Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости

Анатомия и физиология человека

08.12.2024
4066
0

Пищеварение в ротовой полости

Разминка

В Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть горсть сухого риса. Если он мог его проглотить, значит, не виновен, а если не мог, то виновен.

  • Почему судьи так поступали, на каких физиологических процессах был основан такой способ вершить правосудие?
  • Какую роль играет язык в жизни животных и людей?

План урока

  • Строение ротовой полости
  • Губы
  • Язык
  • Зубы
  • Слюнные железы
  • Пищеварение в ротовой полости
  • Глотка

Цели урока

  • знать строение ротовой полости, глотки, строение и типы зубов
  • уметь перечислять основные функции ротовой полости
  • уметь описывать процессы механической и химической обработки пищи в ротовой полости

Строение ротовой полости

 

Пищеварительная система начинается с ротовой полости. Сверху твёрдое и мягкое нёбо отделяет ротовую полость от носовой полости и носоглотки.

Мягкий язычок, которым заканчивается мягкое нёбо, закрывает вход в носоглотку во время проглатывания пищи. Сбоку ротовая полость ограничена щеками, снизу — диафрагмой рта.

 

Вход в ротовую полость ограничивают губы и зубы. Внутри ротовой полости расположен язык. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Вся полость рта  выстлана слизистым  эпителием. В ротовой полости находятся органы, которые участвуют не только в процессе пищеварения, но и в голосообразовании.

 

Губы


Губы — кожно-мышечные складки у входа в ротовую полость.


При помощи губ осуществляется процесс сосания. Это один из первых рефлексов, который помогает младенцам добывать пищу из молочных желёз матери. Так же губы принимают участие при поглощении остальной пищи и в образовании членораздельной речи.

 

Прикосновения губ разных людей — поцелуй — служит способом для выражения чувств. Обычай целоваться не универсален, хотя он и присущ большинству мировых культур. Поцелуи неизвестны коренным народам Новой Зеландии и Австралии, папуасам и сомалийцам в Африке, а так же эскимосам.

 

Язык


Язык — это орган ротовой полости, образованный поперечно-полосатой мышечной тканью.


Рис. 1. Язык — орган ротовой полости

Язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи.

Он участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. На слизистой языка располагаются вкусовые рецепторы. Язык прикрепляется к нижней челюсти и подъязычной кости корнем языка. Передняя свободная часть языка называется верхушкой. Между корнем и верхушкой располагается тело языка (рис. 1).

 

Рис. 2. Строение и виды зубов

На верхней и нижней челюстях расположены зубы.

У новорождённых зубов нет. Примерно к 6-му месяцу начинают появляться молочные зубы

К 10–12 годам молочные зубы заменяются постоянными — коренными. У взрослых людей по 28–32 постоянных зуба. 

Последние зубы — зубы мудрости — вырастают к 20–22 годам. 

У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронкашейка и находящийся в глубине челюсти корень(рис. 2).

Внутри зуба имеется полость пульпа, в которой содержатся нервы и кровеносные сосуды. Большую часть коронки, шейки и корня составляет

дентин — плотное, похожее на кость вещество. Коронка зуба покрыта твёрдой эмалью, служащей для предохранения зуба от стирания и проникновения микробов.


Строение зубов связано с выполняемыми функциями (рис. 2). Спереди на верхней и нижней челюстях располагаются по 4 плоских резца. Позади резцов находятся клыки — длинные, глубоко сидящие зубы. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых (премоляра) и по 3 больших (моляра) коренных зуба. У коренных зубов бугристая жевательная поверхность и корни с несколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размельчается, т. е. происходит её механическая обработка.

 

Большой вред эмали зубов наносят твёрдые предметы, резкий контраст горячей пищи и холодной. Это ведёт к появлению на ней трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться к стоматологу.

 

После еды необходимо тщательно прополаскивать рот. Полоскание удаляет остатки пищи между зубами, которые служат благоприятной средой обитания микробов. С зубов следует удалять желтоватый налёт, содержащий различные микроорганизмы. Для этого нужно перед сном и утром чистить зубы. Здоровые зубы — залог нормальной работы органов пищеварения.

 

Слюнные железы

Рис. 3. Слюнные железы

В ротовую полость открываются протоки трёх пар слюнных желез (рис. 3): околоушной, подчелюстной и подъязычной, находящихся за пределами ротовой полости.

Кроме них в слизистой оболочке ротовой полости располагаются многочисленные мелкие слюнные железы: щечные, небные, язычные.

 

Слюнные железы вырабатывают слюну. У взрослого человека за сутки выделяется до 2,5 л слюны. Она состоит на 99 % из воды и имеет слабощелочную реакцию за счёт солей щелочных металлов, помогающих нейтрализовать кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня.

В слюне находятся ферменты амилаза и лизоцим. Амилаза участвует в химическом пищеварении. Лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Процесс выделения слюны регулируется деятельностью нервной системы. Вернёмся к вопросу правосудия в Древней Индии. Слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У человека, который испытывает страх, активируется симпатическая нервная система, угнетающая выделение слюны, поэтому у человека сохнет во рту, слюноотделение прекращается, и сухой рис съесть невозможно. Виноватый в преступлении человек испытывает большее волнение и стресс, чем невиновный, и не может проглотить рис.

Пищеварение в ротовой полости

 

Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Здесь происходит первичная обработка пищи, которая помогает работе желудка и кишечника.

Пищевой кусок попадает в ротовую полость, с помощью зубов и жевательных мышц он пережёвывается. В этот момент пищевой комок обильно смачивается слюной. Фермент слюны амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Далее мягкое нёбо и язык проталкивают подготовленную пищу в глотку.


Проведём простой опыт, иллюстрирующий процесс пищеварения во рту

 

Если долго жевать чёрный хлеб, во рту появляется сладкий привкус. В хлебе содержится крахмал, а в человеческой слюне — фермент амилаза. Крахмал разлагается под воздействием амилазы, при этом образуется глюкоза, которая даёт ощущение сладости.


Глотка

 

От ротовой полости начинается глотка. Полость глотки выстлана многослойным плоским эпителием. Слизистая глотки непосредственно переходит в слизистую пищевода. В слизистой глотки, как и в слизистой ротовой полости, находятся многочисленные слизистые желёзки. Носовая часть глотки (носоглотка) посредством двух отверстий (хоан) сообщается с полостью носа.

С боковых сторон в носоглотку открываются отверстия слуховых (евстахиевых) труб, соединяющих полость среднего уха с полостью глотки. У входа в глотку имеются скопления лимфоидной ткани — миндалины. Глотка связывает между собой ротовую полость и пищевод и служит для транспорта пищевого комка.

 

Выводы

 

В ротовой полости начинаются процессы пищеварения. С помощью зубов пища механически измельчается. Слюнные железы выделяют слюну, смачивающую пищу и способствующую расщеплению крахмала. Язык является органом вкуса и голосообразования. Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом.


Контрольные вопросы

  1. Какое значение для пищеварения и голосообразования имеют губы и язык?
  2. Какие зубы есть у человека? В чём заключатся их функция?
  3. Какое строение имеет зуб?
  4. Расскажите о значении слюнных желёз.
  5. Какие процессы пищеварения происходят в ротовой полости?
  6. Опишите строение глотки.


Предыдущий урок
Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Нарушения работы системы
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Понятие об обмене веществ
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация. Скорость процесса испарения. Насыщенный пар. Влажность воздуха

    Физика

  • Эпоха Просвещения

    История

  • Окислительно-восстановительные реакции

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке