- Историческая справка о становлении наук о человеке
- Науки, изучающие организм человека
- Методы изучения организма человека
- знать вклад ряда учёных в развитие наук об организме человека, основные современные методы изучения человека
- уметь объяснять роль наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, медицины в сохранении и поддержании здоровья человека
«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».
Со словами итальянского кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини трудно не согласиться. Человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей, учёных, художников, писателей, а процесс его постижения всё ещё продолжается.
Казалось бы, что в человеке чудесного? Голова, руки, ноги… Учёные считают, что организм человека — результат нескольких миллионов лет эволюции. И этот организм хранит в себе ещё много тайн, которые пытаются раскрыть науки о человеке.
- Для чего необходимо изучение строения организма человека?
- Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность?
Истоки наук о человеке теряются в глубине веков. Изображения людей и животных, сделанные в каменном веке, передают внешние формы тела в покое и движении, в них выделены и акцентированы признаки мужского и женского пола. На стене пещеры Пиндаль в Пиренеях (Испания) было обнаружено изображение мамонта, в центре которого первобытный художник нарисовал сердце. Можно предполагать, что в первобытном обществе при оказании помощи раненым и при разделывании туш убитых животных возникали какие-то представления о внутреннем строении тела, но они были отрывочными и неясными.
Первые целенаправленные наблюдения в области анатомии человека стали проводиться в эпоху древних цивилизаций. Так, в Китае в конце IV века до н. э. в древнем медицинском трактате приводятся данные о плотности сердца, печени, лёгких и других органов, о вместимости желудка и мочевого пузыря, длине и вместимости кишечника и т. п.
В Древнем Египте обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний. Древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы: сердце, головной мозг, печень, а также кровеносные сосуды. Основным органом считалось сердце, от которого, как полагали, отходят 22 сосуда ко всем частям тела.
Естествоиспытатели и врачи Древней Греции значительно обогатили знания о строении и функциях организма.
У великого философа и врача древности Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) (см. рис. 1) и его учеников имеются сочинения, посвящённые изучению человека: «Об анатомии», «О сердце», «О железах». Гиппократ впервые описал строение костей черепа. Крупнейший естествоиспытатель и философ Древней Греции Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считается родоначальником сравнительной анатомии, зоологии и эмбриологии. Он наблюдал развитие зародыша курицы и обнаружил в нём «прыгающую красную точку» — зачаток сердца. Он первым назвал главную артерию тела аортой.
По мере изучения тела человека вопросов становилось всё больше. И за вопросом о том, как устроено тело, встал другой вопрос: как оно работает? Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657) (см. рис. 2) опытным путём доказал, что кровь движется по кругу благодаря работе сердца.
Современные науки о человеке
Анатомия — наука о внешнем и внутреннем строении человека. Она изучает форму и строение человеческого тела и его органов.
Физиология — это наука, изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций. Вместе с анатомией физиология является основным разделом биологии человека.
Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
[/img]
Психология — это наука об общих закономерностях психических процессов, об индивидуально-личностных характеристиках человека и его поведении.
Медицина — система научных знаний и практических мер для диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
Методы изучения человека
К методам изучения организма человека относятся общие научные методы — наблюдение, измерение, эксперимент.
Наблюдение — метод, основанный на преднамеренном восприятии объектов и их свойств без активного вмешательства.
Измерение — это определение количественных характеристик изучаемых признаков с помощью измерительных приборов.
Эксперимент — это изучение свойств живых объектов в контролируемых условиях, которое подразумевает активное воздействие исследователя на объект.
Для проведения наблюдений и измерений используются современные приборы и методики, которые позволяют безопасно для человека изучить работу и состояние его внутренних органов. Примерами таких методик являются:
- Эндоскопия — введение в полости тела и внутренних органов для их осмотра и фотографирования специальной трубки с осветительным прибором.
- Электроэнцефалография — запись биотоков мозга в разных состояниях (покой, умственная и физическая работа, сон).
- Рентгенография — получение снимков разных органов с помощью рентгеновских лучей.
- Компьютерная томография — рентгеновский метод послойного исследования внутренних органов человека.
- УЗИ (ультразвуковая диагностика) — исcледование внутренних органов человека с помощью ультразвуковых волн. Позволяет получить представление о состоянии внутренних органов, однако детали их строения передаёт не так точно, как метод компьютерной томографии.
- Электрокардиография — запись биотоков сердца для проверки его работоспособности.
- Анализы кала, мочи, крови.
- Сбор антропометрических данных (рост, вес, давление и т. д).
Эксперимент, в отличие от наблюдений и измерений, имеет свои ограничения касательно их постановки над человеком. Некоторые эксперименты допустимы (например, изучение влияния музыки на электрическую активность разных частей мозга), а другие являются неэтичными, а потому запрещены на человеке, но воспроизводятся на животных моделях.
«Обыкновенное чудо» — человек — находится в центре внимания анатомов, физиологов, врачей, психологов и других специалистов. Благодаря их исследованиям накоплен громадный объём знаний и фактов. Однако человеческое тело и его возможности продолжают удивлять. По-видимому, правы были древние мыслители, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная. Так давайте отправимся в увлекательное путешествие через эту Вселенную!
Контрольные вопросы
- Что изучает анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина?
- Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?