддержать равновесие тела в пространстве.


Задание

 

Чтобы проверить, как работает твой вестибулярный аппарат, воспользуйся простым опытом.

 

Вытяни руку с повернутой к лицу ладонью на расстояние примерно 30 сантиметров. Взгляд зафиксируй на ладони и одновременно в течение полуминуты качай головой сбоку набок со скоростью двух качаний в секунду. Если твой вестибулярный аппарат работает нормально, ты будешь чётко различать кожные складки на ладони. Это значит, что вестибулярный аппарат посылает приказ глазным мышцам совершить поворот глаз в направлении, противоположному повороту головы.


 

Нарушения работы органа равновесия

 

У человека теряется координация движения при повышенной возбудимости вестибулярного аппарата при поездках на транспорте, в условиях морской качки происходит постоянное стимулирование отолитов мешочков и чувствительных волосков клеток полукружных каналов, что сопровождается постоянной передачей импульсов в головной мозг, вследствие чего появляется головокружение, тошнота, нарушение координации движения.

 

 

Нарушения слуха

 

Ориентироваться в пространстве помогает не только вестибулярный аппарат, но и орган слуха. К нарушению слуха могут привести проблемы в работе всех трёх отделов уха. Существует множество причин заболеваний органа слуха.

 

Приобретённые:

  • длительное шумовое воздействие. Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). Шелест падающих листьев — 10 дБ, а рок-концерт — 110 дБ. Почти как рёв реактивного двигателя. Шум 150 дБ приводит к глухоте, 180 дБ — убивает человека. Мощная звуковая волна, например, при выстреле из артиллерийского орудия, может разорвать барабанную перепонку;
  • травмы. Можно травмировать барабанную перепонку удаляя серу ватными палочками или при попадании инородного предмета в ухо;
  • инфекции. Воспаление среднего уха — отит — так же может быть причиной снижения слуха;
  • возрастные изменения.

Врождённые нарушения связаны с различными мутациями в генах или тяжёлым течением беременности. Слух и речь неотделимы друг от друга. Ребёнок овладевает речью вследствие её звукового восприятия и подражания. При отсутствии слуха он не способен понять речь и научиться говорить. Если речь уже начала формироваться, а слух нарушился, то её развитие затормаживается. В том случае, если не повреждены важные слуховые органы, можно, применяя специальные методы, научить человека слышать.


Контрольные вопросы

  1. Какое строение имеет вестибулярный аппарат?
  2. Какие изменения положения тела в пространстве воспринимает орган равновесия?
  3. Перечислите возможные последствия нарушения работы вестибулярного аппарата.
  4. Что может служить причинами нарушения слуха?


Выводы

Орган равновесия (вестибулярный аппарат) отвечает за восприятие положения тела в пространстве. Он состоит из преддверия и полукружных каналов. От рецепторных клеток вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву информация поступает в головной мозг.

Следующий урок
Понятие об обмене веществ
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • Функция корня и её график

    Алгебра

  • Главные члены предложения. Сказуемое и способы его выражения

    Русский язык

  • Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке