Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование причастий. Страдательные и действительные причастия

Морфемика и словообразование

05.10.2024
1742
0

Образование причастий. Страдательные и действительные причастия

 

На прошлом уроке вы узнали об особенностях оформления причастного оборота и синтаксической функции слов, входящих в его состав. Сегодня мы изучим деление причастий на действительные и страдательные, рассмотрим способы, с помощью которых образуются причастия в русском языке.

 

План урока

  • Действительные и страдательные причастия
  • Образование причастий настоящего времени
  • Образование причастий прошедшего времени
  • Роль вида глагола в образовании причастий
  • Признаки глагола, которые сохраняет причастие

Цели урока

  • Знать различия между действительными и страдательными причастиями, способы образования причастий прошедшего и настоящего времени
  • Уметь образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов

 

В русском языке причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

 

Действительные причастия  называют действие-признак, выполняемое самим действующим лицом или предметом: повар, накормивший работников; топор, рубящий дрова. Действительные причастия имеют формы настоящего и прошедшего времени. Исследующий острова геолог (= геолог, который исследует острова) — настоящее время. Исследовавший острова геолог (= геолог, который исследовал острова) — прошедшее время.

 

Страдательные причастия называют действие-признак, которое испытывает на себе лицо или предмет со стороны другого лица или предмета: работники, накормленные поваром; дрова, нарубленные топором. Страдательные причастия также имеют формы настоящего и прошедшего времени: лепесток, движимый сквозняком — настоящее время; волосы, политые шампунем — прошедшее время. 

 

 

Как вы можете заметить, причастия разных групп образуются при помощи разных суффиксов.

 

Причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени с помощью суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-. 

Выбор суффикса зависит от спряжения глагола.

 

 

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида. Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида.

 

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (начальной формы глагола) с помощью суффиксов -вш-, -ш-; -нн-, -енн-, -т-:

 

 

 

 

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного (иногда — несовершенного) вида. 

 

  • От глаголов совершенного вида могут быть образованы только причастия прошедшего времени (действительные и страдательные), это связано со значением вида: у совершенного вида это результат. Как вы помните, в настоящий момент времени действие может только протекать (т. е. происходит процесс).

 

  • Необходимо помнить, что причастие сохраняет признаки глагола, от которого было образовано, — вид и возвратность:

 

 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что обозначают действительные и страдательные причастия?
  2. Как образуются причастия настоящего времени? Какие суффиксы принимают участие в их образовании?
  3. Как образуются причастия прошедшего времени? Какие суффиксы принимают участие в их образовании?
  4. Какие признаки глагола сохраняет причастие? Как они проявляются в причастии?


Предыдущий урок
Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Морфемика. Словообразование. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Стихи о родной природе

    Литература

  • Оформление реферата «История вычислительной техники»

    Информатика

  • А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке