Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Понятие об обмене веществ

Анатомия и физиология человека

25.04.2024
1707
0

Понятие об обмене веществ

План урока

  • Обмен веществ
  • Затраты энергии в организме
  • Нормы и режим питания

Цели урока

  • знать определение понятий: метаболизм, анаболизм, катаболизм, общий обмен, основной обмен
  • уметь перечислять основные нормы питания

Разминка

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах — пословицах и поговорках.

 

«Тощий живот ни в пляску, ни в работу»,  «Хорошо поел — словно шубу надел»

  • Объясните смысл этих поговорок.
  • Чем холоднокровные животные отличаются от   теплокровных? Человек — теплокровное или холоднокровное животное?

Обмен веществ

 

Организм — это открытая система, которая находится в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой. В клетках происходят химические реакции. Под действием ферментов одни поступающие с пищей соединения распадаются, другие — синтезируются. Это основа жизнедеятельности любого организма. Совокупность этих реакций и называют  обменом веществ или метаболизмом .

 

Метаболизм состоит из двух стадий.


Катаболизм  ( диссимиляция энергетический обмен ) — совокупность химических реакций, при которых сложные молекулы распадаются (окисляются) до более простых с высвобождением энергии.


Анаболизм ( ассимиляция пластический обмен ) — совокупность химических реакций, при которых из малых молекул синтезируются сложные молекулы с затратой энергии.


Конечные продукты распада — вода, углекислый газ, соединения азота, соли — полностью удаляются из организма. В организме ассимиляция и диссимиляция уравновешены. Основными видами обмена веществ являются белковый, углеводный, жировой и водно-солевой обмен (рис. 1).

Рис. 1. Схема обмена веществ в организме

Затраты энергии в организме

 

Различают общий и основной обмен. Общий обмен складывается из двух величин: основного обмена и рабочей прибавки.

К основному обмену относятся траты энергии, которые необходимы человеку для поддержания работы жизненно важных процессов (дыхания, кровообращения, пищеварения, внутренней секреции, нервной проводимости, мышечного тонуса 

и др.). 

В спокойном состоянии мышцы используют 26 % всей энергии организма, 

печень — 25 %, мозг — 18 %, сердце — 9 %, почки — 7 %.

Основной обмен веществ определяется в состоянии покоя утром после пробуждения, натощак, в помещении с температурой  20–22 °С.

 

На величину основного обмена веществ влияет пол человека (у мужчин обмен выше, чем у женщин), возраст (чем меньше возраст, тем выше основной обмен) и масса тела. Среднее значение основного обмена мужчин — 1 600 ккал, у женщин того же возраста — 1 400 ккал. 

 

При умственных и физических нагрузках энергозатраты резко возрастают. Расход энергии на эти виды деятельности относят к регулируемым энергозатратам.

Они в сумме с показателями основного обмена составляют общий обмен. Например, школьники тратят 2 500 ккал в сутки, сталевары — 5 000 ккал.

Очень важно, чтобы количество энергии, поступающей в наш организм, и количество энергии, которую мы расходуем, соответствовали друг другу.


Решите задачу

 

На весы посадили мышь под металлическую сетку и весы уравновесили. Животное активно передвигается, карабкается по  сетке.

Приблизительно через 30 минут после начала эксперимента чашка с мышью приподнялась вверх. По какой причине?


Решение

 

За счёт процессов энергетического обмена питательные вещества в теле мыши окисляются, при этом в окружающую среду выделяются пары воды и углекислого газа. Масса тела уменьшается, так как в этом эксперименте мышь не питается, а значит, не восстанавливает потраченные питательные вещества.


Нормы и режим питания

 

Величайший врач Древней Греции Гиппократ говорил: «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». В наше время быстрых обедов, сухих завтраков слова этого мудрого грека становятся всё более актуальными.

 

Одним из важнейших вопросов гигиены питания является рациональное питание. Оно предупреждает откладывание жира при недостаточной физической нагрузке, развитие атеросклероза, инфаркт миокарда, гипертоническую болезнь, заболевания пищеварительной и выделительной систем.

 

Суть рационального питания состоит в том, чтобы качество и количество пищи отвечало потребностям организма. В соответствии с концепцией рационального питания были разработаны и сейчас активно разрабатываются нормы питания. Нормы питания одного и того же человека на протяжении его жизни не могут быть постоянными и должны учитывать изменения возраста, образ жизни и состояние здоровья.

 

От правильного режима питания зависит в значительной мере развитие психики и интеллекта, что особенно важно в вашем подростковом возрасте.

 

В суточном рационе подростков соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1 : 1 : 4. В среднем за сутки человек должен получать:

  • 100–150 г белков,
  • 80–100 г жиров, причем 25–30 г из них должны быть растительными,
  • 400–500 г углеводов.

 

Из всех углеводов только около 80 г из этого количества должно быть простыми углеводами, которые быстро расщепляются и вызывают быстрое возвращение чувства голода. Это углеводы, которые содержатся в сахаре, мёде, варенье, белом хлебе, кондитерских изделиях, газированных напитках и сладких фруктах. А большая часть углеводов должна поступать из картофеля, круп, фасоли, гороха, чечевицы, тыквы, моркови и цельнозернового хлеба.

 

Режим питания также очень важен для организации рационального питания. Питаться нужно 3–4 раза в день. Примерно 30 % энергии человек должен получать из завтрака, 50 % — из обеда и около 20 % — с ужином.

Перекусы в течение дня можно и нужно делать. Они дополняют основной рацион питания. На второй завтрак полезно съесть яблоко, апельсин, пару киви, мандаринов или горсть сухофруктов. Для полдника лучше всего подходят кисломолочные продукты: йогурт, кефир, творог.

 

Приведённые выше нормы питания являются средними. Для каждого человека они очень индивидуальны и рассчитать их можно только с учётом всех правил или обратиться к специалисту по гигиене питания, врачу-диетологу.

 

Выводы

 

Анаболизм и катаболизм — две части единого процесса обмена веществ. Для поддержания жизнедеятельности человеку необходимы питательные вещества. Они поступают с пищей. Важно, чтобы питание было рациональным.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение термину метаболизм. Из каких двух взаимосвязанных процессов он состоит?
  2. Сколько энергии в ккал требуется человеку для поддержания суточных процессов жизнедеятельности?
  3. Перечислите нормы здорового питания.


Предыдущий урок
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Заболевания органов дыхания и их гигиена
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Обобщающие слова при однородных членах

    Русский язык

  • Семья как малая группа

    Обществознание

  • Сумма и разность дробей

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке