Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Социальная сущность человека

Общество и человек

18.01.2025
9477
0

Социальная сущность человека

 

План урока

  • Что такое человек?
  • Природа и сущность человека
  • Индивид. Индивидуальность. Личность
  • Самосознание и самореализация

Цели урока

  • знать основные понятия: антропогенез, человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация
  • уметь объяснить биосоциальную сущность человека, проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»; выявлять механизм непосредственного влияния социального окружения на формирование сущностных качеств человека

Разминка

Если мы начнём перечислять науки, которые изучают человека, его сущность и природу, то список будет очень обширным: археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, антропология, генетика, физиология, анатомия, право, этнография, философия, этика, эстетика и др. Эти дисциплины относятся к совершенно разным отраслям знания — гуманитарным, общественным, естественным. Чем объясняется то, что большая часть существующих в мире наук обращаются к человеку как к объекту изучения? 

Что такое человек?

Человек самый загадочный феномен природы. Уже много веков философы пытаются постичь его сущность. Вопрос о его происхождении и назначении, жизни и деятельности, а также месте человека в окружающем мире, до сих пор является самым значимым в обществознании.

 


Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. В таблице 1 представлены основные.


Таблица 1. Теории происхождения человека

 

Креационные теории

Естественно-научные (эволюционные) теории

Религиозная теория

Теория палеовизита

Теория естественного отбора (Ч. Дарвин)

Трудовая теория (Ф. Энгельс)

Божественное происхождение человека

Человек — создание пришельцев из космоса

Человек произошёл от обезьяны в процессе эволюции

Труд сделал из обезьяны человека

 

Вопрос о происхождении человека и сегодня остаётся открытым. Любая из существующих теорий равным образом не имеет достаточных научных подтверждений, т. к. прямых доказательств механизма появления человека на Земле нет. 

Рисунок 1. Ступени развития человека

Учёные могут только пытаться найти и объяснить факты, подтверждающие их теории, а значит о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать лишь предположения. 

Становление человека и становление общества — две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропогенеза. Эволюционная теория (учёные нашли больше фактов в подтверждение именно этой точки зрения) выделяет следующие основные этапы становления человека (рис. 1).

 

Природа и сущность человека

Человек является частью природы и в то же время крепко связан с обществом. Философы называют природу человека двойственной и определяют его как 

биосоциальное существо, обладающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид Homo sapiens («человек разумный»). Он характеризуется определёнными видовыми признаками, которые под влиянием природных и социальных процессов могут изменяться до определённых пределов (например формирование рас). Но специфические анатомические, биологические и физиологические особенности представителей различных рас не являются препятствием для того, чтобы с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего общества. К биологической основе человека как существа социального учёные относят следующие признаки (табл. 2).

 

Таблица 2. Биологическое и социальное в человеке

 

Биологическое и социальное в человеке

Биологические признаки человека

Социальные признаки человека

Сходные с признаками животного

Отличие человека от животного

Биологические особенности человека

1. Обладает абстрактно-логическим мышлением

 

2. Обладает членораздельной речью

 

3. Способен к труду, изготавливает орудия труда

 

4. Способен к сознательной и целенаправленной деятельности

 

5. Способен к творчеству

 

6. Есть социальные и духовные потребности, мораль, ответственность

1. Принадлежность к высшим млекопитающим

 

2. Наличие, как и у животных, анатомии и физиологии

 

3. Наличие врождённых инстинктов

1. Образует особый вид — Homo sapiens

 

2. Прямохождение, развитая кисть руки, строение мозга, особое устройство гортани

 

3. Возможность управления многим из инстинктов

 

4. Взгляд, направленный вперёд, а не в разные стороны

 

5. Длительная зависимость детей от родителей

 

Человек имеет как биологическое, так и социальное измерение. Он одновременно существует в двух реальностях: одна из них, природа, существует независимо от него, а другая, культура, является продуктом его деятельности, это его «вторая природа». Будучи организмом, функционирующим по законам природы, человек, как и любое живое существо, рождается, растёт, развивается, стареет и умирает. Ему необходимо удовлетворять важнейшие физиологические потребности в воде в воздухе, пище, тепле, сне, продолжении рода. Он беспокоится о своей безопасности и выживании. Но полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные особенности человека, как сознание и речь, не передаются по наследству, они формируются в течение жизни в процессе социализации. Биологическая природа человека — это его естественное условие существования, а социальность будет сущностью человека. Она проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность. Эти стороны человеческого существования неразрывно связаны и обуславливают друг друга, поэтому их можно рассматривать только в единстве — это и есть биосоциальная сущность человека.

 


Практическое задание 1

 

Попробуйте заполнить таблицу, пользуясь примерами. 

Природная сущность человека

Социальная сущность человека

Существует не в природе, а в обществе

Обладает инстинктами

Рождён в природе

Ориентируется прежде всего на культурные стандарты

Есть бессознательное

Имеет всё, чтобы выжить в дикой природе

 


Индивид. Индивидуальность. Личность


Человек — это особый род сущего, биосоциальное существо, высшая ступень живых организмов на земле, субъект социального процесса, творец культуры. Учёные употребляют слово человек как родовое понятие, оно указывает на принадлежность существа к человеческому роду. В нём утверждается генетическая предопределённость развития собственно человеческих признаков и качеств, представляющих биологическую основу человека. 


Понятие индивид означает единичного представителя вида Homo sapiens, биологическую особь. Новорождённый ребенок — это индивид. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только физическими особенностями (рост, строение тела, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). 


 

Чтобы индивид стал человеком в полном смысле этого слова, он должен жить в обществе, в определённых социальных условиях. Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоятельств оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, питались, как животные, перемещались на четвереньках, рычали, лаяли, но людьми не становились. Следовательно, чтобы получить возможность быть человеком, ребёнок должен находиться среди людей, получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, уметь сознательно принимать те или иные решения, действовать целенаправленно. 

 


Являясь индивидами, все люди в обществе — разные. Для обозначения неповторимого своеобразия каждого индивида используют понятие индивидуальность. Как индивидуальность человек отличается неповторимой комбинацией врождённых способностей, физических качеств, темперамента и опыта. 


 

Это проявление психологической сущности человека, то, что отличает его от всех людей в мире. Уже в роддоме новорождённые не похожи друг на друга: одни всё время спят, другие плачут, третьи молча бодрствуют. С возрастом индивиды (и даже близнецы) начинают всё больше отличаться друг от друга привычками, склонностями, темпераментом. Происходит это и под влиянием биологических особенностей индивида (например, наследственность), и под влиянием окружающих. Индивидуальность (психологические особенности человека) привлекает внимание, даёт возможность отличить его от толпы. А если это ещё высокообразованная, нравственная личность, индивидуальность придаёт ей изюминку. 

 


Понятие личность выражает совокупность социальных качеств человека, которые он приобрёл в процессе жизни и проявляет в разных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность человек, но не всякий человек личность. 


Рисунок 2. Соотношение биологического и социального в человеке

Например, психически больной человек не является личностью, так как он не может вести себя осознанно, делать сознательный свободный выбор, не обладает способностью саморегуляции, не может контролировать своё поведение, управлять им, он не может познавать окружающий мир (табл. 3). Настоящая личность имеет свои взгляды, убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё внешних обстоятельств (рис. 2).

 

Индивид

Индивидуальность

Личность

Биологическое

Биологическое + социальное = психика

Социальное

 

Таблица 3. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность


Практическое задание 2

 

Попробуйте на примерах проиллюстрировать, как социальное в человеке (поведение, образ жизни, условия жизни) может отражаться на его организме.


Самосознание и самореализация

Помимо внешних условий поведения человека в обществе и реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности.

 

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. 

Источник развития самосознания — обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.  Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. 

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал.

 


ИТОГИ

 

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

 

Человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. Понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. Как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

 

Человек, в отличие от животных, существо себя познающее и сознающее, способное себя изменять и совершенствовать. Познание себя и своих свойств происходит в процессе деятельности и общения. 


Упражнение 1

 

1. Выберите верные суждения о природе человека. 

1) индивид — единичный представитель человеческого рода, при рождении обладает задатками — биологическими основами для развития способностей

2) совокупность уникальных, неповторимых качеств, отличающих каждого человека, составляет суть понятия «индивидуальность»

3) физиологическими качествами человека является потребность в дыхании, поддержании водно-солевого баланса и энергетического баланса

4) трудолюбие, способность сопереживать близким, коммуникабельность — набор врождённых, естественных человеческих качеств

5) новорождённый ребёнок является личностью, обладающей набором социально-значимы признаков

 

2. Ки­рил­лу 16 лет. Най­ди­те в спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Ки­рил­ла. 

1) у Ки­рил­ла свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза

2) рост Ки­рил­ла — 180 см

3) Ки­рилл по­мо­га­ет ро­ди­те­лям уха­жи­вать за боль­ной ба­буш­кой

4) Ки­рилл — санг­ви­ник по тем­пе­ра­мен­ту

5) Ки­рилл — доб­рый и от­зыв­чи­вый че­ло­век

6) Ки­рилл хо­ро­шо учит­ся в школе

 

3. Выберите верные суждения об индивиде.

1) индивидом является новорождённый ребёнок, не обладающий при рождении личностными качествами

2) характеристика «индивид» соответствует человеку как представителю биологического вида «хомо сапиенс»

3) индивидом называют только того человека, чья социализация носила негативный характер, способствовала развитию дурных качеств, подлости 

4) человеческий индивид от рождения наделён волей, силой характера и интеллектом

5) как и детёныш животных, новорождённый ребёнок беспомощен и нуждается в заботе со стороны взрослых

 

4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ка­че­ствах че­ло­ве­ка как лич­но­сти.

1) ка­че­ства че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в осо­бен­но­стях мыш­ле­ния и па­мя­ти

2) че­ло­ве­ку как лич­но­сти пре­жде всего свой­ствен­но при­об­ре­те­ние со­ци­аль­ных ка­честв

3) че­ло­ве­ка как лич­ность ха­рак­те­ри­зу­ет про­те­ка­ние про­цес­сов пси­хи­ки

4) ка­че­ства че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в его уча­стии в жизни об­ще­ства

5) че­ло­ве­ка как лич­ность в первую оче­редь ха­рак­те­ри­зу­ют уна­сле­до­ван­ные ка­че­ства


Контрольные вопросы

 

1. Можно ли назвать человека биологическим и социальным существом? 

2. Раскройте содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Что их объединяет? В чём состоят различия?

3. Как связаны воспитание и социализация человека? Приведите примеры из жизни известных людей, отражающих влияние ближайшего окружения на формирование их личности.


Словарь урока

 

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Темперамент — совокупность врождённых свойств психики, которые определяют характер его реакций на внешние раздражители (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Человек — это особый род сущего, биосоциальное существо, высшая ступень живых организмов на земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического развития.


Ответ на практическое задание 1

Природная сущность человека

Социальная сущность человека

Человек — животное, без природы существовать не может

Формируется не в природе, а в обществе

Обладает инстинктами

Руководствуется разумом

Приспосабливается к природе

Пытается подчинить природу

Обладает естественными потребностями

Ориентируется прежде всего на культурные стандарты

Есть разум

Есть бессознательное

Имеет всё, чтобы выжить в дикой природе

Без длительного обучения и воспитания не сможет к ней приспособиться

 

Ответ на практическое задание 2

Курение и алкоголь ухудшают здоровье человека; тяжёлый физический труд может сказаться на здоровье человека и т. д.


Ответы

  1. 1, 2, 3
  2. 3, 5, 6
  3. 1, 2
  4. 2, 4


Предыдущий урок
Глобальная угроза международного терроризма
Общество и человек
Следующий урок
Мораль
Общество и человек
  • Sport. Спорт

    Английский язык

  • «Кто есть кто» в мировой экономике

    География

  • Нефть и способы её переработки

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке