Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

История Нового времени

24.04.2024
6751
1

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Разминка

  • Дайте краткую характеристику эпохи Возрождения
  • Каких известных художников относят к данному периоду?
  • Кто был идеалом творцов эпохи Возрождения?

План урока

  • Причины религиозной революции
  • Начало борьбы за реформацию церкви
  • Учение Мартина Лютера
  • «Чья страна, того и вера…»

Цели урока

  • рассмотреть процесс Реформации в Европе и его причины
  • познакомиться с личностью Мартина Лютера и его ролью в Реформации
  • изучить основные положения лютеранства
  • познакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524–1525 гг. и её последствиями

Вступление

В XVI в. среди людей начинает возрастать ценность образования, желание познать и изменить мир. Конечно, эти черты человека новой эпохи сложились благодаря распространению идей эпохи Возрождения. Все сферы жизнедеятельности европейского населения претерпевали существенные изменения.

В XVI в. происходит крупнейшее явление во всемирной истории Реформация или религиозная революция. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей.


Революция коренной переворот, перелом в жизни людей. Революция может быть в сфере общественных отношений, техники, культуры, науки, сферы сознания. 

 

Реформация (от слова реформа преобразование, переустрой- ство) это движение за переустройство церкви. Это революция в сфере сознания.


Причины религиозной революции

 

1. Потребность верующих в духовном обновлении

 

Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.

 

Шёл процесс обмирщения сознания, то есть возвращения мыслей человека к мирскому, а не к религиозному. Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире его мысли обратились и к земной жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

 

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры это уже не удовлетворяло многих, а толкало к поиску другой церкви, более простой и искренней.

 

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

 

2. Сбор церковной десятины

 

Все католики, от простого крестьянина до князя, должны были отдавать десятую часть своих доходов церкви. Помимо десятины большие суммы приносили в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, за взятки церковных властей и дары, с которыми верующие ездили в Рим.

 

3. Торговля индульгенциями

Рис. 1. Торговля индульгенциями

Индульгенция это папская грамота, которая даровала отпущение грехов. Теперь за деньги можно было получить прощение не только за совершённые грехи, но и за будущие (рис. 1). 

 

Индульгенции продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить грамоту, заполнить её на свое имя и обрести спасение души.

4. Вмешательство духовенства в вопросы светской жизни, что не нравилось дворянам

 

5. Гонения церкви на науку

 

(Вспомните судьбу Джордано Бруно сожжен на костре, Галилео Галилей отречён от церкви).

 

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и тем, что совершалось на деле (жажда наживы) вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

 

В итоге существующим положением в католической церкви были недовольны все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. А простым людям и крестьянам не всегда по силам было оплачивать десятинный налог.

 

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и без сильной королевской власти, были самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения и произведения городской поэзии.

 

Начало борьбы за реформацию церкви

 

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. 

 

В 1517 г. против продажи индульгенций выступил учёный монах Мартин Лютер (рис. 2). 

Рис. 2. Мартин Лютер

Мартин Лютер родился 1 ноября 1483 г. в Айсле́бене в семье бывшего рудокопа, а затем преуспевающего бюргера. Мартин Лютер окончил университет в Э́рфурте, готовился стать юристом. Однако что-то произошло в его жизни, что заставило молодого человека уйти в монастырь. Уже в 1507 г. он стал священником, а в 1512 г. получил степень доктора богословия. Долгое время Лютер преподавал в Ви́ттенберге, имел большую популярность среди студентов. Размеренная жизнь закончилась 18 октября 1517 г., когда папа Лев X издал бу́ллу, в которой говорилось о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ. В скором времени в окрестностях Виттенберга появился монах Иоганн Те́цель, который ездил с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой деньгами, вырученными за их продажу. Мартин Лютер пытался всячески отговорить людей покупать индульгенции, однако его проповеди не находили отклика.

Рис. 3. Мартин Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви. Современный рисунок

Тогда 31 октября 1517 г. в канун Дня Всех Святых Лютер прикрепил к дверям церкви написанные им 95 тезисов против индульгенций. Он рассчитывал, что, выходя из церкви, люди будут останавливаться и читать их. И его расчёт оправдался. Очень быстро его идеи распространились в народе. Тецель пытался их опровергнуть, однако не нашел поддержки (рис. 3).

 

Мартин Лютер в своих тезисах:

  • осудил торговлю индульгенциями;
  • провозгласил, что церковь не может быть посредником между человеком 
    и богом;
  • предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ занял сторону Лютера, что придавало ему силы и он сжёг папскую грамоту. Тогда император Священной Римской империи Карл V (он же являлся испанским королём) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Император лично хотел заняться делом Лютера. Реформатор осознавал опасность, которая грозила ему, однако решился ехать. Во время заседания несколько раз Карл V предлагал Лютеру отречься от своего учения. Но тот оставался непреклонен и сказал свою известную фразу: «На том стою и не могу иначе». Уже через месяц императором был издан Во́рмсский эди́кт, в котором Мартин Лютер и его последователи объявлялись еретиками. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья. Лютер укрылся в замке саксонского князя Фридриха, где жил под именем рыцаря Георга. Именно в этом замке был сделан перевод Библии на немецкий язык, что сделало её доступной к пониманию народом.

 

Учение Мартина Лютера

 

Учение Мартина Лютера: «спасение верой».

 

Основной вопрос для христианина: «как достичь спасения души?»

 

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения католической церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего это его индивидуальное дело.

  1. Человек спасется только верой.
  2. Вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека.
  3. Единственный авторитет в делах веры Священное писание.
  4. Священники должны растолковывать Библию (должность священников выборная).
  5. Не признавалось монашество.
  6. Церковь не должна владеть землями.
  7. Удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство, богатые церковные одежды, пышные обряды).
  8. Церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам.
  9. Богослужение должно вестись на родном языке.


Церковь, основанную на учении Лютера, стали называть лютеранской .


В 1524 г. началась Крестьянская война, длившаяся до 1525 г. Причинами стали увеличившиеся налоги, расширение прав феодала над крестьянами и движение Реформации. Вдохновителем крестьян на восстание стал То́мас Мю́нцер. Он считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу. Свои мысли он изложил в «Стате́йном письме», изданном в 1524 г. Его идеи сразу нашли поддержку среди взволнованного Реформацией населения. В 1524 г. были собраны и обобщены около трёхсот крестьянских жалоб, которые вышли под названием «12 статей», автором стал Христофо́р Шаппеле́р. 

 

Крестьяне требовали решения давно назревших проблем. Они хотели самостоятельно назначать и смещать священников. Деньги с десятины должны были идти на поддержку бедных и в общую казну. Крестьяне выступили за освобождение от зависимости и ограничение штрафов и налогов. Восстание сопровождалось массовыми разграблениями замков и убийствами феодалов. Так, например, в замке Ве́йнсберг во время нападения крестьяне встретили 17 рыцарей, которых сразу же и убили. Мартин Лютер выступал с резкой критикой происходившего. Однако уже ничего не мог сделать. В итоге слабые и плохо вооруженные войска восставших были разгромлены войсками феодалов. Итогом войны стало ухудшение положения крестьян. Для них были увеличены налоги и повинности. Но эта война была первым голосом народа, который стремился к свободе. 

 

«Чья страна — того и вера…»

 

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря: 

 

  1. Часть князей, напуганная крестьянским движением и считавшая его причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму.
  2. Часть князей начала захват монастырских земель.

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово  «протестант» .


Протестанты сторонники реформации церкви.


Рис. 4. Подписание Аугсбургского религиозного мира 25 июня 1555 г.

В Германии начались религиозные войны войны между католиками и протестантами, которые особенно активно протекали в 30–40 годы XVI в. В войну включается император Карл V, до этого занятый войнами с Францией и Турцией, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков, и князей протестантов и им удалось разбить войска Карла. После того как император чуть было не попал в плен, он в 1555 г. поспешил заключить Аугсбургский религиозный мир с князьями, согласно которому устанавливались следующие принципы (рис. 4):

  • католичество и протестантство признавались равноправными;
  • князья получили право определять религию своих поданных: они должны были исповедовать ту же религию, что и князь («чья страна, того 
    и вера»);
  • пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе;
  • были отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы)  церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим. Это закрепило политическую раздробленность Германии и затормозило процесс создания национального государства.


Контрольные вопросы

 

1. Почему Реформацию также называют религиозной революцией?

2. В каком году началась Реформация?

3. Что объединяло противников католической церкви?

4. Какой документ установил равноправие католиков и протестантов и когда это произошло?

5. Как называли сторонников Реформации в Германии?


Ответы

  1. Потому что произошёл коренной переворот в христианстве и образовались новые христианские учения.
  2. 1517 г.
  3. Рост церковных поборов, вмешательство церкви в повседневную жизнь и управление государством, взяточничество, продажа церковных должностей, торговля индульгенциями.
  4. Аугсбургский религиозный мир 1555 г.
  5. Протестанты.


Предыдущий урок
Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций
История Нового времени
Следующий урок
Дух предпринимательства преобразует экономику
История Нового времени
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа»

    Информатика

  • Междометия и звукоподражания

    Русский язык

  • О. Генри. «Дары волхвов»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Латухина Яна 6 months, 30 days, 22 hours, 30 minutes назад