Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов

Анатомия и физиология человека

14.02.2025
2831
0

Образование и торможение условных рефлексов

Разминка

  • Из каких частей состоит рефлекторная дуга?
  • Как осуществляется регуляция слюноотделения?

План урока

  • Образование условного рефлекса
  • Условный рефлекс и доминанта
  • Торможение рефлексов

Цели урока

  • знать определение: условный и безусловный раздражитель, доминанта, торможение
  • уметь описывать механизм образования условного рефлекса на примере рефлекса слюноотделения у собаки

Образование условного рефлекса


Выработку условного рефлекса можно раскрыть на примере экспериментальных работ И. П. Павлова. Но для начала разберёмся с понятиями условного и безусловного раздражителя.  



Безусловные раздражители — значимые для организма сигналы, вызывающие проявление безусловного рефлекса.


Например, пища вызывает отделение слюны и желудочного сока, боль заставляет отдёрнуть руку от горячего предмета, громкий звук вызывает поворот головы, яркий свет провоцирует мигание и др. 


Условные раздражители — сигналы, вызывающие проявление условного рефлекса.


Рисунок 1. Схема формирования условного рефлекса

Рисунок 2. Образование временной связи в коре больших полушарий. 1 — слуховой анализатор; 2 — корковый центр слухового анализатора; 3 — временная связь; 4 — корковый центр пищевого рефлекса; 5 — подкорковый центр слюноотделения

И. П. Павлов проводил исследование слюноотделительного рефлекса у фистульной собаки в ответ на звук или на свет (рис.1). 

 

Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы сначала действовал условный раздражитель (в опытах Павлова это, например, зажигающаяся лампочка или звук звонка), а затем безусловный (например, подача корма собаке после включения лампочки/подачи звукового сигнала). После нескольких повторений такого сочетания раздражителей в мозге между двумя очагами возбуждения устанавливается временная связь. В результате действие одного условного раздражителя вызывает возбуждение в двух центрах (рис. 2).

Условный рефлекс и доминанта


Согласно И. П. Павлову, временная связь образуется между корковым центром безусловного рефлекса и корковым центром анализатора, на рецепторы которого действует условный раздражитель, т. е. связь замыкается в коре больших полушарий (рис. 2). В основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбуждёнными центрами. Импульсы, вызываемые условным сигналом с любого анализатора, поступают в кору большого мозга и обеспечивают образование в ней очага возбуждения. Если после условного сигнала подаётся пищевое подкрепление (безусловный раздражитель), то возникает более мощный второй очаг возбуждения. При неоднократном сочетании условного сигнала и безусловного раздражителя, условный рефлекс становится доминантой. 


Доминанта — временный очаг господствующего возбуждения, подавляющий другие центры и обеспечивающий развитие строго определённой поведенческой реакции в ответ на большинство внешних и внутренних раздражителей.


Доминанта как результат образования временной связи является основой быстрого обучения. На её фоне условные рефлексы вырабатываются после одного или двух сочетаний условного и безусловного раздражителей. Когда временные связи устанавливаются между условным и безусловным раздражителями, формируется условный рефлекс первого порядка. В случае, когда роль подкрепляющего стимула выполняет условный раздражитель, запускающий стойкий условный рефлекс, вырабатывается условный рефлекс второго порядка. На базе условного рефлекса второго порядка может быть выработан условный рефлекс третьего порядка и т. д. Чем сложнее организована психика животного, тем более сложные цепи условных рефлексов ему доступны. Например, для собаки свойственны условные рефлексы второго и третьего порядка. Психика человека позволяет вырабатывать у большинства людей условные рефлексы восьмого – десятого порядка.
 

Торможение рефлексов


Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.


Выделяют два типа торможения: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).

Внешнее торможение. Вспомните поведение полугодовалого малыша, который хочет есть. Если пища ещё не готова, то он плачет. Мама старается отвлечь ребёнка какой-нибудь игрушкой. Малыш замолкает, внимательно разглядывает яркую игрушку. Он не перестал хотеть есть, но у него возник ориентировочный рефлекс на игрушку и одновременно всё его поведение, связанное с требованием пищи, затормозилось. А если игрушка случайно выпала из рук, вновь раздаётся плач. Значит, торможение действует лишь в течение того времени, пока ребёнок выполняет ориентировочный безусловный рефлекс. Это торможение называется безусловным или внешним торможением. С его помощью при неожиданном появлении нового раздражения одно поведение быстро сменяется другим.

Внутреннее торможение. Гораздо более сложное явление — это условное, или внутреннее торможение; оно возникает, если внешние сигналы перестали подкрепляться. Так, если условный раздражитель перестал подкрепляться безусловным, то условный рефлекс угаснет. Например, ребёнка научили сосать пищу из бутылочки с соской. Внешний вид бутылочки стал сигналом к предстоящему кормлению. Но затем ребёнка по мере его развития переводят на кормление с ложки. Ребёнок, будучи голодным, пытается взять бутылочку с соской, сосет её, но она оказывается пустой. Со временем его интерес к бутылочке станет ослабевать и вскоре пропадёт совсем. Произойдет постепенное угасание условного пищевого рефлекса в результате развившегося условного торможения. Теперь ребёнок совсем не реагирует на вид бутылочки. Значит, те условные рефлексы и навыки, которые перестают иметь для нас жизненно важное значение, угасают. Вместо них вырабатываются другие формы поведения. И это оказывается целесообразным, так как отсекаются лишние реакции организма на те стимулы, что уже не важны на данном этапе жизни.

Выводы


Условные рефлексы формируются на базе безусловных и приспосабливают организмы к изменяющимся условиям среды. Важную роль в реализации условных рефлексов играет доминанта. Если условный рефлекс не подкреплять безусловным раздражителем, тогда он угаснет. Угасание рефлексов связано с торможением. Торможение бывает внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). 


Контрольные вопросы

1. Опишите механизм образования условного рефлекса.
2. Опишите механизм внешнего (безусловного) торможения условного рефлекса.
3. Опишите механизм внутреннего (условного) торможения условного рефлекса.
4. Что такое доминанта? Как она связана с условным рефлексом? 


Предыдущий урок
Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Заболевания органов дыхания и их гигиена
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • Атлантический океан. Северный Ледовитый океан

    География

  • Days of the week. Дни недели

    Английский язык

  • Умножение одночлена на многочлен

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке