Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека

Анатомия и физиология человека

Систематическое положение человека.

 

План урока

  • Систематическое положение человека
  • Доказательства родства человека с животными
  • Биосоциальная сущность человека

Цели урока

  • Знать: место человека в системе живых существ, определение понятий: биосоциальная сущность человека, рудименты, атавизмы
  • Уметь: приводить примеры сходства человека и животных разных систематических групп

 

В цепи человек стал последним звеном, 

И лучшее все воплощается в нем.

Персидско-таджикский поэт Фирдоуси

 

Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в различных преданиях, сказаниях и верованиях. В каждом периоде времени люди находили свои объяснения. И каждый из вас, наверняка, не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных. 

 

Разминка

  1. Есть ли общие черты у человека и животных?
  2. Какое положение занимает человек в системе животного мира?
  3. Что такое систематика?

 

Впервые человека отнес к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своем знаменитом труде «Система природы» (1735 г.) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Ч. Дарвин, автор научной теории эволюции, в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологи, привел веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Внимание! Человек не произошел от современных человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг). У нас с ними был общий предок – и, да, это была обезьяна!

 

Систематическое положение человека

 

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плаценарные

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный (Homo sapiens)

 

Рис.1. Представители царства Животные Рис.1. Представители царства Животные

Человек относится к царству Животные (см. рис.1), так как имеет те же черты, что и все представители этого таксона, а именно: клетки эукариотической организации, гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, гликоген в качестве запасного питательного вещества.

 

Наличие хорды и жаберных щелей в эмбриональный период, билатеральная симметрия и спинная нервная трубка, замкнутая кровеносная система, сердце на брюшной стороне тела характеризует человека как представителя типа Хордовые.

 

В ходе эмбрионального развития хорда замещается костным позвоночным столбом, формируются пятипалые конечности. Эти признаки характерны для подтипа Позвоночные

 

Рис.2. Представители класса Млекопитающие Рис.2. Представители класса Млекопитающие

К классу Млекопитающие (см. рис.2) человек относится по ряду признаков, объединяющих его с предстателями этого класса: 

 

  • Четырехкамерное сердце
  • Легкие альвеолярного типа 
  • Наличие мышечной диафрагмы
  • Наличие волосяного покрова
  • Наличие желез разного типа (сальных, потовых, млечных)
  • Живорождение, вскармливание детенышей молоком, забота о потомстве
  • Дифференцированные зубы
  • Наличие семи шейных позвонков

 

Подкласс Плацентарные, к которому принадлежит человек, характеризуется развитием плода внутри тела матери в специальном органе – матке , а также наличием плаценты , через которую осуществляется обмен веществ между организмом матери и плода.

 

Рис.3. Представители отряда Приматы Рис.3. Представители отряда Приматы

Человек относится к отряду Приматы (см. рис.3), который характеризуется наличием большого головного мозга с развитой корой больших полушарий, бинокулярного зрения, конечностей хватательного типа (большой палец противопоставлен остальным), наличием ключицы и полным разделением лучевой и локтевой костей, наличием ногтей. Приматы отличаются малой плодовитость и отсутствием сезонности размножения, одной парой сосков, жизнью группами, сложными социальными отношениями и системами коммуникации, сложным поведение.

 

Рис.4. Представители семейства Гоминиды Рис.4. Представители семейства Гоминиды

В этом отряде выделяют семейство Гоминиды (см. рис.4), к которым, помимо человека, относятся еще и человекообразные обезьяны. Для них характерна способность поддерживать вертикальное положение тела, отсутствие хвоста. У представителей этого

семейства общие группы крови, болезни и паразиты, дневной образ жизни, отмечается сходство в заботе о потомстве, передаче умений и навыков, сходство в выражении эмоций.

 

Следующим таксоном является род Человек. А вид Человек разумный (Homo sapiens) (cм. рис.5) в настоящее время единственный представитель этого рода. Вид Человек разумный характеризуется: 

 

  • прямохождением;
  • S-образный позвоночником;
  • сводчатой стопой;
  • чашевидный таз;
  • значительной редукцией волосяного покрова;
  • способностью к мелкой моторике пальцев;
  • мозговой отдел черепа больше лицевого отдела;
  • маленькими клыками;
  • редукцией надбровных дуг;
  • высокоразвитым мозгом;
  • членораздельной речью.
Рис.5. Вид Человек разумный (Homo sapiens) Рис.5. Вид Человек разумный (Homo sapiens)

 

Доказательства происхождения человека от животных

 

Самые яркие доказательства родства человека с животными является общность в строении. Примеры этого приведены выше в тексте. Это сравнительно-анатомические доказательства .

 

Так же имеются сходство в строении зародышей. У зародыша человека на ранних этапах эмбрионального развития закладываются жаберные щели в глотке, сердце в виде пульсирующей трубки, хвост, пятипузырный головной мозг. Это примеры эмбриологических доказательств .

 

Кроме того, доказательством происхождения человека от животных является наличие рудиментов и атавизмов.

 

Рис.6. Рудименты человека Рис.6. Рудименты человека

Рудименты  – органы, которые функционировали у предков, но утратили свое первоначальное значение в процессе эволюции. Примерами могут служить мелкие волоски на теле, копчик, аппендикс, бугорок на ушной раковине, третье веко, зубы мудрости (см. рис.6). Рудименты есть у всех людей.

 

Рис.7. Примеры атавизмов у человека Рис.7. Примеры атавизмов у человека

 

 

Атавизмы  – признаки, появляющиеся у отдельных людей (не у всех!), которые были свойственны предкам, но были утрачены в ходе эволюции. Это хвост, густой волосяной покров, дополнительные соски, шейная фистула (остатки жаберной щели), когти на пальцах (см. рис.7).

 

Биосоциальная сущность человека

 

Желание ученых, мыслителей, поэтов и писателей понять сущность человека породило множество предположений и рассуждений на эту тему. Однако на данном этапе развития науки преобладает понимание человека как биосоциальной сущности. 

 

Биосоциальное в человеке — соотношение биологического, то есть того, что обусловлено процессами, происходящими в природе, и того, что происходит в обществе — социального.

 

Тело человека создано природой, оно имеет  биологические потребности. Например, мы все нуждаемся в пище, сне, дыхании.

 

Также общим для всех живых существ является анатомическое строение человека. Большинство животных обладают кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

 

При этом отсутствие жёсткой программы биологических свойств наделяет человека способностью адаптироваться к разным условиям жизни. Например, детёныши  животных с рождения руководствуются инстинктами. Выживают благодаря подсказкам, заложенным самой природой (что можно есть, а что нет, кого стоит бояться и т. д).

 

Человеческое дитя, в сравнении с остальными живыми существами, после рождения максимально неприспособленно к самостоятельной заботе о себе. Именно в обществе (на начальном этапе жизни это семья) происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания об окружающем мире, показывают, как учиться и трудиться и т.д.  Общество является главным условием для приобретения качеств, которые отличают человека от животного (развитая речь, абстрактное мышление, сознание, трудовая деятельность). 


Контрольные вопросы

 

  1. Почему человек относится к царству Животные?
  2. Какие признаки указывают на принадлежность человека к типу Хордовые?
  3. Назовите признаки человека, указывающие на принадлежность к классу Млекопитающие?
  4. Что такое рудименты?
  5. Назовите атавизмы, которые могут возникнуть у людей.
  6. В чем заключается биосоциальная сущность человека?


Выводы

На основе научных знаний, наблюдений и умозаключений мы попытались получить ответ на вопрос: "Кто мы есть?" Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Это тесная связь говорит нам о биосоциальной сущности человека.

Эволюция. Расы человека. Общий обзор организма

Анатомия и физиология человека

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика