Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Духовный мир личности

Общество и человек

Духовный мир личности

 

План урока

  • Человек как духовное существо
  • Духовные ориентиры личности
  • Мировоззрение и его роль в жизни человека

Цели урока

  • знать основные понятия: духовный мир человека, духовные ценности, мировоззрение
  • уметь показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека, классифицировать типы мировоззрения

Разминка

Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину: 
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк олицетворяет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

 Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: 
— А какой волк в конце побеждает?
 Старик улыбнулся и ответил: 
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь! У каждого из нас есть своё собственное чудовище, притаившееся в засаде. Но если ты способен видеть прекрасное, то это только потому, что носишь прекрасное внутри себя.

Человек как духовное существо

 

Духовный мир человека является сложной системой, в которую входит множество элементов. Очень важными её составляющими являются мировоззрение, вера и убеждение. Духовный мир человека — это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. На протяжении всей жизни индивида накопления оценочных суждений об окружающем мире формируют устойчивую систему взглядов на мир и свое место в нем. Иногда духовный мир называют внутренним.

 


Внутренний (духовный) мир человека  — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.


 

В духовном мире человека можно выделить:

• познание — потребность в знаниях об окружающем мире, о себе, зачем человек живёт на свете, его предназначении. Всё это формирует интеллект;

• эмоции — это личная оценка ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.);

• чувства — это  состояния людей, сформированные на основе эмоций, которые более длительны, имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.).

 

Духовные ориентиры личности

 

Духовный мир личности — это то, что наполняет деятельность человека глубоким смыслом, помогает выбрать правильный ориентир. У каждого человека свой индивидуальный, неповторимый внутренний мир, но люди всё же имеют много общего: язык, родину, возраст и даже положение в обществе. Важнейшими элементами человеческой духовности являются мораль, ценности и идеалы. Их так же называют духовными ориентирами личности. Они являлись, являются и будут являться основой общества, а также и важной частью жизни человека. Мораль  — система норм и правил, регулирующих общение, поведение и обеспечивающих единство общественных, а также личных интересов. Идеал  — это совершенство, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном.

 


Духовные ценности  — социально ободряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д. 


 

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей (рис. 1). В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат (например, в семье или коллективе работников и т. д.).

Рисунок 1. Классификация духовных ценностей Рисунок 1. Классификация духовных ценностей

 

Отличие духовных ценностей от материальных заключается в том, что в  процессе потребления духовные ценности не исчезают, а остаются с человеком, обогащая его внутренний мир.

Именно поэтому восприятие и осмысление духовных ценностей крайне  субъективно, тесно связано с индивидуальным опытом человека, уровнем его образования и общей культуры личности. Каждый человек по-своему осмысливает содержание произведения литературы, искусства и т. д. Духовные запросы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то в кино.
 

Внутренний мир человека — не закрытая система, она соприкасается с духовными интересами других людей, выходит за рамки интересов человека. 

Обладание высокими нравственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью.
 

Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает такими личностными качествами, как развитое самосознание, потребность к познанию и самопознанию, беспрерывный поиску истины.
 

Как же формируются нравственные начала в человеке? Во-первых, они формируются в семье с самых первых лет жизни, во-вторых, во время общения с людьми, в-третьих, в процессе обучения в школе, в-четвёртых, с помощью самовоспитания личности.

 


Практическое задание 1

 

Можно ли религиозного фанатика назвать духовным человеком? Приведите примеры религиозного фанатизма в прошлом и в наши дни.


 

Мировоззрение и его роль в жизни человека

 

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

 


Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.


 

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей (рис. 2).

 

Рисунок 2. Структура мировоззрения Рисунок 2. Структура мировоззрения

 

Рисунок 3. Пути формирования мировоззрения Рисунок 3. Пути формирования мировоззрения

 

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

  • оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество;
  • мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;
  • формируется мировоззрение двумя путями — стихийно или осознанно (рис. 3).

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

обыденное (или житейское) : является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

религиозное : связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

научное : теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Выделяют также гуманистическое мировоззрение — мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт ему ориентиры и цели для практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Мировоззрение своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

 


Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.


 

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

 


Практическое задание 2

 

Назовите любые три типа мировоззрения.


ИТОГИ

 

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определённых видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множество проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого потенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека — мировоззрение — совокупность взглядов, представлений, оценок и норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.


1. Выберите верные суждения о мировоззрении человека:

1) мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям;

2) ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение;

3) компонентами мировоззрения являются нормы и ценности;

4) философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного;

5) обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

 

2.  Выберите верные суждения о мировоззрении человека: 

1) обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей;

2) мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности;

3) мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества;

4) мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности;

5) идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

 

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски. 

 «Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества».

1) предметы2) субъект3) социальная группа
4) жизненные позиции5) человек6) рассудок
7) способности8) представления9) основной вопрос

4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они за исключением двух относятся к типам мировоззрения.

1) мифологическое
2) религиозное
3) политическое
4) философское
5) историческое
6) научное


5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ми­ро­воз­зре­ний, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА ТИП МИ­РО­ВОЗ­ЗРЕ­НИЯ

А) опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл

Б) ис­тин­ные при­чи­ны мно­гих яв­ле­ний объ­яс­ня­ют­ся при по­мо­щи фан­та­сти­че­ских пред­по­ло­же­ний, без учёта при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей

В) опи­ра­ет­ся пре­жде всего на ло­ги­ку и до­ка­за­тель­ность

Г) оформ­ля­ет­ся сти­хий­но, в про­цес­се жи­тей­ско­го опыта

Д) ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми яв­ля­ют­ся си­стем­ность, вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния

 

1) обы­ден­ное

2) на­уч­ное

3) ми­фо­ло­ги­че­ское


Контрольные вопросы

  1. Какие духовно-нравственные ориентиры личности являются самыми важными для общества и человека?
  2. Как формируется духовность?
  3. Что такое мировоззрение? Какие выделяют виды, формы и уровни мировоззрения?
  4. Каково значение мировоззрения в жизни человека? Связано ли оно с социализацией?


Словарь урока

 

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.


Ответ на практическое задание 1

  • Вряд ли такой человек является духовным. Целые поколения фанатиков видели в язычестве и инакомыслии угрозу своему духовному миру и старались физически истребить всех, кто не попадал под их определение истинно верующего.
  • Массовый религиозный фанатизм в средневековой Европе вылился в крестовые походы, уничтожающие чужие культуры. От рук фанатиков погибли Джордано Бруно, Жанна д’Арк и многие другие. Тех ученых, мыслителей, философов, кого не удалось сжечь на костре, силой заставили отказаться от своих идей: Галилео Галилей, Николай Коперник.
  • В современном мире религиозный фанатизм чаще всего связывают с исламским миром — терроризм, джихад, суды шариата и т. д. В частности в пример приводятся трагедии 11 сентября 2001 года в США, массовые убийства мусульманами христиан в Индонезии в 2000 году, а также отдельные террористические акты по всему миру.

Ответ на практическое задание 2

Могут быть названы следующие типы мировоззрения: обыденно-практическое (житейское), мифологическое (религиозное), научное.


Ответы

1) 2, 3, 5    2) 1, 2, 3   3) 5, 4, 8, 9, 2, 3  4) 3, 5   5) А — 1, Б — 3, В — 2, Г — 1, Д — 2


Предыдущий урок
Познавательная деятельность
Общество и человек
Следующий урок
Массовая культура
Общество и человек
  • Adjectives with prepositions. Прилагательные с предлогами

    Английский язык

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

    Литература

  • Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке