Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Витамины и их роль в организме. Регуляция обмена веществ. Нарушение обмена веществ

Анатомия и физиология человека

25.04.2024
2144
0

Витамины и их роль в организме

Разминка

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов и овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили дёсны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Болезнь назвали цингой.

 

В команде Васко да Гамы от цинги погибло более 100 моряков из 160.  Позднее выяснилось, что такое тяжёлое заболевание вызвано отсутствием биологически активных веществ, которые в организме содержатся в очень маленьких количествах.

  • Из каких питательных компонентов состоит пища?
  • Для чего врачи рекомендуют принимать поливитаминные комплексы?

План урока

  • Что такое витамины?
  • История открытий витаминов
  • Классификация и основные свойства витаминов

Цели урока

  • знать классификацию витаминов и их содержание в продуктах
  • знать определения терминов: гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз
  • уметь называть значение витаминов в организме

Что такое витамины?

 

Полноценное питание должно определяться не только энергетической ценностью, но и содержанием в продуктах витаминов. Эти органические соединения обладают свойством повышения интенсивности физиологических процессов, помогают защищать от пагубного воздействия внешней среды, увеличивают устойчивость организма к инфекциям и способствуют  выздоровлению. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают  в  организм с пищей. Лишь некоторые витамины в небольшом количестве вырабатываются бактериями, живущими в кишечнике.


Витамины  — биологически активные вещества, необходимые в небольших количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.


История открытия витаминов

Рис. 1. Н. И. Лунин

Во второй половине XIX века специалисты, изучающие пищевую ценность продуктов, были уверены, что она зависит исключительно от содержания в них жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей. Однако морские путешественники погибали от цинги даже при достаточном количестве продовольствия. С чем же это было связано?

Никто не мог получить ответ на этот вопрос вплоть до 1880 года. Русский учёный Николай Лунин (рис. 1) заметил, что мыши, которые поглощали искусственное молоко, в состав которого входили казеин, жир, сахар и соли, всё равно погибали, в то время как животные, получавшие натуральное молоко, были здоровы. Учёный сделал вывод, что в молоке есть и другие незаменимые для питания вещества.

Через 16 лет была найдена причина болезни Бери-бери. Голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей — излечиваются.

Впервые витамин в кристаллическом виде выделил польский учёный Казимеж Функ. Это произошло в 1911 году. Этому веществу он дал название витамин, что в переводе с латинского vita — «жизнь». Функ высказал предположение, что и другие болезни — цинга и рахит — тоже  могут вызываться недостатком определённых витаминов.

 

При полном отсутствии какого-либо витамина в организме возникает заболевание авитаминоз . Если в организм витамин поступает в недостаточном  количестве, то возникает  гиповитаминоз . Бывают случаи гипервитаминоза — заболевания, связанного с переизбытком какого-либо витамина.

 

Классификация и основные свойства витаминов

 

Витамины обозначаются буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Витамины делятся на две большие группы — водорастворимые (группы В, С) и жирорастворимые (А, D, Е).

 

Следует помнить, что жирорастворимые витамины могут максимально усваиваться лишь тогда, когда в рационе питания в достаточном количестве присутствуют жиры растительного и животного происхождения.

Многие витамины разрушаются при долгой термической обработке и при контакте с воздухом, металлами. Поэтому целесообразно фрукты и овощи употреблять сырыми или подвергать минимальной кулинарной обработке, используя качественную посуду.

 

Таблица 1. Жирорастворимые витамины

Таблица

 

Таблица 2. Водорастворимые витамины

Таблица

 

Выводы

 

Витамины — это биологически активные вещества, которые необходимы организму в небольших количествах, но на регулярной основе. Витамины участвуют в регуляции обмена веществ. Сбалансированное питание — залог поступления витаминов с пищей.

 


Контрольные вопросы

  1. Расскажите историю открытия витаминов.
  2. Что такое витамины?
  3. Как можно классифицировать витамины?
  4. Какие функции в организме выполняет витамин А? Какая болезнь вызвана его нехваткой?
  5. Какие функции в организме выполняют витамины группы В?
  6. От какого заболевания страдали мореплаватели прошлых лет? С недостатком какого витамина это было связано?
  7. В чём ценность витамина D и каковы его основные источники?


Предыдущий урок
Строение и функции кожи. Терморегуляция. Гигиена кожи. Кожные заболевания
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Эпоха Просвещения

    История

  • Сумма и разность дробей

    Алгебра

  • Электродвигатели. Гальванометр. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке