Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Регуляция функций организма. Строение и значение нервной системы

Анатомия и физиология человека

28.03.2024
3378
0

Регуляция функций организма

 

План урока

  • Гомеостаз — внутренняя среда организма
  • Гуморальная регуляция
  • Нервная регуляция

Цели урока

  • знать термины: гомеостаз, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция
  • уметь объяснять различия и сходства гуморальной и нервной регуляции организма

Вступление

Тело человека имеет сложное строение. Все системы органов взаимосвязаны, и для нормального функционирования организма должен быть создан чёткий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым. Он называется нервной регуляцией . Второй способ — гуморальная регуляция — осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в кровь.

Разминка

  • Что такое раздражимость?
  • Почему организм существует как единое целое?

 

Гомеостаз — внутренняя среда организма

 

Человек живёт в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широки­ми колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и пос­тупающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу и кислород.

 

Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри ор­ганизма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура, кровяное давление, концентрация солей, содержание глюкозы и многие другие показатели внутренней среды остаются стабильными. Только при со­хранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма. Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувст­вительны к изменению окружающей их среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить, значительно шире, чем у отдельных клеток.

Рис. 1. Разные климатические условия жизни человека

Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36–38 °С. Повышение или снижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток.

 

Однако человек может нормально существовать при значительно более широких колебаниях температуры внешней среды (см. рис. 1). В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных веществ. Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей. Это примеры механизма в организме, который обеспечивает постоянства внутренней среды. Поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде называют гомеостазом


Гомеостаз (от гр. homoios — подобный, одинаковый и гр. stasis — неподвижность, состояние) — способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

 

Гомеостаз обеспечивают нервная и гуморальная регуляции.


Гуморальная регуляция


Гуморальная регуляция  — форма регуляции деятельности организма, осуществляемая с помощью биологически активных веществ, поступающих в жидкие среды организма.


Гуморальная регуляция — древний способ поддержания гомеостаза, реализуется с меньшей скоростью, чем нервная регуляция. 


Гормоны  — (от греч. hormáo — привожу) — это вещества, вырабатываемые эндокринными железами.


Рис. 2. Эндокринные железы в организме человека

Эндокринные железы (см. рис. 2) входят в состав эндокринной системы человека. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем, всем», но доходит только до того адресата, у которого есть приёмник, настроенный на волну данной радиостанции. Подобно этому в организме гормоны, синтезируемые эндокринными железами, действуют на клетки, «узнающие» именно этот гормон. Клетки, восприимчивые к гормонам, снабжены специальными   молекулами — рецепторами, которые, взаимодействуя с гормонами, передают сигнал в клетку. При взаимодействии гормона и рецептора происходят изменения в обмене веществ в клетке.

 

Нервная регуляция

 

Нервная система регулирует работу внутренних органов, посылая им нервные импульсы. Нервный импульс движется к рабочему органу по нервному волокну со скоростью от 7 до 140 м/с, обеспечивая быстрый способ регуляции функций организма. В эволюционном плане нервная регуляция возникла гораздо позже, чем гуморальная. 

 

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые током крови гормоны, а образование большинства гормонов и выделение их в кровь находится под контролем нервной системы. Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции, вместе они формируют единый комплекс нейрогуморальной регуляции , поддерживающей гомеостаз.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение термину гомеостаз.
  2. Что такое гормон, как он действует, кем и куда выделяется?
  3. В чём отличия нервной регуляции от гуморальной?


Выводы

Жизнедеятельность человека координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной. Гуморальная регуляция позволяет координировать сложные и продолжительные процессы: рост, индивидуальное развитие. Нервная же позволяет быстро воспринимать и оперативно реагировать на внешние и внутренние раздражения. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

Предыдущий урок
Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. Свёртывание крови. Группы крови
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Кожно-мышечная чувствительность. Обонятельный и вкусовой анализаторы
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

    Геометрия

  • Сон и бодрствование. Значение сна. Особенности психики человека. Мышление. Память и обучение

    Биология

  • Уравнение x^2=a. Нахождение приближенных значений квадратного корня

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке