Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Эволюция. Расы человека. Общий обзор организма

Анатомия и физиология человека

25.04.2024
2145
0

Эволюция. Расы человека

 

План урока

  • Эволюция человека
  • Расы человека
  • Расизм — научное невежество

Цели урока

  • знать основные этапы эволюции человека и характеристики австралопитеков, человека умелого, неандертальца, кроманьонца
  • уметь давать определение понятиям «раса», «расизм», приводить примеры рас человека

 

Рис. 1. «Сотворение Адама» Микеланджело

 

Важный вопрос, который озадачивал человека в разные исторические эпохи: «Откуда мы?». На него существует множество ответов. Древние люди считали, что у каждого племени есть своё тотемное животное или растение. Постепенно складывались представления, что люди сотворены неким высшим существом — первочеловеком, верховным духом. Далее сформировался религиозный взгляд на этот вопрос. Так, согласно Библии, Бог сотворил человека из «земного праха» по своему образу и подобию в последний шестой день. Существуют взгляды и на космическое происхождение человека на земле.

 

Так откуда же мы? На этот вопрос попробуем ответить с научной точки зрения.  

 

Разминка

  • Что общего у человека с приматами?
  • Продолжается ли эволюция человека в настоящие дни?

 

Эволюция человека

 

Когда появились первые люди? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся отправиться в прошлое на несколько миллионов лет назад. Только вдумайтесь, от нас до первых цивилизаций Египта и Шумера прошло всего около шести тысяч лет! Представляете, какой путь проделало человечество от первых земледельческих цивилизаций до нашего техногенного века? Этот путь огромен!

 

Наука, которая изучает происхождение человека, —  антропология .

 

В эволюции человека (Homo) различают 4 этапа:

 

1. Предшественники человека ( протантропы ): австралопитеки и их потомки — люди вида Человек умелый (Homo habilis) .
 

Рис. 2. Австралопитек

Австралопитек («южная обезьяна»). Это переходное звено от приматов к человеку. Тело австралопитека было покрыто густой растительностью, а внешне он больше напоминал примата, нежели человека, однако уже передвигался на двух ногах, использовал орудия труда, а его мозг по объёму превосходил обезьяний (см. рис. 2).

 

Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Восточная Африка, пещера Олдувай. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют «колыбелью цивилизации».

 

Человек умелый (homo habilis). Первый полноценный представитель человеческой расы. Он обладал большей подвижностью тела и зачатками речи, его мозг был на одну треть больше мозга австралопитека, однако его внешний облик по-прежнему был далёк от человеческого.

 

2. Древнейшие люди (архантропы) : вид Человек прямоходящий 

(Homo erectus) с подвидами:  питекантроп , синантроп и гейдельбергский человек

 

Рис. 3. Человек прямоходящий

 

Человек прямоходящий (Homo erectus). Отличался хорошо развитым мозгом, что позволяло ему изготавливать сложные орудия и вести коллективную охоту, умело использовать огонь, быстро реагировать на меняющиеся условия среды (см. рис. 3). 

 

3. Древние люди (палеоантропы) : неандертальцы .

 

Рис. 4. Неандерталец

Неандертальцы были ниже и шире в плечах, чем современные люди, при этом обладали бо́льшим объёмом мозга и, возможно, владели речью (см. рис. 4). Для неандертальца характерны социальные связи, достаточно хорошо развитая культура, искусство, ритуалы. Средняя продолжительность жизни составляла 20 лет. Неандертальцы изготавливали орудия труда: деревянные копья, обожжённые на конце или с каменными наконечниками, скребки, рубила. Они активно использовали огонь. Питались в основном мясом, хотя употребляли в пищу и растения, кроме того, археологические исследования выявили два случая применения лекарственных растений.  На сегодняшний день доказано, что неандертальцы не являются прямыми предками современных людей.

 

4. Современные   люди (неоантропы) : вид Человек разумный (Homo sapiens) и кроманьонцы .

Рис. 5. Кроманьонец

 

Человек разумный, или кроманьонец

 

Его внешность практически не отличалась от внешнего облика современного человека (см. рис. 5). 

 

Накопленный жизненный опыт и усовершенствованные орудия труда помогли в развитии хозяйственной деятельности — земледелия и одомашнивания диких животных. Пещерная живопись, скульптура, гравировки, ювелирные украшения — это лишь часть достижений кроманьонца.

Расы человека

 

На земле на данный момент проживает около 7 млрд человек, и хотя внешне люди отличаются друг от друга, все они относятся к одному единственному виду — Homo sapiens  — человек разумный. Внутри вида выделяют расы. 

 

Расы  — это исторически сложившиеся в определённых географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.

 

Учёные выделяют три расы: европеоидную, негро-австралоидную (негроидную), монголоидную. Внешне люди разных рас отличаются, что является следствием широкого расселения по планете их общего предка — кроманьонца. Различные условия климата, в которых оказывались кроманьонцы, повлияли на формирование характерных черт представителей разных рас. Критерием отличия расы от вида являются незначительные отличия (в основном на уровне внешних признаков) и отсутствие препятствий для создания плодовитого потомства, что привело к образованию множества переходных и смешанных рас.

 

Люди европеоидной расы имеют 

(см. рис. 6):

 

  • светлую, реже смуглую кожу;
  • прямые или волнистые мягкие волосы, светло-русые или тёмные;
  • глаза голубые, серо-зелёные, светло-карие;
  • нос узкий, большие глаза, тонкие губы;
  • чётко выражен подбородочный выступ;
  • у мужчин хорошо растёт борода и усы на лице.

Рис. 6. Представительница европеоидной расы

Люди негроидной расы имеют (см. рис. 7):

 

  • сильно пигментированную кожу;
  • тёмные курчавые волосы;
  • каре-чёрные глаза;
  • широкий и плоский нос, толстые губы.

Рис. 7. Представители негроидной расы

Люди монголоидной расы имеют 

(см. рис. 8):

 

  • смуглую кожу желтоватого или красноватого оттенка;
  • иссиня-чёрные волосы;
  • в верху верхнего века есть складка — эпикантус;
  • скуластое лицо, широкий плоский нос;
  • у мужчин этой расы редкая растительность на лице.
Рис. 8. Представительница монголоидной расы

 

В настоящее время люди любого типа расы встречаются на всех континентах.

 

Расизм

 

Расизм — это вера в то, что существуют группы людей с особыми (обычно физическими) характерными чертами, которые ставят их в более высокое или более низкое положение по отношению к другим. Проявления расизма могут быть не только открытыми, как, например, разное отношение к людям в зависимости от их расы или цвета кожи, но и скрытыми, когда общество в отношении к каким-либо своим группам систематически руководствуется каким-либо дискриминационным мнением.

 

Расистское поведение порождает расовую дискриминацию с её очевидными отрицательными последствиями — от простого пренебрежения или игнорирования тех, кто считается иным или низшим существом, до более ярко выраженных форм преследования, эксплуатации или изоляции.

 

В результате генетических исследований конца XX — начала XXI веков многие учёные пришли к выводу о невозможности точного выделения рас, так как их различия и сходство по внешним признакам не всегда совпадают с генетическими различиями и сходством. В связи с этим и другими соображениями многие учёные считают термин «раса» в отношении человека утратившим научную актуальность. 


Контрольные вопросы

  1. На какие этапы можно разделить эволюцию человека?
  2. Где появились первые люди и как они выглядели?
  3. Что дал человеку огонь?
  4. На кого больше похожи современные люди: на неандертальцев или кроманьонцев?
  5. Какие расы существуют? Дайте их основные характеристики.
  6. Какие научные факты говорят о равенстве людей всех рас?


Предыдущий урок
Ткани
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Строение и функции мышц. Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Работа сил электрического поля. Напряжение

    Физика

  • Россия на карте мира. Границы России

    География

  • Количество вещества. Молярный объём газов

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке