Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Технические открытия и выход к мировому океану

История Нового времени

Технические открытия и выход к мировому океану

План урока

  • Новые технические изобретения и усовершенствования
  • Причины Великих географических открытий
  • Португалия и Великие географические открытия
  • Открытие морского пути в Индию

Цели урока

  • познакомиться с техническими изобретениями и географическими открытиями конца XV — начала XVI вв.
  • характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий
  • составлять исторические портреты первооткрывателей
  • определять и аргументировать своё отношение к ним

Вступление

Век Великих географических открытий знаменует об окончании средневековой эпохи — эпохи становлений европейских государств, смены политических курсов, инквизиции и господства церкви. Грядёт новый век, а за ним и желание открытия новых путей в Африку и на Восток. Эпоха Великих географических открытий стирает границы между двумя мирами, приводит к созданию мирового рынка… Но какой ценой? Действительно ли эти открытия так велики? 

Новые технические изобретения и усовершенствования

Рис. 1. Ветряная мельница Рис. 1. Ветряная мельница

Исторический период нового времени берёт начало с рубежа XV–XVI вв., и связано это с эпохой Великих географических открытий. Они стали возможны потому, что к этому времени вследствие развития производительных сил ввели важные технические усовершенствования в области мореплавания и военного дела. Преобразования также коснулись ремесла и торговли.

 

Стала широко использоваться энергия воды и ветра. Одним из наиболее  распространённых источников энергии были ветряные мельницы. Они использовались в кузнечном деле, валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна (рис. 1).

Рис. 2. Система насосов в шахте Рис. 2. Система насосов в шахте

В горном деле стали применять конный привод и водяное колесо для подъёма руды; появились водоотливные устройства, что позволило увеличить глубину рудников. Разрабатывались месторождения каменного угля. Применение в металлургии доменных печь, достигающих 3–4 метра в высоту, привело к росту количества и качества выплавляемого металла (рис. 2).

 

Немаловажную роль в развитии науки и распространении знаний сыграло развитие книгопечатания. Выпускалась техническая литература (например сочинение Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»). Печатались книги античных мыслителей (Аристотеля, Птолемея и др.) по географии и астрономии.

Рис. 3. Печатный станок Рис. 3. Печатный станок

Печатались труды флорентийского учёного, географа и астронома Паоло Тосканелли, глубоко убеждённого в шарообразности Земли и выдвинувшего идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного. Эти книги сыграли большую роль в подготовке Великих географических открытий (рис. 3).

 

Успехи в горном деле и металлургии позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки — орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Пушки на европейских кораблях появились в XIV в. (рис. 4).

Рис. 4. Бомбарда Рис. 4. Бомбарда

Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов. Широко стало применяться ручное огнестрельное оружие (мушкеты и кремневые ружья). Для кавалерии создали короткоствольные ружья — карабины и пистолеты. С появлением огнестрельного вооружения на смену рыцарской коннице и ополчению приходит профессиональная наёмная пехота.

Рис. 5. Каравелла Рис. 5. Каравелла

Значительные изменения происходили в кораблестроении. Европейцы научились строить хорошо управляемые корабли нового типа — каравеллы и галеоны, позволившие им выйти на широкие морские просторы. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, обеспечивающим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми парусами, давшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточно большие помещения для экипажа и хранения запасов пресной воды и пищи (рис. 5).

Рис. 6. Астролябия Рис. 6. Астролябия

На рубеже XIV–XV вв. европейские мореплаватели стали использовать компас и астролябию (прибор для измерения широты), несколько позднее — навигационные карты (портуланы), на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (рис. 6).

 

Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы.

 

Научные знания, изобретения и усовершенствования создали для европейцев возможность начать путешествия в далёкие от Европы страны.


Определите, как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий.


Причины Великих географических открытий

 

1. Экономические. 

Рост производительности труда привёл к поискам новых рынков сбыта товаров. Дальнейшему развитию торговли препятствовал недостаток драгоценных металлов. Возникает стремление получить золото и жажда наживы.

 

2. Внешнеполитическая. 

Средиземноморская торговля (которая активно развивалась после Крестовых походов) оказалась под контролем Османской империи, в результате чего европейские купцы должны были платить огромные пошлины.

 

3. Социальные. 

В Европе появилось избыточное население, готовое к смене места жительства для улучшения своей жизни. Рост числа городов и развитие торговли сформировали слой предпринимателей, готовых к далёким путешествиям ради прибыли (торговля восточными специями приносила огромный доход). Появление новых видов вооружения создало слой людей, готовых служить кому угодно ради денег.


Какие слои населения были заинтересованы в открытии новых земель? Почему?


Португалия и Великие географические открытия

Рис. 7. Энрике Мореплаватель Рис. 7. Энрике Мореплаватель

Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Удобное расположение Португалии и основное занятие жителей страны — мореплавание — определило их дальнейшее лидерство в географических открытиях.

 

Одним из первых увлёкся идеей дальних морских путешествий португальский принц Энрике Мореплаватель (иногда встречается как Генрих Мореплаватель). В 1415 году под руководством принца началось строительство новых кораблей — каравелл. Их собирались отправить в разведочные плавания вдоль западного берега Африки (рис. 7). 

Карта 1. Путь Энрике (Генриха) Мореплавателя Карта 1. Путь Энрике (Генриха) Мореплавателя

Главной целью походов было добраться до Индии по морю. Энрике Мореплаватель основал в Сагрише военный порт, обсерваторию и школу картографии. Посланные им моряки, исследуя Атлантический океан, открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса и Канарские острова. Вскоре они открыли и побережье Гвинейского залива (см. карту 1).

 

Португальцы подчиняли прибрежные племена негров, налаживали добычу золота и торговлю рабами, но вглубь Африки не проникли. Сам Энрике лишь один раз в жизни пересёк на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почётное прозвище Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций. 


1. Почему именно Португалия стала первой страной, начавшей поиск морского пути в Индию?

2. Почему португальский принц Энрике, лишь однажды пересёкший Гибралтар, получил прозвище Мореплаватель?


Открытие морского пути в Индию

Рис. 8. Бартоломеу Диаш (1450–1500 гг.) Рис. 8. Бартоломеу Диаш (1450–1500 гг.)

Уже после смерти Энрике (Генриха) Мореплавателя португальцы достигли экватора, двигаясь вдоль африканского побережья. В 1488 г. экспедиция Бартоломеу Диаша достигла южной оконечности Африки — мыса Доброй Надежды. Буря вынесла корабли португальцев в Индийский океан. Видя, что берег уходит на северо-восток, Диаш понял, что обогнул Африку. Он хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но припасы были на исходе, и команда настояла на прекращении рискованного плавания (рис. 8).

Рис. 9. Карта путешествий Васко да Гамы Рис. 9. Карта путешествий Васко да Гамы

8 июля 1497 года от берегов Португалии отплыли четыре корабля во главе с доверенным лицом короля — дворянином Васко да Гамой. После восьмимесячного плавания в мае 1498 года флотилия Васко да Гамы достигла берега Индии. В огромном порту Каликуты португальцы нагрузили корабли перцем и пряностями. Путь к родным берегам выдержали только два корабля и меньше половины моряков, но привезённые ими товары были проданы по цене во много раз большей, чем стоила их закупка, снаряжение и проведение всей экспедиции (рис. 9 и 10).

Рис. 10. Васко да Гама (1460–1524 гг.) Рис. 10. Васко да Гама (1460–1524 гг.)

Путешествия Васко да Гамы, как и Бартоломея Диаша, были знамением Нового времени, имевшего глобальные последствия для человечества. Оба мореплавателя расширили представления о земле и её ресурсах, их открытия дали реальные сведения об океанских просторах. Появились новые стимулы для развития торговли, мореходства, судостроения, а вместе с тем для развития науки и техники.


1. Кто и когда в Португалии начал первые океанские плавания? В каком направлении они велись? 

2. В экспедиции Васко да Гамы погибло два корабля и более половины участников. Почему португальские экспедиции в Индию не прекратились, несмотря на это обстоятельство?


Итоги

Технические и научные открытия позволили европейцам выйти в открытый океан, а успехи португальцев в поисках морского пути в Индию подтолкнули другие страны начать экспедиции в поисках заморских территорий, богатых драгоценными металлами, пряностями и другими дорогостоящими и редкими товарами.


Предыдущий урок
Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации
История Нового времени
Следующий урок
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
История Нового времени
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя. Остап и Андрий: противопоставление. Образ Тараса Бульбы

    Литература

  • Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

    География

  • Особенности строения млекопитающих

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке