Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Международные отношения в конце XV – XVII вв.

История Нового времени

04.10.2024
15106
0

Международные отношения в конце XV–XVII вв.

Разминка

  • Кто был лидером левеллеров?
  • В каком году состоялась реставрация монархии в Англии?
  • Как называлась династия, воцарившаяся в Англии в 1660 г.?

План урока

  • Причины международных конфликтов
  • Тридцатилетняя война
  • Вестфальский мир
  • Европа в XVIII в.
  • Восточный вопрос

Цели урока

  • знать основные события международной политики XVI–XVIII вв.
  • уметь определить значения заключённых мировых договоров и роль России в европейских событиях XVI–XVIII вв.

Вступление

На протяжении XVI в. Европа не стояла на месте. Быстрыми темпами шло развитие политических, экономических сфер, международных связей. Такой рывок удалось сделать благодаря Великим географическим открытиям. Появились новые рынки сбыта, торговли, меняются выгодные экономические районы. В итоге с  расширениями связей между государствами растёт конкуренция. Она становится причиной конфликтов между этими государствами. 

Причины международных конфликтов

 

Первая причина. Существовали две точки зрения на то, какая должна быть Европа:

 

  1. Правившие в Священной Римской империи австрийские Габсбурги считали, что должна существовать единая империя, во главе которой должен стоять поддерживаемый папой римским католический император;
  2. Англия и Франция считали, что в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

 

Вторая причина. В XVI в. Европа расколота по религиозному признаку на католиков и протестантов. Католические страны стремились остановить «ересь», протестанты считали «истинным» своё вероучение. Религиозные войны достигли европейского масштаба.

 

Третья причина. Экономические противоречия — борьба за колонии, рынки, за господство на морских торговых путях. За монополию в торговле в Атлантике сражались Испания и Англия. Частыми были нападения английских пиратов на испанские корабли. Своё преимущество в этой борьбе доказала Англия после того, как ей удалось разгромить Непобедимую испанскую армаду. Северные государства боролись за торговые интересы на Балтике. Здесь основными соперниками были Дания и Швеция.

 

Четвёртая причина. Отсутствие ясной и постоянной политики некоторых стран. Позиции французских королей менялись в зависимости от интересов внутренней политики, их вероисповедания и личных симпатий, поэтому они выступали то на стороне Англии, то на стороне Испании. Соперничество между Францией и Испанией за влияние на богатую Италию привело к Итальянским войнам. 

Карта 1. Европа в середине XVI в.

В ходе войн столкнулись интересы Франции и Испании в вопросе обладания итальянскими землями. Причиной конфликта стало желание Франции подчинить себе эти территории по династическому праву. Король Франции Карл VIII был родственником правителей Неаполитанского королевства. Войны длились на протяжении 65 лет, а битвы попеременно приносили успех всем участникам.

 

В 1559 г. был заключен Като-Камбрезийский мир, по которому Франция отказывалась от претензий на итальянские земли. А Испания утвердилась на этой территории и превратилась в одно из ведущих государств. В то же время за эти годы было разорено хозяйство Италии, и она перестала участвовать в политической жизни Европы (см. карта 1).


Тридцатилетняя война

Карта 2. Тридцатилетняя война

В 1618–1648 гг. шла Тридцатилетняя война. Она стала первым общеевропейским крупным конфликтом, в котором участвовали почти все европейские государства (см. карта 2). 

 

Причины войны: 

  • борьба протестантов за равные права с католиками;
  • стремление церкви вернуть всю полноту власти в свои руки;
  • желание Швеции контролировать северные торговые пути, т. е. сделать Балтийское море внутренним;
  • расширение влияния Габсбургов, которые контролировали Австрию и Испанию;
  • желание Нидерландов обрести независимость от Испании;
  • Франция стремится потеснить Габсбургов на международной арене и выйти в лидеры.

 

Периоды и ход войны представлены в таблице 1.

Таблица 1. Тридцатилетняя война.

 

Название периода

Основные события

Чешский (Богемский) (1618–1625)

В 1618 г. чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников. Это означало разрыв отношений с Австрией. 

1619 г. — граф Турн захватывает предместье Вены;

1620 г. — сражение у Белой горы;

Итог: расправа над восставшими, превращение Чехии в провинцию Австрии Богемию.

Датский 
(1625–1629)

Войска императора Фердинанда II под руководством Альбрехта фон Валленштейна в 1626 г. разгромили датчан и их немецких протестантских союзников и заняли территорию северогерманских государств. На этих землях было восстановлено господство католической церкви (Реституционный эдикт). Потеряв половину армии, датский король бежал, а затем был вынужден заключить мир и обязался не вмешиваться в дела Германии.

Шведский (1630–1635)

Король Швеции Густав II Адольф хотел ослабить позиции католической церкви и захватить Балтийское море. Самая профессиональная армия. 

1630 г. вторжение шведской армии в Германию. К 1632 г. захвачены Эрфурт, Вюрцбург, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен. Но в бою погибает сам король. Это ослабило дух армии и шведские войска остались в Германии, превратившись в таких же грабителей, как и банды Валленштейна.

Франко-Шведский (1635–1648)

В 1634 г. будущий император Фердинанд III нанёс шведам решительное поражение при Нёрдлингене. Сложившейся ситуацией воспользовалась Франция, заключившая союз с Голландией и Швецией. В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании, а кардинал Ришельё посылает в Германию французские войска. 

К 1648 г. французские войска одержали ряд значительных побед, что вынудило нового императора пойти на заключение мира.

 

Чешский период 30-летней войны

 

Поводом к войне послужили события в Чехии, входившей в состав Священной Римской империи. В 1618 г. чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников. Это означало разрыв отношений с Австрией. 

 

Чехи под предводительством графа Турна двинулись на Вену и в июне 1619 г. завладели её предместьями. Фердинанд II, ставший в 1619 г. императором, отправил против повстанцев большую армию, которая в 1620 г. разбила наголову чешское войско у Белой горы, после чего над восставшими учинили жестокую расправу. Чехия была превращена в австрийскую провинцию — Богемию.

 

Датский период 30-летней войны

 

Победа императора вызвала тревогу Дании, имевшей свои территориальные владения в Северной Германии. Дания вступает в коалицию с Англией и Голландией и в 1625 г. начинает военные действия. Но на помощь католикам приходит талантливый полководец Альбрехт фон Валленштейн (1583–1634), который из-за отсутствия в казне денег предложил Фердинанду II создать армию в 50 тыс. человек без особых расходов для казны. За это император назначил его имперским главнокомандующим. Военная система Валленштейна состояла в том, что армия должна сама себя содержать путём ограбления населения той местности, где она находится. Император узаконил разбой солдат на покорённых территориях. В 1626 г. имперские войска разгромили датчан и их немецких протестантских союзников и заняли территорию северогерманских государств. На этих землях было восстановлено господство католической церкви. Потеряв половину армии, датский король бежал, а затем был вынужден заключить           мир (1629) и обязался впредь не вмешиваться в дела Германии.

 

Шведский период 30-летней войны

 

Шведский король Густав II Адольф — страстный лютеранин, хотел ослабить позиции католицизма и захватить в свои руки всё Балтийское море, собирать в свою пользу торговые пошлины, превратить королевство в сильную балтийскую империю. 

 

В 1630 г. Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией.

 

Помощь шведскому королю оказывали Франция и Россия. Франция, желавшая ослабить Габсбургов, помогала деньгами. Россия поставляла Швеции дешёвый хлеб, надеясь при её поддержке вернуть Смоленск, захваченный Польшей.

 

Шведский король занял земли южной Германии. В ноябре 1632 г. шведские войска в битве у Лютцена нанесли поражение войскам императора, однако в кавалерийской схватке погиб король Густав II Адольф. После гибели своего полководца шведские войска остались в Германии и превратились в таких же грабителей, как и банды Валленштейна.

 

Окончание 30-летней войны

 

В 1634 г. сын Фердинанда II, будущий император Фердинанд III, нанёс шведам решительное поражение при Нёрдлингене. Сложившейся ситуацией воспользовалась Франция, заключившая союз с Голландией и Швецией. В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании, а кардинал Ришельё посылает в Германию французские войска. 

 

В 1637 г. новым императором Священной Римской империи становится Фердинанд III (1608–1657). В 1647 г. он едва не попадает в плен к шведским партизанам. К 1648 г. французские войска одержали ряд значительных побед, что вынудило нового императора пойти на заключение мира. Очистить свои владения от солдатских и разбойничьих шаек Фердинанду удалось лишь к 1654 г.

 

Вестфальский мир

 

Война закончилась в 1648 г. Вестфальским миром, заложившим основы новых отношений между государствами в Европе (рис. 1).

 

Согласно положениям мира:

Рис. 1. Подписанты, положившие конец Тридцатилетней войне

  • Франция получала часть Эльза́са, Мец, Туль, Ве́рден;
  • Швеция получала Померанию, остров Рю́ген, Бременское епископство. Однако самым важным для неё стало получение контроля над устьями рек Одер и Эльба, через которые вели внешнюю торговлю германские князья;
  • Швейцария и Нидерланды были признаны независимыми государствами;
  • на германских землях было признано равноправие католической и протестантской религий;
  • германские князья получили право заключать между собой и с иностранными государствами союзы. Это ещё больше укрепило политическую раздробленность германских земель.

Таким образом, в ходе Тридцатилетней войны:
 

  • были разорены германские города;
  • Габсбурги потеряли своё прошлое влияние, а Испания отошла на второй план в европейской политике;
  • усилилось влияние Франции;
  • Швеция получила ведущее место на Балтике;
  • закончились религиозные войны, порожденные реформацией.

 

Равновесие сил в Европе, основанное на Вестфальском мире, держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов. 

 

Европа в XVIII в.

 

Таблица 2. Европейские войны XVIII в.

 

Дата

Событие 

Страны-участницы

Итоги

1701–1714

Война за испанское наследство

Франция против Англии и Нидерландов

Поражение Франции и усиление Англии. Голландия стала союзником Англии

1700–1721

Северная война 

Швеция против России, Дании, Речи Посполитой (Польши)

Поражение Швеции. Россия получила выход в Балтийское море. Швеция потеряла часть Прибалтийских земель

1740–1748

Война за австрийское наследство 

Пруссия, Франция, Испания и часть немецких княжеств против Австрии, Англии, Голландии и России

Австрийская императрица Мария-Терезия сохранила единство своих территорий. Началась борьба прусских Гогенцоллернов и австрийских Габсбургов за первенство среди германских государств

1756–1763

Семилетняя война 

Пруссия, Англия против Франции, Австрии, Саксонии, России и Швеции

Возрастание военной мощи России. Нарастание противоречий между Англией и Францией. Англия становится ведущей колониальной империей, отобрав у Франции Канаду и Лузитанию в Северной Америке и часть владений Индии

 

Восточный вопрос

 

Огромная по численности населения и территории Османская империя была одним из самых опасных противников XVI–XVII вв. Османы часто совершали набеги на Польшу, Россию, побывали с набегом в Вене.

Карта 3. Османская империя в начале XVII в.

Но всё изменилось со второй половины XVII в.: империя стала слабеть. Часто начали вспыхивать восстания на окраинах: покорённые народы пытались избавиться от турецкого гнёта. 

 

Могущество Османской империи было существенно подорвано войнами с Россией. Усиление России в этом регионе было не на руку европейским государствам, это нарушало европейский баланс сил. В итоге из-за того, что европейские страны не могли договориться о том, как поровну разделить земли Османской империи, последняя продолжала существовать до начала XX в. В истории эти противоречия и связанные с ними конфликты получили название Восточный вопрос (см. карту 3).

Таким образом:
 

  • в XVIII столетии ведущую роль в международных отношениях стали играть национальные интересы отдельных государств;
  • одной из отличительных особенностей конфликтов XVIII в. стали «войны за наследство»;
  • после поражения династии Габсбургов в Тридцатилетней войне ведущей державой в Европе становится Франция;
  • важную роль играют Англия, Австрия, Нидерланды и Швеция;
  • религиозные войны уходят в прошлое;
  • в войне за господство на море и в колониях Франция в XVIII в. воюет с Англией;
  • в число великих держав входят Россия и Пруссия;
  • важное место в межгосударственных отношениях стал играть «восточный вопрос».


Контрольные вопросы

 

1. Какие противоречия существовали в международных отношениях в XVI–XVIII вв.?

2. Назовите даты начала Тридцатилетней войны, Вестфальского мира, Северной и Семилетней войны.

3. Какое государство усилилось в результате войны за испанское наследство?


Ответы

  1. Религиозные, экономические, территориальные противоречия.
  2. Начало Тридцатилетней войны в 1618 г. , Вестфальский мир – 1648 г., Северная война — 1700–1721 гг., Семилетняя война — 1756–1763 гг.
  3. Англия.


Предыдущий урок
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
История Нового времени
Следующий урок
Парламент против короля. Революция в Англии
История Нового времени
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Многообразие кольчатых червей

    Биология

  • Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова

    Русский язык

  • Создание мультимедийной презентации

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке