- Страна, которая была союзником России в Северной войне против Швеции.
- Что такое Восточный вопрос?
- Кто предложил систему, по которой армия содержит сама себя путём ограбления местного населения?
- Земельные отношения в государствах Востока. Деревенская община
- Государственное регулирование экономики. Сословный строй
- Религия и философские учения Востока
- знать религиозные и философские течения Востока
- уметь давать характеристику основным чертам жизни традиционных восточных обществ
Сегодня мы рассмотрим традиционные общества Востока. До этого мы с вами изучали общества Запада. Попробуем найти сходства и различия в этих двух парадигмах развития. Немецкий философ Карл Ясперс говорил: «Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам — нечто длящееся, медленно движущееся» (см. карту 1). Итак, что нам известно об этих странах Востока: Китай, Япония, Индия?
Китай — страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией. Китай расположен в Восточной и Центральной части Азии. Это очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад.
Япония — это «игрушечная страна» с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями, страна самураев, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости. К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов, самые крупные из них — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Острова вытянуты с севера на юг. Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами.
Индия — родина шахмат и арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор — Гималаев. На их склонах ещё сохранились густые вечнозелёные леса — джунгли.
Что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока — Китае, Японии, Индии?
Земельные отношения в государствах Востока. Деревенская община
Индия

В Индии земля принадлежала государству. Именно оно могло раздавать наделы, которые назывались джагиры. Хозяин джагиры назывался джагирдар и не имел права передавать эту землю по наследству, являлся временным её держателем. Джагирдар владел большой территорией (несколько тысяч гектаров), доход с которой в основном шёл на содержание воинских отрядов.
Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покоренные князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения, и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство — диван.
Китай
В Китае земли делились на государственные и народные (частные). К государственным относились:
- земли, конфискованные у преступников;
- пастбища;
- земли императорского дома;
- земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;
- участки, принадлежащие военным поселениям.
В Китае существовали так называемые должностные поля. Это территории, которые государство давало чиновникам на время службы. Поля для поддержания бескорыстия выдавались из фонда государства чиновникам, у которых была низкая оплата. На таких участках чиновники могли заниматься хозяйством, которое давало доход. Это делалось во избежание взяточничества.
Япония
В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала — от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.
Деревенская община
Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности её организации в Индии, Китае и Японии.
Индия
В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определённую сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из 5 наиболее зажиточных жителей. Помимо занятия сельским хозяйством общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и в предметах быта. Все должности внутри общины были чётко распределены и передавались по наследству. Получалось, что, оставаясь свободным, житель общины не мог её покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За её пределами он становился пришлым и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1/8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.
Китай

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделённые на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста, а группы дворов возглавляли деся́тские, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением. Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю. В китайской общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.
Япония
В Японии деревенская община значительно окрепла к XV в.. Она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов её жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной:
- осуществляло общее собрание;
- занималось распределением воды;
- решало, как использовать угодия;
- делило между жителями трудовые повинности.
Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Так община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.
Государственное регулирование экономики. Сословный строй
В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли: на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.
Таблица 1. Сословный строй стран Востока
Китай
|
Япония
|
Индия
|
Императорская семья проводила время в развлечениях, купалась в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях.
|
Воины-самураи
Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству.
Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У самураев был свой кодекс, согласно которому они жили, — «Бусидо́», или путь воина. Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву. В случае смерти своего господина самурай совершал сэппуку — ритуальное вспарывание живота.
|
Древние индусы подразделяли людей на четыре главные социальные группы — касты. КАСТА — обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов (рис. 1). К наивысшей касте относились учителя, судьи и жрецы (брахманы).
|
Чиновники, или мандарины — умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы (рис. 3).
|
Крестьяне — основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка.
|
За ними следовали сановники, воины (кшатрии).
|
Крестьяне обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством.
|
Ремесленники жили в городах. Сын наследовал профессию отца.
|
Затем купцы и землевладельцы (вайшьи).
|
Ремесленники трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги.
|
Купцы — их считали «паразитами», которые сами ничего не производят.
|
И к самой низшей касте относились крестьяне и слуги (шудры).
|
Торговцы наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали.
|
Сословный строй Японии:
|
Последней стояла так называемая каста неприкасаемых.
Это неквалифицированные, отвергнутые обществом профессии: уборщики, работники на кладбищах, палачи.
|
Религия и философские учения Востока
Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий: конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.
Конфуцианство — это древнее философско-этическое учение, созданное мудрецом Конфуцием. Сформировалось в Китае и было обязательным для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.
Конфуций — это латинизированный вариант имени Кун Фу Цзы (кит. «мудрец/учёный/философ [из рода] Кун»). Кун — фамильное, родовое имя, а собственное его имя было — Цю.

Конфуций учил: «Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи — государства (рис. 3).
Одна из центральных идей в культуре Китая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.
Само учение основывалось на 5 принципах:
- любовь к людям. Именно его авторству принадлежит правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе»;
- справедливость;
- исполнение ритуалов;
- рассудительность;
- искренность.
Каждый житель Китая должен был им соответствовать.
Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм.

Буддизм — это мировая религия, возникшая на северо-востоке Индии на территории современного индийского штата Бихар. Основателем этой религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием» (рис. 4).

По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса. Во время своего духовного поиска Гаутаме пришлось столкнуться с различными наваждениями и искушениями. Так, злое и демоноподобное существо Мара пыталось отвратить подвижника от его пути, предлагая его взору соблазнительных красавиц, создавая видения стихийных бедствий и нападений рассвирепевших животных. Но Сиддхартха оставался непреклонен в своих устремлениях до тех пор, пока не осуществил, наконец, свой духовный прорыв. Он обрёл просветление — бодхи (рис. 5).
Буддизм также определяет основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека — это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится к исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать следующее:
- поверить, что мир полон страданий;
- ограничить свои желания и стремления;
- говорить только правду и добрые слова;
- совершать добрые дела;
- не наносить вред живому;
- следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.
Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождение, и он сможет стать представителем высшей касты.
В Японии национальной религией стал синтоизм.
Синтоизм или синто — это национальная религия японцев, происхождение которой теряется в глубине веков. Японские правители вернулись к ней в XVIII в., когда появилась необходимость упрочения власти императора.

Согласно учению, существует богиня солнца Аматэра́су (рис. 6). Император является её прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял её суть.
Таким образом, сравним три восточных государства по тем показателям, которые рассмотрели. В Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и народные земли. Деревенская община везде имела самоуправление и была главной ячейкой общества в странах Востока, а на крестьянском труде держалось могущество государства. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии — сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.
Контрольные вопросы
1. Почему в городах Востока медленно развивалась хозяйственная жизнь?
2. Кто такие самураи?
3. Почему буддизм стал мировой религией?
- В Китае уже в XVI в. государство установило ряд монополий на наиболее доходные ремесла, открыло казённые предприятия, ввело систему государственных закупок по ценам, ниже рыночных. В Японии купцы находились в самом низу иерархической лестницы.
- Самураи — это воины, жившие по закону кодекса чести — бусидо, находились на верху иерархической лестницы в Японии.
- Буддизм призывал людей к самосовершенствованию, независимо от их происхождения.