Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. Свёртывание крови. Группы крови

Анатомия и физиология человека

23.04.2024
2266
0

Виды иммунитета. Нарушения иммунитета

 

Разминка

  • Какую функцию выполняют лейкоциты в организме?
  • Почему даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии опасны для одних людей, а для других проходят без особых последствий?

План урока

  • Виды иммунитета
  • Естественный иммунитет
  • Искусственный иммунитет
  • Нарушения иммунитета

Цели урока

  • знать виды иммунитета и их особенности
  • знать определения понятий: врождённый иммунитет, приобретённый иммунитет, вакцина, сыворотка, ВИЧ, СПИД, аллергия
  • уметь называть отличия между вакциной и сывороткой
  • уметь приводить примеры нарушений иммунитета

Виды иммунитета


Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В XIV веке по Европе прошлась страшная эпидемия «чёрной смерти» — чумы, унёсшей жизни 15 млн человек.

 

Не менее страшными были эпидемии натуральной оспы. Вирус натуральной оспы за всю свою историю стал причиной гибели 400 млн человек. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя из которых была в 1992–1993 годах в Индии.

 

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918–1919 годах унесла жизни сотен тысяч человек. В наши дни продолжается эпидемия заболевания Covid-19, вызываемого коронавирусом.

 

Наш организм, подобно средневековой крепости, обнесённой несколькими рядами стен, держит оборону. При  попытке проникновения в тело человека любого патогена на борьбу с ним немедленно вступают защитные силы организма.

 

Кожа и слизистые оболочки — первый барьер на пути микроорганизмов. На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии. Они питаются выделениями кожи и слизистых, не проникая внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. При ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных — повышается.

 

Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых  оболочек, то защитную функцию начинает выполнять иммунная система — второй барьер на пути болезнетворных организмов.

 

Различают естественный и искусственный иммунитет (схема).

Схема. Естественный и искусственный иммунитет

Естественный иммунитет

 

Люди с рождения невосприимчивы ко многим болезням. Такой иммунитет называют врождённым .

 

Врожденный иммунитет наследуется от родителей. Он является видовой характеристикой человека (например, люди не восприимчивы к болезням растений).

 

Новорождённый ребёнок имеет в организме антитела, полученные от матери во время внутриутробного развития, поэтому несколько первых месяцев жизни у него есть естественная защита от тех инфекционных заболеваний, которыми болела его мать в течение жизни и к которым у неё сформировались антитела.

 

Когда человек переносит инфекционную болезнь, то в его организме образуются антитела — формируется приобретённый иммунитет. Если возбудитель этого же заболевания через некоторое время снова окажется в организме, он тут же уничтожится клетками иммунной системы. Поэтому люди, перенёсшие в детстве корь или ветрянку, обычно повторно ими не болеют.

 

Искусственный иммунитет

 

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (туберкулёзом, краснухой, паротитом, полиомиелитом, дифтерией и др.), нам делают прививки (вводят вакцину ) убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни. Для выработки иммунитета на вакцину необходимо время, поэтому вакцинацию проводят до начала прогнозируемой эпидемии. Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это активный искусственный иммунитет.

 

Если уже заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки , которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Так у них формируется пассивный иммунитет.


Историческая справка

Рис. 1. Э. Дженнер за работой

Первую вакцину изобрёл английский учёный Эдуард Дженнер (1749–1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели человеческой оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков коров и перенес её на надрез в коже мальчика (рис. 1). Через некоторое  время он заразил этого мальчика человеческой оспой и тот не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы не опасен для человека и вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус человеческой оспы.

 

Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895). Он первым понял, что возбудителями некоторых инфекционных болезней являются бактерии. В результате опытов была получена вакцина. С именем Л. Пастера и связано появление вакцин от различных болезней.


Нарушения иммунитета

 

С формированием иммунного ответа связано развитие аллергий и иных, более тяжёлых аутоиммунных заболеваний.

 

Аллергия — это повышенная чувствительность иммунной системы некоторых людей к неопасным веществам (например, к пыльце растений, к комнатной пыли, продуктам питания и т. д.). Аллергия — это лёгкое нарушение работы иммунной системы, однако при её прогрессировании может развиться бронхиальная астма.

 

Аутоиммунные заболевания представляют собой более тяжёлые расстройства иммунной системы, при которых собственные клетки организма человека воспринимаются иммунной системой как чужеродные и атакуются.

 

В 1978 году впервые был зарегистрирован случай странного заболевания. Позже учёные дали ему название СПИД (синдром приобретённого иммунодефицита) и обнаружили вирус ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который его вызывает. СПИД — смертельное заболевание, от которого пока нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам.

 

При заражении ВИЧ большинство людей не испытывают никаких ощущений. На протяжении долгих лет после инфицирования человека может чувствовать себя здоровым. Этот период называется скрытой стадией заболевания.

 

Однако неверно думать, что в это время в организме ничего не происходит. Вирус поражает лимфоциты, организм оказывается безоружным к любым антигенам, постепенно разрушается иммунная система, снижается сопротивляемость организма инфекциям. В определённый момент сопротивляемость организма становится настолько низкой, что к смерти могут привести те инфекционные заболевания, которые здоровый человек переносит легко.

 

ВИЧ может попасть в организм человека только через контакт с кровью заражённого. Например, при использовании нестерильных медицинских инструментов, нестерилизованных маникюрных инструментов и игл, с помощью которых делают татуировки и пирсинг. Кроме того, ВИЧ передается через незащищённые (без презерватива) половые контакты с больным человеком и от инфицированной матери к её ребенку внутриутробно.

 

Через поцелуи, объятия, рукопожатия, чихание, общую посуду вирус не передаётся.

 

Сейчас нет вакцины или лекарства от ВИЧ, но есть препараты, подавляющие его активность и дающие возможность носителям этого вируса вести полноценную жизнь при их регулярном приёме. Однако лучший способ сталкиваться с ВИЧ — знать о мерах профилактики, перечисленных выше.

 

Выводы

 

Иммунитет человека отвечает за распознавание своего и чужого и за защиту от чужеродных веществ. Иммунитет подразделяют на естественный и искусственный. Естественный иммунитет бывает врождённым и приобретённым. Искусственный иммунитет бывает активным и пассивным.


Контрольные вопросы

 

1. Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?
2. Когда человеку необходимо вводить вакцину, а когда сыворотку?
3. Какие заболевания иммунной системы вы знаете?


Предыдущий урок
Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Витамины и их роль в организме. Регуляция обмена веществ. Нарушение обмена веществ
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

    Литература

  • Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур

    Геометрия

  • Неполные квадратные уравнения

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке