Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Духовная культура общества

Общество и человек

Духовная сфера общества

 

План урока

  • Понятие «духовная культура»
  • Культурные (духовные) ценности и нормы
  • Институты культуры
  • Многообразие культур

Цели урока

  • знать основные понятия: духовная культура, материальная культура, виды и формы культуры
  • уметь распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе

Разминка

В известной вам пирамиде Маслоу на самой вершине находятся идеальные потребности. Как ещё называют этот вид потребностей? Почему Маслоу расположил их так высоко? Может быть потому, что они есть не у каждого человека? Как вы считаете? 

Понятие «духовная культура»

 

Рисунок 1. Сферы культуры Рисунок 1. Сферы культуры

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает его от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры, которую он создаёт в процессе деятельности. В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает весьма сложно, потому что в чистом виде они не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книги, картины, орудия труда), а материальная не может возникнуть без первоначальной идеи (рис. 1).

 

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создаёт благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально психологический климат, может быть бедной и маловыразительной. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинная человеческая сущность, ведь духовность присуща только человеку, она выделяет и возвышает его над остальным миром.


Под духовной жизнью общества понимается сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека (рис. 2).


Рисунок 2. Элементы культуры Рисунок 2. Элементы культуры

Духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятия различными видами искусства, деятельность в системе образования и воспитания, научную деятельность и другие виды духовной деятельности.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что прежде всего отличает человека от других живых существ. Основой духовной жизни, её определяющими началами являются добро, истина и красота. 

Духовная жизнь человека и общества появилась на Земле вместе с человеком. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных и эстетических чувств. 

Основу духовной жизни современного общества составляет духовная деятельность (деятельность сознания, в процессе которой возникают определённые мысли и чувства людей, их образы и представления природных и социальных явлениях). Результатом этой деятельности выступают определённые взгляды людей на мир, научные идеи, теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах и ритуалах. Всё это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей


Практическое задание 1

 

Считается, что в книге неразрывно соединяется материальная и духовная стороны. Какие признаки (особенности) позволяют её отнести прежде всего к духовной культуре?


 

Культурные (духовные) ценности и нормы

 


Духовные ценности — социально ободряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. 


 

В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат (например, в семье или коллективе работников и т. д.) (рис. 3).

Рисунок 3. Классификация духовных ценностей Рисунок 3. Классификация духовных ценностей

 

Духовные ценности отличаются от материальных тем, что не исчезают в процессе потребления, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его.  Поэтому восприятие и осмысление духовных ценностей субъективно, связано с неповторимым индивидуальным опытом человека, уровнем его образования и общей культуры личности. 

 

Институты культуры

 

К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, искусство, образование, церковь — способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной культуры от поколения к поколению, от одной группы к другой. Существенной частью культурных институтов считают коммуникационные институты, которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей и учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.

Культура выполняет познавательную, оценочную, регулятивную, информативную, коммуникативную функции и функцию социализации (табл. 1).
 

Таблица 1. Функции культуры


Приспособление к окружающей среде

Создавая искусственные предметы (одежду, транспорт), человек приспосабливается к окружающей среде, делая свою жизнь комфортнее

Регулятивная (нормативная)

Нормы морали, права и пр., являясь элементами культуры, регулируют поведение людей в обществе

Информативная (познавательная)

Культура накапливает, хранит, передаёт знания, ценности, опыт предшествующих поколений

Социализация

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, сложившихся в культуре

Коммуникативная

Сохранение, передача культурных ценностей, развитие и совершенствование личности

 

 

Культура позволяет узнать о народе, стране и эпохе намного больше, чем можно увидеть в настоящее время. Она даёт возможность познакомиться с традициями народов, произвести обмен информацией между разными эпохами.

Коммуникативная функция культуры достигается при помощи библиотек, музеев, школ и университетов, телевидения, газет, радио и книгопечатания. При помощи прессы, радио и телевидения у населения складываются нравственные и эстетические нормы поведения.

 

Многообразие культур

 

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах (рис. 4). Можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоёв и групп конкретного общества.

 

Рисунок 4. Формы культуры Рисунок 4. Формы культуры

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные её пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три её формы: народная, элитарная, массовая и две её разновидности: субкультура и контркультура. 

Народная культура создаётся в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим её укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передаётся из поколения в поколение.

Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, театралами, литературоведами, художниками, писателями, музыкантами.

С середины ХХ века широкое распространение получил термин «массовая культура» (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоёв. Массовая культура ориентирована на усреднённый уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Её главный принцип: «Публика желает — публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы её покупали и деньги, затраченные на неё, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определённые идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой — подменяет подлинность копиями, делает общение с искусством и наукой заурядным, порождает конформизм, усреднённость. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич — это искусная подделка под искусство, в нём нет подлинных художественных открытий.

В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры —  экранная  (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, её способности к адаптации, развитию. Существуют молодёжная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры и многие другие.

Контркультура — это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определённой социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.


Практическое задание 2 

 

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.


ИТОГИ

 

Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура — это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей. 

 

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио — это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция, как социализация — усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.


1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) премьера телесериала

Б) конкурс фольклорных коллективов

B) празднование дня Ивана Купалы

Г) скандал с участием поп-звезды

Д) переиздание детектива-бестселлера

1) массовая

2) народная

 

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру:

1) высокая содержательная сложность,

2) демократизм,

3) ориентация на узкий круг ценителей,

4) широкая рекламная кампания,

5) соответствие изысканным вкусам,

6) безграничное самовыражение автора.

 

3. Найдите в приведённом списке черты, свойственные народной культуре:

1) авторство часто не определено,

2) носит преимущественно коммерческий характер,

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,

4) появилась раньше других форм культуры,

5) рассчитана на узкий круг ценителей.

 

4. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры:

1) премьера фильма ужасов,

2) фестиваль рекламных роликов,

3) переиздание детектива-бестселлера,

4) выставка художников-авангардистов,

5) областной смотр фольклорных коллективов,

6) открытие международного конкурса пианистов.

 

5. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? 

1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.

2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.

3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.

4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.

5) Они не имеют персонального авторства.

6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.


Контрольные вопросы

 

1. Что относится к духовной сфере общества? Что такое духовный мир человека?

2. Какие виды и формы культуры можно выделить? Почему границы между формами и видами культуры достаточно условны? 

3. Как и когда появилась массовая культура? Какую роль в её появлении сыграли СМИ?


Словарь урока

 

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

 

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

 

Духовный мир человека — это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

 

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

 

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

 

Культурные нормы — правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

 


Ответ на практическое задание 1

  • Главное в книге — её содержание, обращенное к интересам читателя, к его душе
  • Книги несут знания, сохраняют и передают опыт, накопленный человечеством

Ответ на практическое задание 2

Могут быть приведены такие примеры:

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение и мировоззрение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т. п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей.


Ответы

1) А —1, Б — 2, В — 2, Г — 1, Д — 1            

2) 1, 3, 5, 6     

3) 1, 3, 4        

4) 1, 2, 3      

5) 2, 5


Предыдущий урок
Религия и религиозные организации
Общество и человек
Следующий урок
Общество как сложная система
Общество и человек
  • Международные финансовые отношения. Международный туризм

    География

  • Политическая система СССР в 1930-е годы. Социальная политика государства: цели, направления, результаты

    История

  • A formal email of complaint. Официальное письмо-жалоба

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке