Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Регуляция функций организма. Строение и значение нервной системы

Анатомия и физиология человека

14.02.2025
4994
0

Регуляция функций организма

 

План урока

  • Гомеостаз — внутренняя среда организма
  • Гуморальная регуляция
  • Нервная регуляция

Цели урока

  • знать термины: гомеостаз, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция
  • уметь объяснять различия и сходства гуморальной и нервной регуляции организма

Вступление

Тело человека имеет сложное строение. Все системы органов взаимосвязаны, и для нормального функционирования организма должен быть создан чёткий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым. Он называется нервной регуляцией. Второй способ — гуморальная регуляция — осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в кровь.

Разминка

  • Что такое раздражимость?
  • Почему организм существует как единое целое?

 

Гомеостаз — внутренняя среда организма

 

Человек живёт в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широки­ми колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и пос­тупающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу и кислород.

 

Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри ор­ганизма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура, кровяное давление, концентрация солей, содержание глюкозы и многие другие показатели внутренней среды остаются стабильными. Только при со­хранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма. Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувст­вительны к изменению окружающей их среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить, значительно шире, чем у отдельных клеток.

Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36–38 °С. Повышение или снижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток.

 

Однако человек может нормально существовать при значительно более широких колебаниях температуры внешней среды (см. рис. 1). В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных веществ. Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей. Это примеры механизма в организме, который обеспечивает постоянства внутренней среды. Поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде называют гомеостазом


Гомеостаз (от гр. homoios — подобный, одинаковый и гр. stasis — неподвижность, состояние) — способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

 

Гомеостаз обеспечивают нервная и гуморальная регуляции.


Гуморальная регуляция


Гуморальная регуляция — форма регуляции деятельности организма, осуществляемая с помощью биологически активных веществ, поступающих в жидкие среды организма.


Гуморальная регуляция — древний способ поддержания гомеостаза, реализуется с меньшей скоростью, чем нервная регуляция. 


Гормоны — (от греч. hormáo — привожу) — это вещества, вырабатываемые эндокринными железами.


Рис. 1. Эндокринные железы в организме человека

Эндокринные железы (см. рис. 1) входят в состав эндокринной системы человека. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем, всем», но доходит только до того адресата, у которого есть приёмник, настроенный на волну данной радиостанции. Подобно этому в организме гормоны, синтезируемые эндокринными железами, действуют на клетки, «узнающие» именно этот гормон. Клетки, восприимчивые к гормонам, снабжены специальными   молекулами — рецепторами, которые, взаимодействуя с гормонами, передают сигнал в клетку. При взаимодействии гормона и рецептора происходят изменения в обмене веществ в клетке.

 

Нервная регуляция

 

Нервная система регулирует работу внутренних органов, посылая им нервные импульсы. Нервный импульс движется к рабочему органу по нервному волокну со скоростью от 7 до 140 м/с, обеспечивая быстрый способ регуляции функций организма. В эволюционном плане нервная регуляция возникла гораздо позже, чем гуморальная. 

 

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые током крови гормоны, а образование большинства гормонов и выделение их в кровь находится под контролем нервной системы. Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции, вместе они формируют единый комплекс нейрогуморальной регуляции, поддерживающей гомеостаз.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение термину гомеостаз.
  2. Что такое гормон, как он действует, кем и куда выделяется?
  3. В чём отличия нервной регуляции от гуморальной?


Выводы

Жизнедеятельность человека координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной. Гуморальная регуляция позволяет координировать сложные и продолжительные процессы: рост, индивидуальное развитие. Нервная же позволяет быстро воспринимать и оперативно реагировать на внешние и внутренние раздражения. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

Предыдущий урок
Сон и бодрствование. Значение сна. Особенности психики человека. Мышление. Память и обучение
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Нарушения работы системы
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке