Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

История Нового времени

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Разминка

  • С какими событиями в Европе связано имя Мартина Лютера?
  • Назовите причины, по которым произошла религиозная революция
  • Что означает принцип «чья власть, того и вера»?

План урока

  • Жан Кальвин и кальвинистская церковь
  • Борьба католической церкви с ересью
  • Орден иезуитов
  • Попытки реформ и Тридентский собор

Цели урока

  • знать основные положения кальвинизма
  • уметь определять причины сопротивления реформам со стороны духовенства; выделять причины, цели и дальнейшее влияние Контрреформации на судьбы Европы

Вступление

В XVI в. в Европе был создан монашеский орден иезуитов, чьим основным принципом было беспрекословное подчинение авторитету церкви. Это выразилось в следующей формуле: «Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее чёрной». Что послужило причиной создания такой строгой дисциплинированной организации? Нам предстоит это выяснить на этом уроке.

Жан Кальвин и кальвинистская церковь

 

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь проникает в близлежащие к Германии государства: Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии, и это связано с именем Жана Кальвина (рис. 1).

Рис. 1. Жан Кальвин Рис. 1. Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509–1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Уже в возрасте 23 лет он получил докторскую степень и начал работу над книгами, где изложил личное видение веры и церкви. Из-за своих идей и проповедей Жан Кальвин был вынужден покинуть Францию. В Ба́зеле Кальвин в 1536 г. издает труд «Наставление в христианской вере», в котором выражает идею самоуправления церковных общин в вопросе выбора веры. Жан Кальвин много путешествовал по Европе, жил в Италии. Однажды он заехал в Женеву. Там познакомился с Гийо́мом Фаре́лем, реформатором. Именно Фарель и уговорил Кальвина задержаться в городе и помочь ему с устройством новой церкви. Однако в скором времени он уехал и из Женевы. Три года жил в Страсбурге, пока власти Женевы не пригласили вернуться обратно и помочь ввести в городе новый порядок. 

За колоссальное влияние на умы людей современники прозвали Жана Кальвина «женевским папой». Таким образом, формируется ещё одно протестантское вероучение   кальвинизм.


Кальвинизм это одно из основных направлений протестантизма, названное по имени его основателя Жана Кальвина.


Вслед за Мартином Лютером, Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих с начала существования христианства: «Свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба предопределена Богом?»

 

Кальвин однозначно утверждал следующее:

  • судьбы людей предопределены Богом сразу и изначально с момента рождения. При этом человек либо предопределен к вечному спасению (и после смерти тоже) либо к вечной погибели;
  • никто из верующих не знает собственного предопределения;
  • несмотря на предопределение, человек не должен слепо ожидать свершения своей судьбы, он должен двигаться навстречу ей через труд;
  • именно успех в труде является признаком спасения души;
  • если человеку не везёт в трудовой деятельности, то есть он не достигает успеха, то это признак того, что человек предопределён к вечной гибели. Но не нужно впадать в отчаяние, нужно продолжать трудиться и тогда успех обязательно придёт.

 

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчёт, неустанный труд другим путём достичь спасения невозможно. Такое учение отвечало идеалам горожан и предпринимателей всех тех, кто беспрестанно трудился и старался строить новые капиталистические отношения. Дворянам в учении Кальвина импонировало то, что он признавал право поданных на свержение короля, если король допустил нарушение законов не только человеческих, но и божественных. 

 

Кальвинистская церковь 

 

Кальвинистская церковь отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих предводителей  пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.

 

Службу вели па́сторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Пасторы получали образование в Женевской академии. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви вынесли все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы. Казалось бы, такая церковь очень демократична. Но это было не совсем так. Пасторы вмешивались в частную жизнь своих прихожан, следили за их поведением по сути дела, лишали их духовной свободы. За отступление от кальвинистского учения верующих жестоко наказывали. Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем, кто сомневался в истинности его учения. Такой грех совершил испанский учёный Мигель Сервет, и в 1553 г. за это был сожжён в Женеве по приказу «Женевского папы». Женева превратилась в «Рим кальвинизма». Городом управлял избираемый общиной верующих церковный совет, но фактически все вопросы решал Кальвин, установивший в Женеве свою диктатуру, хотя официально он никаких постов не занимал. Безвозвратно ушли в прошлое весёлые народные праздники, карнавалы, музыка, танцы. Люди ходили в тёмных одеждах (роскошь была запрещена) и распевали псалмы. Мало стало праздничных дней. Все боялись Божьего гнева и должны были исполнять суровый завет: «Молись и работай!» Но однажды доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы изгнали его на несколько лет из города, однако вскоре все вернулось на прежние места. 

 

Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии пурита́нами. 

 

Борьба католической церкви с ересью

 

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Это не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные течения могут нанести серьёзный удар. 


Началась  Контрреформация борьба католической церкви с протестантизмом. Все протестанты были объявлены еретиками. 

 

Еретик  это человек, отступающий от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений.

 

С особой старательностью стали работать инквизиционные суды, которые сжигали протестантов. 

 

Свята́я инквизи́ция  общее название ряда учреждений католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. От лат. inquīsītiō в юридическом смысле  «розыск», «расследование», «исследование». 


Постоянным явлением стали доносы, католическая церковь поощряла это: доносчик в качестве вознаграждения получал часть имущества осужденного. Была введена цензура. Издания, которые не проходили цензуру, заносились в «Индекс запрещенных книг» и уничтожались. Необходимо помнить, что все протестанты выступали против десятинного налога, а католическая церковь не хотела лишаться этого источника дохода.

 

Орден иезуитов 

Рис. 2. Игнатий Лойола Рис. 2. Игнатий Лойола

Для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси. В 1540 г. было образовано монашеское «Общество Иисуса» или орден иезуитов (от латинского Иезус Иисус). Основателем ордена иезуитов был Игнатий Лойола (1491–1556). Он мечтал о военной карьере, принимал участие в войнах Карла V, но в одном из сражений ему раздробило ядром ногу, и он навсегда остался хромым. С военной карьерой было покончено.

Рис. 3. Герб ордена иезуитов Рис. 3. Герб ордена иезуитов

Во время долгого лечения он много читал, в основном жития святых, и постепенно у него возникло желание прославить себя религиозными подвигами. В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим. По возвращении в Европу он отправился в Париж, чтобы завершить там религиозное образование. Жил он в крайней нищете, но изучение богословия не бросил. Лойола собрал вокруг себя несколько единомышленников и стал для них наставником в духовной жизни: учил их различать то, что соответствует «воле Бога» и Евангелию. 15 августа 1534 г. в церкви они дали торжественный обет бороться с неверными и пожертвовать собой во имя блага души. Своё общество они назвали «Общество Иисуса». Так было положено начало ордену иезуитов (рис. 3).

Целью ордена стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.

 

Иезуиты отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.

 

Одним из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы. При этом они оправдывали некоторые людские прегрешения.

 

Грехом считалось только то, что совершил намеренно. Если же человек совершил плохой поступок и не думал в это время, что грешит, такой поступок оправдывался. Также разрешалось говорить неправду, если при этом правду держишь в уме или говоришь её лишь частично. Любое преступление можно было оправдать высшей целью.

 

Иезуитов можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя дать нужный совет.

 

С помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние во многих сферах жизни.

 

Попытки реформ и Тридентский собор

Рис. 4. Тридентский собор Рис. 4. Тридентский собор

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытаются вернуть утерянные позиции,  а главное источник своих богатств десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

 

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор , открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет с перерывами (рис. 4).

Тридентский собор постановил:

  • признано верховенство пап над соборами;
  • за церковью сохранилось исключительное право толкования Священного Писания;
  • все предписания папы были обязательными к исполнению;
  • католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;
  • была увеличена власть епископов;
  • укрепилась инквизиция.

Сторонники реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для обучения католических священников.

 

Таким образом, итогами Реформации в Европе стали:

  • изменение отношения людей к труду. Теперь любой труд был в почёте и в нём рассматривался некий религиозный смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические отношения развивались быстрее;
  • в странах Европы происходило укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а правителю государства;
  • важным итогом стало увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;
  • религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени начали вспыхивать религиозные войны.


Контрольные вопросы

 

1. Кто в период Реформации был прозван «женевским папой»?

2. Каким было главное отличие ордена иезуитов от других орденов?

3. Какие два религиозных таинства были сохранены в кальвинизме? 


Ответы

  1. Жан Кальвин.
  2. Члены ордена жили в миру, они должны были добиваться расположения короля и знати, чтобы укреплять авторитет католической церкви.
  3. Крещение и причастие.


Предыдущий урок
Путь к парламентской монархии
История Нового времени
Следующий урок
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
История Нового времени
  • Правописание гласных после шипящих и буквы Ц

    Русский язык

  • А.Т. Твардовский. Лирика

    Литература

  • Технические открытия и выход к мировому океану

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке