- Дайте краткую характеристику эпохи Возрождения
- Каких известных художников относят к данному периоду?
- Кто был идеалом творцов эпохи Возрождения?
- Причины религиозной революции
- Начало борьбы за реформацию церкви
- Учение Мартина Лютера
- «Чья страна, того и вера…»
- рассмотреть процесс Реформации в Европе и его причины
- познакомиться с личностью Мартина Лютера и его ролью в Реформации
- изучить основные положения лютеранства
- познакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524–1525 гг. и её последствиями
В XVI в. среди людей начинает возрастать ценность образования, желание познать и изменить мир. Конечно, эти черты человека новой эпохи сложились благодаря распространению идей эпохи Возрождения. Все сферы жизнедеятельности европейского населения претерпевали существенные изменения.
В XVI в. происходит крупнейшее явление во всемирной истории — Реформация или религиозная революция. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей.
Революция — коренной переворот, перелом в жизни людей. Революция может быть в сфере общественных отношений, техники, культуры, науки, сферы сознания.
Реформация — (от слова реформа — преобразование, переустрой- ство) — это движение за переустройство церкви. Это революция в сфере сознания.
Причины религиозной революции
1. Потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шёл процесс обмирщения сознания, то есть возвращения мыслей человека к мирскому, а не к религиозному. Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих, а толкало к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
2. Сбор церковной десятины
Все католики, от простого крестьянина до князя, должны были отдавать десятую часть своих доходов церкви. Помимо десятины большие суммы приносили в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, за взятки церковных властей и дары, с которыми верующие ездили в Рим.
3. Торговля индульгенциями
Индульгенция — это папская грамота, которая даровала отпущение грехов. Теперь за деньги можно было получить прощение не только за совершённые грехи, но и за будущие (рис. 1).
Индульгенции продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить грамоту, заполнить её на свое имя и обрести спасение души.
4. Вмешательство духовенства в вопросы светской жизни, что не нравилось дворянам
5. Гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно — сожжен на костре, Галилео Галилей — отречён от церкви).
Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и тем, что совершалось на деле (жажда наживы) вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
В итоге существующим положением в католической церкви были недовольны все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. А простым людям и крестьянам не всегда по силам было оплачивать десятинный налог.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и без сильной королевской власти, были самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения и произведения городской поэзии.
Начало борьбы за реформацию церкви
В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба.
В 1517 г. против продажи индульгенций выступил учёный монах Мартин Лютер (рис. 2).
Мартин Лютер родился 1 ноября 1483 г. в Айсле́бене в семье бывшего рудокопа, а затем преуспевающего бюргера. Мартин Лютер окончил университет в Э́рфурте, готовился стать юристом. Однако что-то произошло в его жизни, что заставило молодого человека уйти в монастырь. Уже в 1507 г. он стал священником, а в 1512 г. получил степень доктора богословия. Долгое время Лютер преподавал в Ви́ттенберге, имел большую популярность среди студентов. Размеренная жизнь закончилась 18 октября 1517 г., когда папа Лев X издал бу́ллу, в которой говорилось о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ. В скором времени в окрестностях Виттенберга появился монах Иоганн Те́цель, который ездил с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой — деньгами, вырученными за их продажу. Мартин Лютер пытался всячески отговорить людей покупать индульгенции, однако его проповеди не находили отклика.
Тогда 31 октября 1517 г. в канун Дня Всех Святых Лютер прикрепил к дверям церкви написанные им 95 тезисов против индульгенций. Он рассчитывал, что, выходя из церкви, люди будут останавливаться и читать их. И его расчёт оправдался. Очень быстро его идеи распространились в народе. Тецель пытался их опровергнуть, однако не нашел поддержки (рис. 3).
Мартин Лютер в своих тезисах:
- осудил торговлю индульгенциями;
- провозгласил, что церковь не может быть посредником между человеком
и богом; - предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ занял сторону Лютера, что придавало ему силы и он сжёг папскую грамоту. Тогда император Священной Римской империи Карл V (он же являлся испанским королём) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Император лично хотел заняться делом Лютера. Реформатор осознавал опасность, которая грозила ему, однако решился ехать. Во время заседания несколько раз Карл V предлагал Лютеру отречься от своего учения. Но тот оставался непреклонен и сказал свою известную фразу: «На том стою и не могу иначе». Уже через месяц императором был издан Во́рмсский эди́кт, в котором Мартин Лютер и его последователи объявлялись еретиками. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья. Лютер укрылся в замке саксонского князя Фридриха, где жил под именем рыцаря Георга. Именно в этом замке был сделан перевод Библии на немецкий язык, что сделало её доступной к пониманию народом.
Учение Мартина Лютера
Учение Мартина Лютера: «спасение верой».
Основной вопрос для христианина: «как достичь спасения души?»
Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас — это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения католической церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего — это его индивидуальное дело.
- Человек спасется только верой.
- Вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека.
- Единственный авторитет в делах веры — Священное писание.
- Священники должны растолковывать Библию (должность священников — выборная).
- Не признавалось монашество.
- Церковь не должна владеть землями.
- Удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство, богатые церковные одежды, пышные обряды).
- Церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам.
- Богослужение должно вестись на родном языке.
Церковь, основанную на учении Лютера, стали называть лютеранской.
В 1524 г. началась Крестьянская война, длившаяся до 1525 г. Причинами стали увеличившиеся налоги, расширение прав феодала над крестьянами и движение Реформации. Вдохновителем крестьян на восстание стал То́мас Мю́нцер. Он считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу. Свои мысли он изложил в «Стате́йном письме», изданном в 1524 г. Его идеи сразу нашли поддержку среди взволнованного Реформацией населения. В 1524 г. были собраны и обобщены около трёхсот крестьянских жалоб, которые вышли под названием «12 статей», автором стал Христофо́р Шаппеле́р.
Крестьяне требовали решения давно назревших проблем. Они хотели самостоятельно назначать и смещать священников. Деньги с десятины должны были идти на поддержку бедных и в общую казну. Крестьяне выступили за освобождение от зависимости и ограничение штрафов и налогов. Восстание сопровождалось массовыми разграблениями замков и убийствами феодалов. Так, например, в замке Ве́йнсберг во время нападения крестьяне встретили 17 рыцарей, которых сразу же и убили. Мартин Лютер выступал с резкой критикой происходившего. Однако уже ничего не мог сделать. В итоге слабые и плохо вооруженные войска восставших были разгромлены войсками феодалов. Итогом войны стало ухудшение положения крестьян. Для них были увеличены налоги и повинности. Но эта война была первым голосом народа, который стремился к свободе.
«Чья страна — того и вера…»
После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:
- Часть князей, напуганная крестьянским движением и считавшая его причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму.
- Часть князей начала захват монастырских земель.
Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово «протестант».
Протестанты — сторонники реформации церкви.
В Германии начались религиозные войны — войны между католиками и протестантами, которые особенно активно протекали в 30–40 годы XVI в. В войну включается император Карл V, до этого занятый войнами с Францией и Турцией, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков, и князей протестантов и им удалось разбить войска Карла. После того как император чуть было не попал в плен, он в 1555 г. поспешил заключить Аугсбургский религиозный мир с князьями, согласно которому устанавливались следующие принципы (рис. 4):
- католичество и протестантство признавались равноправными;
- князья получили право определять религию своих поданных: они должны были исповедовать ту же религию, что и князь («чья страна, того
и вера»); - пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе;
- были отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) — церковь стала дешёвой.
Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим. Это закрепило политическую раздробленность Германии и затормозило процесс создания национального государства.
Контрольные вопросы
1. Почему Реформацию также называют религиозной революцией?
2. В каком году началась Реформация?
3. Что объединяло противников католической церкви?
4. Какой документ установил равноправие католиков и протестантов и когда это произошло?
5. Как называли сторонников Реформации в Германии?
- Потому что произошёл коренной переворот в христианстве и образовались новые христианские учения.
- 1517 г.
- Рост церковных поборов, вмешательство церкви в повседневную жизнь и управление государством, взяточничество, продажа церковных должностей, торговля индульгенциями.
- Аугсбургский религиозный мир 1555 г.
- Протестанты.