- Новые технические изобретения и усовершенствования
- Причины Великих географических открытий
- Португалия и Великие географические открытия
- Открытие морского пути в Индию
- познакомиться с техническими изобретениями и географическими открытиями конца XV — начала XVI вв.
- характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий
- составлять исторические портреты первооткрывателей
- определять и аргументировать своё отношение к ним
Век Великих географических открытий знаменует окончание средневековой эпохи — эпохи становлений европейских государств, смены политических курсов, инквизиции и господства церкви. Грядёт новый век, а за ним и желание открытия новых путей в Африку и на Восток. Эпоха Великих географических открытий стирает границы между двумя мирами, приводит к созданию мирового рынка… Но какой ценой? Действительно ли эти открытия так велики?
Новые технические изобретения и усовершенствования

Исторический период нового времени берёт начало с рубежа XV–XVI вв., и связано это с эпохой Великих географических открытий. Они стали возможны благодаря тому, что к этому времени из-за развития производительных сил произошли важные технические усовершенствования в области мореплавания и военного дела. Преобразования также коснулись ремесла и торговли.
Стала широко использоваться энергия воды и ветра. Одним из наиболее распространённых источников энергии были ветряные мельницы. Они использовались в кузнечном деле, валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна (рис. 1).
В горном деле стали применять конный привод и водяное колесо для подъёма руды; появились водоотливные устройства, что позволило увеличить глубину рудников. Разрабатывались месторождения каменного угля. Применение в металлургии доменных печей, достигающих 3–4 метра в высоту, привело к росту количества и качества выплавляемого металла.
Немаловажную роль в развитии науки и распространении знаний сыграло развитие книгопечатания. Выпускалась техническая литература (например, сочинение Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»). Печатались книги античных мыслителей (Аристотеля, Птолемея и др.) по географии и астрономии.

Печатались труды флорентийского учёного, географа и астронома Паоло Тосканелли, глубоко убеждённого в шарообразности Земли и выдвинувшего идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного. Эти книги сыграли большую роль в подготовке Великих географических открытий (рис. 2).
Успехи в горном деле и металлургии позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки — орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Пушки на европейских кораблях появились в XIV в. (рис. 3).

Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов. Широко стало применяться ручное огнестрельное оружие (мушкеты и кремневые ружья). Для кавалерии создали короткоствольные ружья — карабины и пистолеты. С появлением огнестрельного вооружения на смену рыцарской коннице и ополчению приходит профессиональная наёмная пехота.

Значительные изменения происходили в кораблестроении. Европейцы научились строить хорошо управляемые корабли нового типа — каравеллы и галеоны, позволившие им выйти на широкие морские просторы. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, обеспечивающим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми парусами, которые давали возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточно большие помещения для экипажа и хранения запасов пресной воды и пищи (рис. 4).

На рубеже XIV–XV вв. европейские мореплаватели стали использовать компас и астролябию (прибор для измерения широты), несколько позднее — навигационные карты (портуланы), на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (рис. 5).
Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы.
Научные знания, изобретения и усовершенствования создали для европейцев возможность начать путешествия в далёкие от Европы страны.
Определите, как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий.
Причины Великих географических открытий
1. Экономические.
Рост производительности труда привёл к поискам новых рынков сбыта товаров. Дальнейшему развитию торговли препятствовал недостаток драгоценных металлов. Возникает стремление получить золото и жажда наживы.
2. Внешнеполитические.
Средиземноморская торговля (которая активно развивалась после Крестовых походов) оказалась под контролем Османской империи, в результате чего европейские купцы должны были платить огромные пошлины.
3. Социальные.
В Европе появилось избыточное население, готовое к смене места жительства для улучшения своей жизни. Рост числа городов и развитие торговли сформировали слой предпринимателей, готовых к далёким путешествиям ради прибыли (торговля восточными специями приносила огромный доход). Появление новых видов вооружения создало слой людей, готовых служить кому угодно ради денег.
Какие слои населения были заинтересованы в открытии новых земель? Почему?
Португалия и Великие географические открытия

Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Удобное расположение Португалии и основное занятие жителей страны — мореплавание — определило их дальнейшее лидерство в географических открытиях.
Одним из первых увлёкся идеей дальних морских путешествий португальский принц Энрике Мореплаватель (иногда встречается как Генрих Мореплаватель). В 1415 году под руководством принца началось строительство новых кораблей — каравелл. Их собирались отправить в разведочные плавания вдоль западного берега Африки (рис. 6).

Главной целью походов было добраться до Индии по морю. Энрике Мореплаватель основал в Сагрише военный порт, обсерваторию и школу картографии. Посланные им моряки, исследуя Атлантический океан, открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса и Канарские острова. Вскоре они открыли и побережье Гвинейского залива (см. карту 1).
Португальцы подчиняли прибрежные племена негров, налаживали добычу золота и торговлю рабами, но вглубь Африки не проникли. Сам Энрике лишь один раз в жизни пересёк на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почётное прозвище Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций.
1. Почему именно Португалия стала первой страной, начавшей поиск морского пути в Индию?
2. Почему португальский принц Энрике, лишь однажды пересёкший Гибралтар, получил прозвище Мореплаватель?
Открытие морского пути в Индию

Уже после смерти Энрике (Генриха) Мореплавателя португальцы достигли экватора, двигаясь вдоль африканского побережья. В 1488 г. экспедиция Бартоломеу Диаша достигла южной оконечности Африки — мыса Доброй Надежды. Буря вынесла корабли португальцев в Индийский океан. Видя, что берег уходит на северо-восток, Диаш понял, что обогнул Африку. Он хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но припасы были на исходе, и команда настояла на прекращении рискованного плавания (рис. 7).

8 июля 1497 года от берегов Португалии отплыли четыре корабля во главе с доверенным лицом короля — дворянином Васко да Гамой. После восьмимесячного плавания в мае 1498 года флотилия Васко да Гамы достигла берега Индии. В огромном порту Каликута португальцы нагрузили корабли перцем и пряностями. Путь к родным берегам выдержали только два корабля и меньше половины моряков, но привезённые ими товары были проданы по цене во много раз большей, чем стоила их закупка, снаряжение и проведение всей экспедиции (рис. 8 и 9).

Путешествия Васко да Гамы, как и Бартоломея Диаша, были знамением Нового времени, имевшего глобальные последствия для человечества. Оба мореплавателя расширили представления о земле и её ресурсах, их открытия дали реальные сведения об океанских просторах. Появились новые стимулы для развития торговли, мореходства, судостроения, а вместе с тем и для развития науки и техники.
1. Кто и когда в Португалии начал первые океанские плавания? В каком направлении они велись?
2. В экспедиции Васко да Гамы погибло два корабля и более половины участников. Почему португальские экспедиции в Индию не прекратились, несмотря на это обстоятельство?
Технические и научные открытия позволили европейцам выйти в открытый океан, а успехи португальцев в поисках морского пути в Индию подтолкнули другие страны начать экспедиции в поисках заморских территорий, богатых драгоценными металлами, пряностями и другими дорогостоящими и редкими товарами.