На прошлом уроке вы вспомнили о фонетическом уровне языка: повторили определения таких понятий, как “фонетика", “орфоэпия”, “звук”. Рассмотрели звуковой состав русского языка, узнали о знаках, которые используются при записи транскрипции; научились выполнять фонетический анализ слова.
Сегодня вы переходите к повторению следующего уровня - морфемного. Вам предстоит повторить терминологию, единицы, связанные с морфемикой и словообразованием, а также основные способы образования новых слов в русском языке.
- Морфемика и морфемы
- Словообразование
- Основные способы образования слов в русском языке
- Словообразовательные единицы
- Знать определения основных морфем, способы словообразования и словообразовательные единицы
- Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов
За фонетическим уровнем языка следует морфемный уровень.
Морфемика — это учение о значимых частях слова, т. е. морфемах. Морфема — значимая часть слова, далее неделимая.
В русском языке выделяются следующие морфемы:
![](/upload/FmISkY2Aimsr_66%2520%25D0%2592%2520%25D1%2580%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%2520%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BA%25D0%25B5%2520%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F%25D1%258E%25D1%2582%25D1%2581%25D1%258F%2520%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2584%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%258B.png)
Словообразование – понятие многозначное; вот какие определения даёт «Словарь лингвистических терминов»:
- Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.
- Образование новых слов <…> по определённым моделям, существующим в данном языке.
Важно вспомнить одно графическое обозначение:
![](/upload/h3Z6cdBAnOjO_68%2520%25D0%2592%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE%2520%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C%2520%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%2520%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5.png)
При помощи этих способов образуются различные части речи. Рассмотрим некоторые примеры.
![](/upload/IxohUNh4WnMu_67%2520%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B8%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25B8%2520%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2585%2520%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B2%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2582%25D1%2581%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5%2520%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8.%2520%25D0%25A0%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BC%2520%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258B.png)
![](/upload/jM3jHOEXybZj_69%2520%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B8%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25B8%2520%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2585%2520%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B2%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2582%25D1%2581%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5%2520%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8.%2520%25D0%25A0%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BC%2520%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258B.png)
Кроме уже известных вам способов словообразования, существуют и те, при которых не используются морфемы. Самые распространённые из них:
- Переход слова из одной части речи в другую:
ванная (прил.) комната → ванная (сущ.);
военный (прил.) человек → военный (сущ.).
- Сращение словосочетания в одно слово:
вечно зелёный → вечнозелёный.
Единицами словообразования являются словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.
Словообразовательная пара — исходное слово и слово, образованное от него.
Словообразовательную цепочку составляют несколько однокоренных слов, последовательно образованных друг от друга:
![](/upload/tURddyBKqbyf_73%2520%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D1%2583%25D1%258E%2520%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BA%25D1%2583%2520%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BB%25D1%258F%25D1%258E%25D1%2582%2520%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%2520%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585%2520%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%2C%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585%2520%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B3%2520%25D0%25BE%25D1%2582%2520%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B3%25D0%25B0.png)
Словообразовательное гнездо — это группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Главой каждого гнезда является исходное слово. В словообразовательных словарях морфема, с помощью которой образовано слово, чаще всего выделяется жирным шрифтом. Вот как выглядит словообразовательное гнездо в «Новом словообразовательном словаре русского языка» (А. Н. Тихонов):
![](/upload/zWe4Hebg9OLX_72%2520%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5%2520%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B4%25D0%25BE%2520%25E2%2580%2594%2520%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25BE%2520%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25BF%25D0%25B0%2520%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585%2520%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2.png)
Контрольные вопросы:
- Что такое морфемика?
- Какие морфемы вам известны?
- Что такое словообразование?
- Какие способы образования новых слов вам известны? Приведите примеры.
- Какие словообразовательные единицы вы изучили? Приведите примеры.