Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека

Анатомия и физиология человека

13.09.2024
3037
0

Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека

 

План урока

  • Историческая справка о становлении наук о человеке
  • Науки, изучающие организм человека
  • Методы изучения организма человека

Цели урока

  • знать вклад ряда учёных в развитие наук об организме человека, основные современные методы изучения человека
  • уметь объяснять роль наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, медицины в сохранении и поддержании здоровья человека

 

«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

 

Со словами итальянского кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини трудно не согласиться. Человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей, учёных, художников, писателей, а процесс его постижения всё ещё продолжается. 

 

Казалось бы, что в человеке чудесного? Голова, руки, ноги… Учёные считают, что организм человека — результат нескольких миллионов лет эволюции. И этот организм хранит в себе ещё много тайн, которые пытаются раскрыть науки о человеке. 

 

Разминка

  • Для чего необходимо изучение строения организма человека?
  • Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность?

 

Истоки наук о человеке теряются в глубине веков. Изображения людей и животных, сделанные в каменном веке, передают внешние формы тела в покое и движении, в них выделены и акцентированы признаки мужского и женского пола. На стене пещеры Пиндаль в Пиренеях (Испания) было обнаружено изображение мамонта, в центре которого первобытный художник нарисовал сердце. Можно предполагать, что в первобытном обществе при оказании помощи раненым и при разделывании туш убитых животных возникали какие-то представления о внутреннем строении тела, но они были отрывочными и неясными.

 

Первые целенаправленные наблюдения в области анатомии человека стали проводиться в эпоху древних цивилизаций. Так, в Китае в конце IV века до н. э. в древнем медицинском трактате приводятся данные о плотности сердца, печени, лёгких и других органов, о вместимости желудка и мочевого пузыря, длине и вместимости кишечника и т. п. 

Рис. 1. Портрет Гиппократа

В Древнем Египте обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний. Древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы: сердце, головной мозг, печень, а также кровеносные сосуды. Основным органом считалось сердце, от которого, как полагали, отходят 22 сосуда ко всем частям тела.

 

Естествоиспытатели и врачи Древней Греции значительно обогатили знания о строении и функциях организма. 

 

У великого философа и врача древности Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) (см. рис. 1) и его учеников имеются сочинения, посвящённые изучению человека: «Об анатомии», «О сердце», «О железах». Гиппократ впервые описал строение костей черепа. Крупнейший естествоиспытатель и философ Древней Греции Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считается родоначальником сравнительной анатомии, зоологии и эмбриологии. Он наблюдал развитие зародыша курицы и обнаружил в нём «прыгающую красную точку» — зачаток сердца. Он первым назвал главную артерию тела аортой

Рис. 2. Портрет У. Гарвея

 

По мере изучения тела человека вопросов становилось всё больше. И за вопросом о том, как устроено тело, встал другой вопрос: как оно работает? Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657) (см. рис. 2) опытным путём доказал, что кровь движется по кругу благодаря работе сердца.

 

Современные науки о человеке 

 

Анатомия — наука о внешнем и внутреннем строении человека. Она изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

 

Физиология — это наука, изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций. Вместе с анатомией физиология является основным разделом биологии человека.

 

Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.

[/img]

Психология  это наука об общих закономерностях психических процессов, об индивидуально-личностных характеристиках человека и его поведении.

 

Медицина — система научных знаний и практических мер для диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов. 

 

Методы изучения человека

 

К методам изучения организма человека относятся общие научные методы — наблюдение, измерение, эксперимент.

 

Наблюдение — метод, основанный на преднамеренном восприятии объектов и их свойств без активного вмешательства.

 

Измерение — это определение количественных характеристик изучаемых признаков с помощью измерительных приборов.

 

Эксперимент — это изучение свойств живых объектов в контролируемых условиях, которое подразумевает активное воздействие исследователя на объект.

 

Для проведения наблюдений и измерений используются современные приборы и методики, которые позволяют безопасно для человека изучить работу и состояние его внутренних органов. Примерами таких методик являются:

  1. Эндоскопия — введение в полости тела и внутренних органов для их осмотра и фотографирования специальной трубки с осветительным прибором.
     
  2. Электроэнцефалография — запись биотоков мозга в разных состояниях (покой, умственная и физическая работа, сон).
     
  3. Рентгенография — получение снимков разных органов с помощью рентгеновских лучей.
     
  4. Компьютерная томография — рентгеновский метод послойного исследования внутренних органов человека.
     
  5. УЗИ (ультразвуковая диагностика) —  исcледование внутренних органов человека с помощью ультразвуковых волн. Позволяет получить представление о состоянии внутренних органов, однако детали их строения передаёт не так точно, как метод компьютерной томографии.
     
  6. Электрокардиография — запись биотоков сердца для проверки его работоспособности.
     
  7. Анализы кала, мочи, крови.
     
  8. Сбор антропометрических данных (рост, вес, давление и т. д).

 

Эксперимент, в отличие от наблюдений и измерений, имеет свои ограничения касательно их постановки над человеком. Некоторые эксперименты допустимы (например, изучение влияния музыки на электрическую активность разных частей мозга), а другие являются неэтичными, а потому запрещены на человеке, но воспроизводятся на животных моделях.

 

«Обыкновенное чудо» — человек — находится в центре внимания анатомов, физиологов, врачей, психологов и других специалистов. Благодаря их исследованиям накоплен громадный объём знаний и фактов. Однако человеческое тело и его возможности продолжают удивлять. По-видимому, правы были древние мыслители, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная. Так давайте отправимся в увлекательное путешествие через эту Вселенную!


Контрольные вопросы

  1. Что изучает анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина?
  2. Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?


Предыдущий урок
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Электрическое поле. Напряжённость — силовая характеристика электрического поля. Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле

    Физика

  • Решение задач с помощью рациональных уравнений

    Алгебра

  • Влияние искусства на развитие личности и общества

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке