Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор

Анатомия и физиология человека

19.04.2024
2245
0

Строение сенсорных систем

 

План урока

  • Сенсорная система (анализатор) — что это?
  • Органы чувств
  • Состав анализатора

Цели урока

  • знать определение понятий: рецептор, анализатор, сенсорная система
  • уметь называть основные отделы анализатора, объяснять роль анализаторов в приспособлении человека к окружающей среде

Вступление

Человек воспринимает окружающий его мир в основном с помощью пяти чувств. Это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Но есть ещё и шестое чувство — равновесия. Организм человека имеет специальные системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих определённый вид раздражений, которые действуют на человека. Такие системы называются сенсорными или анализаторами . Понятие об анализаторах было введено в физиологию академиком И. П. Павловым в связи с учением о высшей нервной деятельности.

Разминка

  • Как человек получает информацию об окружающем его мире?
  • Какими органами чувств обладают млекопитающие?

Сенсорная система (анализатор) — что это? 


Сенсорная система (анализатор) — совокупность структур нервной системы, осуществляющих приём, обработку информации определённого вида и формирование ощущений.


Человек получает информацию об окружающей среде с помощью сенсорных систем, или анализаторов. Роль анализаторов при формировании приспособительных реакций чрезвычайно велика, именно они обеспечивают целесообразные реакции организма в ответ на изменения условий окружающей среды. Именно анализаторы сообщают нам о разных характеристиках окружающего мира и тех изменениях, которые происходят вокруг нас.

 

С помощью каждой из сенсорных систем у человека возникают различные виды ощущений: световые, звуковые, вкусовые, температурные, болевые и многие другие. Но человек не может сознательно выделить какой-то отдельный вид ощущений. В каждый момент времени у него возникают целые комбинации ощущений — восприятия .

 

Человек воспринимает мир как целое, и формирующиеся у него образы внешних предметов и явлений — это результат совместной работы многих сенсорных систем.

 

Органы чувств

 

Согласованная работа организма основана на непрерывном потоке информации из внешней и внутренней среды. Если какой-то сигнал вызывает изменения в активности или поведении человека, он называется  раздражителем (стимулом) . Специальные клетки или части клеток, воспринимающие раздражители, называются  рецепторами . Рецепторы входят в состав органов чувств, в которых помимо них располагаются связанные с рецепторами вспомогательные структуры. Например, орган зрения состоит из глазного яблока (в нём расположены зрительные рецепторы), век, ресниц, слёзных желёз, глазодвигательных 

мышц и др.

 

У человека можно выделить шесть органов чувств:

  • орган зрения — глаз,
  • орган слуха — ухо,
  • орган осязания — кожа,
  • орган обоняния — нос,
  • орган вкуса — язык,
  • орган равновесия — вестибулярный аппарат.

 

Состав анализатора 

Рис. 1. Анализаторы человека

Рецепторы органов чувств преобразуют сигнал раздражителя различной природы (свет, запах, звук, механическое воздействие) в нервные импульсы. Дальше нервные импульсы по нервным волокнам поступают в центральную нервную систему, где происходит анализ поступившей информации и формирование соответствующей реакции. Низшие центры могут располагаться в спинном и продолговатом мозге, следующие по сложности — в промежуточном мозге, а высшие — в коре больших полушарий. В коре больших полушарий у каждой сенсорной системы есть свой участок — ассоциативная зона (см. рис. 1).

 

В результате деятельности этих центров формируются субъективные отношения к раздражителям, психические процессы ощущения, впечатления, сознания.

Таким образом, все анализаторы построены по единому принципу и состоят из трёх отделов: 

  • периферического (орган чувств) ;
  • проводникового (нервы) ;
  • центрального (зона коры больших полушарий) .

 

Ощущения возникают только в том случае, если каждый из трёх отделов анализатора выполняет свои функции. Например, слух человек может потерять не только из-за болезни уха, но также и при повреждении слухового нерва и слуховой зоны коры больших полушарий.

 

Интересно, что анализаторные функции можно тренировать, как мышцы. В труде они достигают у человека поразительного совершенства. Шлифовщик, например, различает просвет в 0,002 мм. Сталевар через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного металла, ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается нитка в челноке. Врач по шумам в сердце и жёсткому дыханию ставит диагноз. Мукомол на ощупь определяет сорт муки.


Контрольные вопросы

  1. Какую функцию выполняют рецепторы?
  2. В чём заключаются общие принципы построения сенсорных систем?
  3. Какие функции выполняет проводниковый отдел анализатора?
  4. Какие функции выполняет центральный, или корковый, отдел анализатора?


Выводы

Окружающий мир полон различных сигналов, которые человек воспринимает с помощью анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного). Анализаторы состоят из трёх отелов — периферического, проводникового, центрального.

Предыдущий урок
Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Заболевания органов дыхания и их гигиена
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • The environment. Окружающая среда

    Английский язык

  • Действительные числа

    Алгебра

  • Формула Герона

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке