Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека

Анатомия и физиология человека

14.02.2025
3573
0

Систематическое положение человека

 

План урока

  • Систематическое положение человека
  • Доказательства родства человека с животными
  • Биосоциальная сущность человека

Цели урока

  • знать место человека в системе живых существ, определение понятий: биосоциальная сущность человека, рудименты, атавизмы
  • уметь приводить примеры сходства человека и животных разных систематических групп

 

В цепи человек стал последним звеном, 

И лучшее всё воплощается в нём.

Персидско-таджикский поэт Фирдоуси

 

Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. Попытки понять и объяснить наше возникновение можно встретить в различных преданиях, сказаниях и верованиях. В каждом периоде времени люди находили свои объяснения. И каждый из вас наверняка не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организма человека и животных.

 

Разминка

  1. Есть ли общие черты у человека и животных?
  2. Какое положение занимает человек в системе животного мира?
  3. Что такое систематика?

 

Впервые человека отнёс к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своём знаменитом труде «Система природы» (1735) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Ч. Дарвин, автор научной теории эволюции, в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологии, привёл веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Внимание! Человек не произошёл от современных человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг). У нас с ними был общий предок — и да, это была обезьяна!

 

Систематическое положение человека

 

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный (Homo sapiens)

 

Рис. 1. Представители царства Животные

Человек относится к царству Животные (см. рис. 1), так как имеет те же черты, что и все представители этого таксона, а именно: клетки эукариотической организации, гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, гликоген в качестве запасного питательного вещества.

 

Наличие хорды и жаберных щелей в эмбриональный период, билатеральная симметрия и спинная нервная трубка, замкнутая кровеносная система, сердце на брюшной стороне тела характеризует человека как представителя типа Хордовые.

 

В ходе эмбрионального развития хорда замещается костным позвоночным столбом, формируются пятипалые конечности. Эти признаки характерны для подтипа Позвоночные.

 

Рис. 2. Представители класса Млекопитающие

К классу Млекопитающие (см. рис. 2) человек относится по ряду признаков, объединяющих его с предстателями этого класса: 

  • четырёхкамерное сердце;
  • лёгкие альвеолярного типа;
  • наличие мышечной диафрагмы;
  • наличие волосяного покрова;
  • наличие желёз разного типа (сальных, потовых, млечных);
  • живорождение, вскармливание детёнышей молоком, забота о потомстве;
  • дифференцированные зубы;
  • наличие семи шейных позвонков.

 

Подкласс Плацентарные, к которому принадлежит человек, характеризуется развитием плода внутри тела матери в специальном органе — матке, а также наличием плаценты, через которую осуществляется обмен веществ между организмом матери и плода.

 

Рис. 3. Представители отряда Приматы

Человек относится к отряду Приматы (см. рис. 3), который характеризуется наличием большого головного мозга с развитой корой больших полушарий, бинокулярного зрения, конечностей хватательного типа (большой палец противопоставлен остальным), наличием ключицы и полным разделением лучевой и локтевой костей, наличием ногтей. Приматы отличаются малой плодовитостью и отсутствием сезонности размножения, одной парой сосков, жизнью группами, сложными социальными отношениями и системами коммуникации, сложным поведением.

 

Рис. 4. Представители семейства Гоминиды

В этом отряде выделяют семейство Гоминиды (см. рис. 4), к которым помимо человека относятся ещё и человекообразные обезьяны. Для них характерна способность поддерживать вертикальное положение тела, отсутствие хвоста. У представителей этого семейства общие группы крови, болезни и паразиты, дневной образ жизни, отмечается сходство в заботе о потомстве, передаче умений и навыков, сходство в выражении эмоций.

 

Следующим таксоном является род Человек. А вид Человек разумный (Homo sapiens) (cм. рис. 5) в настоящее время единственный представитель этого рода. Вид Человек разумный характеризуется: 

 

  • прямохождением;
  • S-образным позвоночником;
  • сводчатой стопой;
  • чашевидным тазом;
  • значительной редукцией волосяного покрова;
  • способностью к мелкой моторике пальцев;
  • мозговой отдел черепа больше лицевого отдела;
  • маленькими клыками;
  • редукцией надбровных дуг;
  • высокоразвитым мозгом;
  • членораздельной речью.
Рис. 5. Вид Человек разумный (Homo sapiens)

 

Доказательства происхождения человека от животных

 

Самым ярким доказательством родства человека с животными является общность в строении. Примеры этого приведены выше в тексте. Это сравнительно-анатомические доказательства.

 

Также имеется сходство в строении зародышей. У зародыша человека на ранних этапах эмбрионального развития закладываются жаберные щели в глотке, сердце в виде пульсирующей трубки, хвост, пятипузырный головной мозг. Это примеры эмбриологических доказательств.

 

Кроме того, доказательством происхождения человека от животных является наличие рудиментов и атавизмов.

 

Рудименты — органы, которые функционировали у предков, но утратили своё первоначальное значение в процессе эволюции. Примерами могут служить мелкие волоски на теле, копчик, аппендикс, бугорок на ушной раковине, третье веко, зубы мудрости (см. рис. 6). Рудименты есть у всех людей.

Рис. 6. Рудименты человека

Рис. 7. Примеры атавизмов у человека

 

 

Атавизмы — признаки, появляющиеся у отдельных людей (не у всех!), которые были свойственны предкам, но были утрачены в ходе эволюции. Это хвост, густой волосяной покров, дополнительные соски, шейная фистула (остатки жаберной щели), когти на пальцах (см. рис. 7).

 

Биосоциальная сущность человека

 

Желание учёных, мыслителей, поэтов и писателей понять сущность человека породило множество предположений и рассуждений на эту тему. Однако на данном этапе развития науки преобладает понимание человека как биосоциальной сущности. 

 

Биосоциальное в человеке — соотношение биологического, то есть того, что обусловлено процессами, происходящими в природе, и того, что происходит в обществе — социального.

 

Тело человека создано природой, оно имеет  биологические потребности. Например, мы все нуждаемся в пище, сне, дыхании.

 

Также общим для всех живых существ является анатомическое строение человека. Большинство животных обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

 

При этом отсутствие жёсткой программы биологических свойств наделяет человека способностью адаптироваться к разным условиям жизни. Например, детёныши  животных с рождения руководствуются инстинктами. Выживают благодаря подсказкам, заложенным самой природой (что можно есть, а что нет, кого стоит бояться и т. д.).

 

Человеческое дитя, в сравнении с остальными живыми существами, после рождения максимально не приспособлено к самостоятельной заботе о себе. Именно в обществе (на начальном этапе жизни это семья) происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания об окружающем мире, показывают, как учиться, трудиться
и т. д. Общество является главным условием для приобретения качеств, которые отличают человека от животного (развитая речь, абстрактное мышление, сознание, трудовая деятельность). 


Контрольные вопросы

  1. Почему человек относится к царству Животные?
  2. Какие признаки указывают на принадлежность человека к типу Хордовые?
  3. Назовите признаки человека, указывающие на принадлежность к классу Млекопитающие.
  4. Что такое рудименты?
  5. Назовите атавизмы, которые могут возникнуть у людей.
  6. В чём заключается биосоциальная сущность человека?


Выводы

На основе научных знаний, наблюдений и умозаключений мы попытались получить ответ на вопрос «Кто мы есть?». Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Это тесная связь говорит нам о биосоциальной сущности человека.

Предыдущий урок
Человек и окружающая среда
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Эмоции. Темперамент и характер
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке