Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Искусство

Общество и человек

26.07.2024
6348
0

Искусство

 

План урока

  • Что такое искусство?
  • Функции искусства
  • Структура искусства
  • Современное искусство

Цели урока

  • знать основные понятия: искусство
  • уметь различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации, называть  особенности современного искусства

Разминка

Все знают картину Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Споры вокруг того, считать ли её искусством, не утихают на протяжении столетия. Но за это столетие появилось множество неоднозначных работ художников, скульпторов и других творческих деятелей, которые вызывают ещё больше вопросов. Найдите в интернете работы Марселя Дюшана, Джоана Миро, Сая Твомбли, Барнета Ньюмана и других современных художников. Их работы — тоже не что иное, как искусство. Так что же понимают под искусством учёные? Почему такие произведения стоят в одном ряду по значимости и ценности с работами Рафаэля, И. Шишкина, В. Серова?

Что такое искусство?

В структуре духовной культуры важное место занимает искусство. Также как и религия, искусство сопровождает человечество с древнейших времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными рисунками, вырезали из кости и дерева простейшие статуетки, танцевали в ритуальных плясках. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях — этих кладовых красоты, выраженных в искусстве. 


Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. 


Создавая произведения искусства, художники, композиторы, поэты и другие представители творческих профессий осуществляют художественное познание.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика — наука о прекрасном и безобразном. 

Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • образность восприятия: все созданные произведения искусства мы познаем с помощью органов чувств, художники мыслят образами, они их материализуют  и переносят на холст бумагу, звук и т. д.;
  • эстетические цели: искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное. Люди получают эстетическое удовольствие от произведений искусства;
  • субъективность: творчество художника уникально, отражённые там образы — это только его личное восприятие и передача мира. Творец отражается в своих произведениях, стремится показать своё видение окружающего мира, но в то же время вызвать интерес у окружающих;
  • использование специфических средств: для создания произведений искусства используются специальные средства — слово, цвет, звук.

 

Предметом искусства является человек, его отношения с природой, окружающим миром и другими людьми в определенных исторических условиях.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопленных культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранении целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства. 

Искусство отражает жизнь, используя специфические приёмы и методы. В кинофильме целые годы, десятилетия и даже века могут пролететь в одно мгновение, в тоже время одна минута может быть растянута на полчаса по задумке режиссера. Искусство оказывает воспитательное воздействие на людей, прежде всего, при помощи эмоций: мы страдаем вместе с героями, переживаем за них, радуемся вместе с ними, испытываем разнообразные чувства. Самым важным предназначением искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путём соприкосновения с особым миром прекрасного.

 


Практическое задание 1

 

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?


Функции искусства

Как и любой другой социальный институт, искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. 
Познавательная — получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как, прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история», она «поняла всё о человеческом одиночестве».

Эстетическая — удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.

Гедонистическая — искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается «Лунной сонатой» Бетховена.  

Компенсаторная — в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.   

Коммуникативная — искусство создаёт пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке-инсталляции Юрий нашёл единомышленников.

Прогностическая — искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20 000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку «Наутилус», двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки. 

 


Практическое задание 2

 

Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.


Структура искусства

Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы (рис. 1).

 

Рисунок 1. Виды искусства

Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература и ораторское искусство.

Пространственные, временные и пространственно-временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем, временные же не существуют в пространстве и со временем могут измениться. Пространственно-временные объединяют черты первых двух групп.

Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим — пространственные.  

Виды искусств можно различать по материалу, в котором воплощаются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цвета в графике и живописи, камень и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце и т. п. Каждый материал требует своеобразных средств, своего «языка». Об этом свидетельствует тот факт, что содержание произведений одного вида искусства нельзя адекватно передать на языке другого вида.

Современное искусство

Современное искусство весьма разнообразно, в нём отсутствуют какие-либо стро­гие каноны и правила. Творец, конструируя в произведе­нии свой иллюзорный мир, средствами искусства изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира. Современное искусство сложилось во второй половине XX в. В тот период происходил активный поиск принципи­ально новых образов и средств выражения, переосмыслялись цели художественного творчества, место художника в обще­ственной жизни. Огромное влияние на формирование совре­менного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. Наблюдался небывалый расцвет художественной фотографии. 

Современное искусство отличается интерактивностью и информативностью. Реклама, кинематограф, фотография, публицистика — всё это сегодня относится к современному искусству. Безусловно, и живопись, и скульптура, и инсталляция так же остаются формами искусства, но имеется тенденция к синтезу различных видов и жанров.

Современное искусство разнообразно. В нём нет строгих правил. Каждый автор использует средства искусства, которые, по его мнению, изменяют собственное и зрительское видение мира, направляют эстетические переживания при восприятии своего творения.

Комбинация науки и искусства — ещё одна черта, которая характерна для современного искусства. Социология, математика, химия и физика — наиболее часто встречаются в работах современных художников.

В театральном искусстве современные тенденции ярко проявляются в слиянии различных художественных форм и приёмов, смешении исторических эпох. Так, играя клас­сическую пьесу, актёры могут выйти на сцену в современ­ных костюмах, под современную музыку; действие может быть перенесено из прошлого в современность. Подобные спектакли вызывают шок у привыкшей к классическим постановкам театральной публики.

Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя. И в то же время оно является бизнесом, нацеленным на получение при­были, привлечение инвестиций и т. п. И здесь многое за­висит от того, удастся ли достойно прорекламировать то или иное произведение, создать определённую медийную узнаваемость и репутацию художника и в конечном счёте привлечь потенциальных покупателей и инвесторов. В про­цессе рекламы и раскрутки произведение наделяется опре­делённой ценностью, признаваемой кругом знатоков. При этом для массового зрителя художественная и коммерче­ская ценность произведения современного искусства мо­жет быть неочевидной. Возможно, поэтому лишь немногие творцы и произведения современного искусства известны широкой публике.

Для современного искусства характерно появление новых видов и жанров. 

Перформанс — художественное действо, в котором художник привносит атрибуты символы, жесты, позволяющие ему донести до зрителя замысел, доминируя в представлении. Это своеобразное представление, в котором используются приёмы изобразительного и театрального искусства. Перформанс рассчитан на случайного, неподготовленного зрителя.

Хеппенинг — интересное художественное действо с участием зрителя. Своего рода импровизация, потому что финал не определяется заранее, к нему приходят по ходу представления. Некоторые искусствоведы рассматривают перформансы и хепенинги как протест против коммерциализации искусства.

Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя.


ИТОГИ

 

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром.

 

Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

 

В современном обществе искусство выражается в самых разных формах и не подчиняется каким-либо строгим законам. Зарождение современного искусства относится ко второй половине ХХ века, большое влияние на него оказало быстрое развитие техники (фотография, Интернет).


1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло — мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовём __________ (Г) художественную деятельность и то, что является её результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».

 

1) понятие2) производство3) деятельность
4) художественное творчество5) культура6) человек
7) чувство8) искусство9) субъективность

 

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры:

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука;

2) значимость художественного вымысла;

3) образность и наглядность;

4) получение достоверной картины мира;

5) изучение закономерностей развития мира;

6) объективность отражения реального мира.

 

3. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.

2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.

3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.

4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.

5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.

 

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭстетическаяВоспроизведение действительности по законам красоты
...Отражение действительности при помощи художественных образов

 

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

1) образность

2) эмоциональность

3) фантазия

4) обоснованность

5) субъективность

6) гипотеза

 


Контрольные вопросы

 

1. Что такое искусство? Каковы его особенности?

2. Какие виды искусства выделяют? 

4. Назовите функции искусства. Какая из функций важна в вашей жизни?

5. Что характерно для современного искусства?


Словарь урока

 

Искусство — духовная деятельность человека, направленная на отображение действительности через художественные образы. 


Ответ на практическое задание 1

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

Ответ на практическое задание 2

1) познавательная (мировоззренческая). Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека;

2) компенсаторная (утешительная). Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы;

3) коммуникативная. Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников;

4) воспитательная. Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе.


Ответы

1) 1, 6, 4, 8, 3, 7   2) 1, 2, 3   3) 1, 2, 4    4) познавательная     5) 4, 6


Предыдущий урок
Мораль
Общество и человек
Следующий урок
Познавательная деятельность
Общество и человек
Поделиться:
  • Поступательное и вращательное движение твердого тела

    Физика

  • Местоимение как часть речи

    Русский язык

  • Междометие

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке