Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Слуховой анализатор. Строение. Орган равновесия

Анатомия и физиология человека

02.03.2024
1790
0

Слуховой анализатор. Строение

 

План урока

  • Строение органа слуха
  • Строение слухового анализатора
  • Гигиена органов слуха

Цели урока

  • знать основные части слухового анализатора, правила гигиены органов слуха
  • уметь находить основные части органа слуха на рисунках, описывать механизмы восприятия и передачи слуховой информации

Разминка

  • Какие органы позволяют людям общаться и понимать друг друга?
  • Какую функцию выполняет ушная раковина у млекопитающих?

Строение органа слуха

 

Слух — важнейшее из человеческих чувств. Хотя многие люди ценят его меньше, чем зрение. Однако с помощью слуха мы поддерживаем такую же тесную связь с окружающим миром, как и с помощью зрения.

 

Слух — то чувство, которое формируется у ребёнка в эмбриональный период развития. В утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Он, например, даёт возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

 

Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно из технических приспособлений не может полностью его заменить.

 

Периферический отдел слухового анализатора представлен органом слуха, т. е. ухом. Выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

 

Рис. 1. Строение наружного уха

Наружное ухо состоит из  ушной раковины  (рис. 1 — 1), наружного слухового прохода  

(рис. 1 — 2) и барабанной перепонки  (рис. 1 —3).

 

Ушная раковина образована хрящом, покрытым кожей.

 

Она направляет звуковые волны в наружный слуховой проход к барабанной перепонке.

 

В слуховом проходе специальные железы вырабатывают ушную серу, которая состоит из белков, жиров, жирных кислот и минеральных солей. Сера очищает слуховой проход от инородных частиц (пыли, сора, насекомых), защищает от бактерий, грибков и вирусов.

 

Барабанная перепонка — тонкая мембрана, отделяющая наружное ухо от среднего, которая воспринимает звуковые колебания и передаёт их в среднее ухо.

 

Рис. 2. Строение среднего уха

Среднее ухо  (рис. 2 — 1) — это заполненная воздухом полость за барабанной перепонкой. Она связана с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы  (рис. 2 — 2), которая выравнивает давление по обе стороны барабанной перепонки. Именно поэтому, если у человека закладывает уши, он рефлекторно начинает зевать или совершать глотательные движения. Так же в среднем ухе находятся самые маленькие кости скелета человека:  молоточек наковальня и стремечко  (рис. 2 — 3). Они не только отвечают за передачу звуковых колебаний из наружного ухо во внутреннее, но и усиливают их.

 

Рис. 3. Строение внутреннего уха

Внутреннее ухо  — наиболее сложный отдел органа слуха, который в связи с его замысловатой формой называют так же лабиринтом (см. рис. 3).

 

Внутреннее ухо состоит из преддверия улитки  и полукружных каналов , которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве. Именно улитка является той частью внутреннего уха, которая отвечает за восприятие слуховой информации.

 

Полость улитки заполнена жидкостью. Колебания со слуховых косточек передаются мембране  овального окна . Стремечко непосредственно упирается в мембрану овального окна, приводя её в движение при передаче механических колебаний из среднего уха. Жидкость внутри улитки при этом тоже начинает колебаться, приводя в движение основную мембрану кортиева органа , с которой связаны волосковые клетки (см. рис. 4.).

Рис. 4. Кортиев орган (спиральный орган)

 

Волосковые клетки — те самые рецепторы, которые преобразуют колебания основной мембраны кортиева органа в нервные импульсы и передают сигнал к слуховой зоне коры головного мозга по слуховому (преддверно-улитковому) нерву (см. рис. 4). 

 

Строение слухового анализатора

Рис. 5. Компоненты слухового анализатора

Слуховой анализатор  включает в себя ухо, проводящие пути (нервы) и слуховые центры, расположенные в коре головного мозга (см. рис. 5).

 

Благодаря рецепторам, которые расположены во внутреннем ухе, происходит преобразование звуковых стимулов в нервные импульсы.

 

Слуховые проводящие пути  отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам. Слуховые проводящие пути входят в состав преддверно-улиткового нерва. Скорость передачи слухового сигнала от наружного уха к центрам мозга примерно 10 миллисекунд. Далее по слуховому нерву импульс поступает в продолговатый мозг, а затем в слуховую зону височной доли коры больших полушарий.

 

Гигиена органов слуха

  • Барабанная перепонка — важнейшая часть уха, повреждение которой ведёт к частичной или полной потере слуха. Нельзя чистить уши ватными палочками, чтобы не повредить её.
  • Необходимо также стараться ограничивать воздействие громких звуков, которые могут негативно сказываться на состоянии барабанной перепонки. Тишина также важна для гармоничного психологического состояния.
  • Микроорганизмы из носоглотки по слуховой трубе могут попасть в полость среднего уха и вызывать воспаление барабанной перепонки. Поэтому очень важно пролечивать до конца инфекции горла и носа.
  • При ветре и морозе рекомендуется носить головной убор, защищающий уши.
  • При попадании инородного тела в ухо, при подозрении на заболевания уха, при ухудшении слуха необходимо обратиться к врачу-оториноларингологу.


Составьте для себя правила личной гигиены органов слуха.


Контрольные вопросы

  1. Какую роль играет слух в жизни человека?
  2. Какое строение и функции имеет наружное ухо?
  3. Каковы функции косточек среднего уха?
  4. Как работает кортиев орган?
  5. Из каких частей состоит слуховой анализатор?


Предыдущий урок
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Международные отношения в XVIII в.

    История

  • Нации и межнациональные отношения

    Обществознание

  • Основы термодинамики. Внутренняя энергия термодинамической системы. Изменение внутренней энергии термодинамической системы в результате совершения работы. Изменение внутренней энергии термодинамической системы в результате теплообмена

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке