Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребёнка после рождения

Анатомия и физиология человека

25.04.2024
2063
0

Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребёнка после рождения

Разминка

  • Почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?
  • С какого момента человек становится человеком?

План урока

  • Онтогенез
  • Эмбриональный период
  • Роды
  • Постэмбриональный период

Цели урока

  • знать определение понятий: онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития, беременность, плацента
  • уметь перечислять основные этапы эмбрионального и постэмбрионального развития организма

Онтогенез 

 

Жизнь на Земле поддерживается в течение огромного количества миллионов лет. С момента появления первых организмов она ни разу не прерывалась. Жизнь на нашей планете складывается из жизней отдельных организмов. Жизнь одного организма называется онтогенезом. 


Онтогенез — индивидуальное развитие организма, которое начинается с момента формирования зиготы и заканчивается смертью. 


В ходе онтогенеза человек проходит два периода развития: 

  • эмбриональный, который начинается с оплодотворения и заканчивается рождением;
  • после рождения до самой смерти длится постэмбриональный период развития.

Эмбриональный период 

 

«История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующая его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни». 

Сэмюэль Тэйлор Кольридж

 

Из оплодотворённой яйцеклетки формируется  зигота  — одна клетка с диплоидным (двойным) набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина — от отцовского. Оплодотворение происходит в маточных трубах которые имеют название Фаллопиевы трубы или яйцеводы. Таким образом, у женщины начинается беременность.


Беременность  — это  процесс вынашивания плода женщиной в совокупности с происходящими при этом в её организме изменениями. Включает в себя период начиная от оплодотворения яйцеклетки и заканчивая рождением ребёнка.


Рисунок 1. Оплодотворение и имплантация

Зародыш человека до завершения формирования зачатков органов называют  эмбрионом , а после этого вплоть до рождения —  плодом .

 

Начальный период длится от образования  зиготы до формирования  бластоцисты   (5–6 дней). После оплодотворения начинается дробление зиготы и продвижение по маточной трубе в сторону матки (рис. 1). Этому способствуют сокращения мышечного слоя трубы и движения ресничек эпителия. После нескольких делений эмбрион напоминает тутовую ягоду и называется  морула . В дальнейшем клетки морулы начинают активно делиться и образуется полый однослойный зародыш  бластоциста

 

Бластоциста попадает в матку, где наружный слой клеток формирует пальцевидные отростки, обеспечивающие внедрение бластулы в слизистую оболочку матки. После этого начинается зародышевый период

 

Зародышевый период  период от внедрения бластулы в стенку матки до формирования у эмбриона зачатков основных органов и их систем (от 7 дней до 8 недель).

 

После внедрения у эмбриона формируются зародышевые листки:   эктодерма , энтодерма и мезодерма . Затем следует период закладки основных органов и их систем —  органогенез

 

К концу 2-го месяца эмбрион приобретает черты внешнего сходства с человеком и, как уже отмечалось, называется  плодом . И с этого момента начинается плодный период.

Рисунок 2. Взаимное расположение плаценты, пуповины, амниона и плода

Плодный период длится от образования плода и формирования плаценты до рождения (от 9 до 40 недель). Обмен веществ плода осуществляется через плаценту, с которой он связан  пуповиной (рис. 2).  Плацента — единственный орган, состоящий из клеток двух различных организмов: матери и плода. Пуповина — это часть плода. В плаценте имеются кровеносные сосуды, обеспечивающие плацентарное кровообращение. Через стенки кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идет обмен газами и питательными веществами между организмами матери и плода. Сосуды пуповины отделены от капилляров матки. Через стенку кровеносных капилляров плаценты идёт обмен газами и питательными веществами. К сожалению, таким же путём от матери к плоду могут передаваться и вредоносные факторы (бактерии, вирусы, яды, алкоголь, никотин, лекарственные препараты).

 

Общая продолжительность беременности составляет 270–280 дней (10 лунных месяцев). К моменту рождения плод в среднем весит 3–3,5 кг и имеет рост 50–55 см.


Плацента  — временный орган в форме диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.
Плацента образуется в период беременности и служит для обмена веществ между организмом ребёнка и организмом матери. Также клетки плаценты синтезируют гормоны для поддержания  беременности.


Роды

Рисунок 3. Движение плода по родовым путям

Внутриутробный период развития заканчивается родами. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Под действием гормона гипофиза окситоцина мышцы матки начинают сильно сокращаться. Наступают родовые схватки , и плод проталкивается к шейке матки. Чтобы плод мог двигаться дальше по родовым путям шейка матки должна раскрыться, пространство между костями таза увеличиться, а плодная оболочка лопнуть. Перед самыми родами к схваткам присоединяются потуги — одновременные сокращения матки, брюшного пресса и диафрагмы. В результате этих сокращений ребёнок выталкивается через шейку матки и влагалище и выходит наружу (рис. 3). При родах женщине помогает врач-акушер. Ребёнок издает первый крик, что свидетельствует о начале лёгочного дыхания. Врач перевязывает и перерезает пуповину. Остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок . Через 15–20 минут после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины выходит наружу. Через 1–2 дня после родов в молочных железах матери появляется молоко, в котором есть все необходимые для ребёнка вещества. 

 

Постэмбриональный период 

Рисунок 4. Полугодовалый ребёнок

Существуют разные системы возрастной периодизации данного этапа онтогенеза, которые основываются на различных критериях физического и психического развития человека. Постэмбриональное развитие можно разделить на три этапа: ювенильный, зрелость и старение. У каждого этапа свои задачи.

 

В ювенильный период продолжаются развиваться органы и системы (нервная, половая, эндокринная), ребёнок активно растёт. От рождения до полугода малыш приспосабливается к новой окружающей среде. Он учится фокусировать свой взгляд на определённых вещах, пытается переворачиваться и ползти, берёт предметы в руки и др. (рис. 4). 

Рисунок 5. Дети в детском саду

До года маленький ребёнок учится сидеть, ползать и ходить. Данная ступень характеризуется приобретением множества физических навыков и быстрым развитием головного мозга. В первый год жизни сильно меняется характер питания: постепенно к грудному молоку или замещающей его смеси в рацион вводят овощи, фрукты, крупы, мясо, молочные продукты, рыбу. В раннем детстве (1–3 года), дошкольном возрасте (3–6) лет, младшем школьном возрасте (7–10) лет дети активно изучают мир через игровую деятельность и образовательную деятельность, а также через активное общение со взрослыми. В этом возрасте дети начинают посещать детские сады и школы, а также разнообразные кружки по интересам (рис. 5). На этом этапе по-прежнему продолжается активный рост и развитие головного мозга. 

Заканчивается ювенильный период половым созреванием. Половое созревание начинается в 10–14 лет у девочек и в 12–15 лет у мальчиков. На данной ступени развития (подростковый период) гипофиз начинает активно выделять гормоны, стимулирующие работу яичников у девочек и семенников у мальчиков, что способствует формированию вторичных половых признаков (у юношей меняется голос, появляется оволосение на лице и теле, начинают формироваться сперматозоиды; у девочек начинают оформляться молочные железы, таз и бедра становятся шире, появляется менструация). Все эти признаки свидетельствуют о том, что организм постепенно становится готовым к продолжению рода. Однако психологическая готовность стать родителями приходит несколько позже. 

 

Период зрелости начинается с 18–20 лет и длится долгие годы. В этот период человек входит полностью созревшим физически и психологически. Многие люди в эти годы заводят семью и находят своё место в профессии. 

 

Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и ухудшением работы внутренних органов, проявлению различных заболеваний. Старение приводит к естественной смерти. 

 

Между некоторыми возрастными периодами нет строгой границы, и реальная продолжительность каждого периода зависит от индивидуальных особенностей человека, страны проживания, экономической и экологической ситуации, менталитета и других факторов.

 

Выводы 

 

Индивидуальное развитие человека (онтогенез) делят на два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период протекает внутри тела матери и заканчивается родами. Постэмбриональный период длится от рождения до смерти. В нём выделяют несколько этапов: ювенильный этап, этап зрелости и этап старости.


Контрольные вопросы

  1. Что такое онтогенез? На какие периоды он подразделяется?
  2. Когда наступает беременность?
  3. Перечислите этапы эмбрионального развития. Какие процессы там происходят?
  4. Что такое роды? Как они происходят?
  5. Какие изменения проходит организм человека в постэмбриональном периоде?


Предыдущий урок
Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Человек и окружающая среда
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Неполные квадратные уравнения

    Алгебра

  • Электрическое поле. Напряжённость — силовая характеристика электрического поля. Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле

    Физика

  • Ткани

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке