Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Современное общество

Общество и человек

29.03.2024
4586
0

Современное общество

 

План урока

  • Особенности глобализации как явления современности
  • Современное информационное пространство
  • Глобальная информационная экономика
  • Социально-политическое измерение информационного общества

Цели урока

  • знать основные понятия: глобализация, информация, информатизация, информационное общество
  • уметь описывать единое мировое информационное пространство, перечислять критерии развития информационного общества

Разминка

Вспомните, что такое глобализация? Как влияет этот процесс на вас? На ваших родителей? 

Особенности глобализации как явления современности

В далёком прошлом страны жили в изоляции друг от друга. В обособленных государствах различался не только образ жизни людей, но их нравы и обычаи. Некоторые страны вели обоюдную торговую деятельность, но о глобализации в нынешнем значении слова речи ещё не шло. Всё изменилось с изобретением телеграфа, радио, телефона и других средств связи, с развитием железнодорожного, авиационного сообщения. Границы стали стираться, учёные заговорили о процессе глобализации в мире.

Под глобализацией понимают процесс разрастающихся взаимосвязей, взаимозависимости и взаимного влияния государств, народов на всех уровнях, начиная от экономической и политической сферы, заканчивая социальной и духовной. Кроме того, это слияние экономик разных государств в единую мировую экономику.

 

Причины, спровоцировавшие глобализацию как международное явление 

  • Разрастание мировых торговых отношений и формирование международного рынка
  • Разработка и появление высокоскоростного транспорта — электропоездов, самолётов, кораблей
  • Ослабшие традиции (представители отдельных стран перестали пользоваться национальной одеждой, воцарилась единая мода)
  • Появление единого информационного пространства в связи с появлением телеграфа, радио, позже телевидения и Интернета
  • Разработка и внедрение усовершенствованных средств связи — электронной почты, сотовых телефонов
  • Потребность мирового сообщества вместе решать актуальные своевременные проблемы и вопросы, связанные с политикой, экономикой

Учёные отмечают: глобализация — это процесс, которого невозможно избежать. Как любое историческое явление, глобализация имеет положительные и отрицательные последствия (табл. 1).

 

Таблица 1. Последствия глобализации

 

Позитивные последствия

Негативные последствия

1. Ускорение НТП, обмен современными технологиями.

 

2. Развитие экономики в странах: появление производств и фабрик там, где это дешевле и экономически выгоднее, приобщение к новейшим разработкам государств, имеющих низкий уровень развития.

 

3. Понижение затрат на производство и одновременное повышение качества услуг.

 

4. Появление и укрепление международных отношений, объединений сил, направленных на решение глобальных проблем.

 

5. Возникновение единого социокультурного пространства.

 

6. Повышение благосостояния народов.

1. Обострившееся социальное неравенство вследствие неравномерного развития государств. Страны с неразвитой экономикой попадают в положение рабов, а представители этих стран считаются дешёвой рабочей силой, служащей для процветания и обогащения более успешных государств.

 

2. Закрытие предприятий, не выдерживающих конкуренции с мощным ТНК.

 

3. Упадок национального культурного наследия.

 

4. Ухудшение мировой экологической обстановки.

 

5. Соперничество между государствами в области политики и экономики, что приводит к конфликтам и войнам.

Современное информационное пространство

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями (табл. 2). 

 

Таблица 2. Информационные революции

 

Первая информационная революция

Связана с изобретением письменности. Письменность создала возможности для накопления, распространения и передачи знаний.

Вторая информационная революция (середина XVI в.)

Связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать её массово доступной.

Третья информационная революция (конец XIX в.)

Обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон и радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.

Четвёртая информационная революция (70-е гг. XX в.)

Связана с изобретением микропроцессора и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Пятая информационная революция

Связана с формированием и развитием глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека, и на огромные массы людей.

 

Наиболее яркий результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объёмы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

 


Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Синонимом понятия информационное общество является постиндустриальное общество . Это современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики на основе IT-технологий и научного знания. 


 

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнёру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчётность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу. Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить своё мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определённое время получить необходимый документ в свой почтовый ящик.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб, чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге, а можно и вообще учиться дистанционно. 

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки, чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на его сайте, чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Глобальная информационная экономика

Глобальная информационная экономика постиндустриального (информационного) общества основана на использовании знаний (информации). Пока не сложилось окончательно название этой экономики и наиболее часто употребляемые наименования: новая экономика, цифровая экономика, электронная экономика, интернет-экономика, сетевая экономика, онлайновая экономика и др. В отличие от традиционной экономики её основу составляет интеллектуальный или «человеческий» капитал, а не основополагающие в прошлом институты производства (основные фонды, управленческий ресурс, производственные издержки). В новой экономике трансформировалась связь, которая в прошлом была всего лишь сектором услуг в области коммуникаций. Сети связи, своеобразные инфомагистрали, инфобаны и инфострады, создали новую коммуникационную инфраструктуру, заменившую традиционные пути сообщения. Новая экономика разрушает границы и барьеры между продуктами и услугами, отраслями промышленности, компаниями. Новая сетевая экономика представляет собой Всемирную свободную экономическую зону, совместившую коммуникации и коммерцию.

Впервые термин глобальная информационная экономика был озвучен в 1976 году. Сотрудник Стэнфордского центра междисциплинарных исследований Марк Порат под этим названием издал свою работу. Специалисты выделяют следующие стадии информационной экономики: 

  • постепенное проникновение информационных технологий в производственный процесс;
  • массовое внедрение вышеуказанных технологий и преобладание систем стандартизации;
  • повышение производительности в области производства информационных технологий и информации над другими отраслями;
  • постепенный переход к преобладающему производству знаний и информации.
    Информационному обществу присущи и негативные тенденции, такие как чрезмерная технологизация и роботизация общества, быстрое усложнение технологий и рост объёмов информации, рост зависимости общества от информационных процессов.

Современная информационная экономика сосредоточена в значительной степени в пределах трёх типов научно-производственных центров: технопарков, городов науки и технополисов. Технопарки (их в мире в начале 90-х гг. насчитывалось около 250) в основной массе имеют опытно-производственную направленность, т. е. их «изюминка» — экспериментальное, мелкосерийное производство. Технопарки получили большое развитие в Западной Европе, где они играют важную роль в модернизации промышленности. Городами науки называют специально построенные центры для научных исследований. В России их принято называть Академгородками. 

Технополисы — японское изобретение. В стране была разработана концепция их создания и механизма функционирования. В Японии планируется создать почти два десятка технополисов, причём стоимость каждого из них 1–3 млрд долл. Технополисы или иннограды — это инновационные центры и технопарки, участники которых заняты в проектах, связанных с IT. Крупнейший и первый в России технологический город — Сколково. Здесь созданы особые условия для компаний, которые работают в приоритетных экономических отраслях, обозначенных как кластеры:

 

• биомедицина,
• ядерные технологии,
• космос,
• информационные технологии,
• энергетика.

 

В работе центра участвует 2 200 участников, из которых 200 получили гранты на реализацию проектов и производство своей продукции. Сколково — прототип российского города будущего. Он проектируется и строится так, чтобы не наносить вред экологии и окружающей среде. Здесь испытываются передовые проекты, такие как беспилотное или летающее такси, электробусы. Основная цель — создание инновационной городской среды, максимально функциональной для людей XXI века.

 


Практическое задание 1

 

В России есть два вида городов для учёных и исследователей: наукограды и технополисы. Чем они отличаются друг от друга? Найдите в Интернете информацию о других технополисах.


Социально-политическое измерение информационного общества 

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Формирование глобальной информационной экономики тесно связано с возникновением новой политической и социальной структуры. Создаётся виртуальный мир без границ. В этой ситуации иначе действуют государство и СМИ, меняется роль социальных институтов. 

Каждый человек имеет возможность получать любую информацию от любого сообщества или государства и использовать её. Решение социальных и политических проблем также зависит от информационной среды, при этом не имеет значения уровень проблем. Это может быть желание домохозяйки получить новый рецепт пирога; консультация со специалистом-медиком о проявившихся симптомах заболевания; необходимость получить паспорт или записать ребёнка в школу; борьба с нарушениями, допущенными во время избирательной кампании или в ходе проведения следственных мероприятий, и т. д. Укрепляются горизонтальные связи между гражданами, общество получает новые возможности контролировать государственные институты, отдельных представителей государственного аппарата.

Граждане с помощью информационных технологий получили возможность активно влиять на политический процесс: участвовать в консультациях, конференциях и дискуссиях по важнейшим политическим проблемам, излагать свою позицию, получать различную информацию о деятельности политических партий, движений и государственных органов и, руководствуясь ею, создавать группы поддержки или противодействия. Социальный опыт показывает, что Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. Вместе с тем инструментальные возможности глобальной сети могут быть использованы и для дестабилизации обстановки в различных странах.

 


ИТОГИ

 

В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники. Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. 

 

Быстрое развитие нематериальной сферы, и особенно её информационного блока, привело к большим изменениям в экономике развитых стран. Широкое и глубокое внедрение современных информационных технологий дало основание говорить о том, что мы живём теперь в условиях иной цивилизации — информационной.


Выберите верные суждения о влиянии информации на общество.

  1. Человек решает свои проблемы, проживая их в виртуальном мире, и это может обернуться как благом, так и злом для каждого из пользователей сети.
  2. Превышение объёма доступной информации человеческих способностей её восприятия и использования не влияет на здоровье человека.
  3. Политическая коммуникация имеет специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику.
  4. Термин «глобализация» до 20 века никем не использовался.
  5. Формирование информационной экономики началось в 70–80 гг. XX века.
     


Контрольные вопросы

 

1. Как связаны глобализация и научно-техническая революция? 

2. Чем отличается пятая информационная революция от остальных? 

3. Что означают слова «Интернет стал открытым для мира»? Какие черты информационного общества находят отражение в них?


Словарь урока

 

Глобализация — это процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Информационная экономика — экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причём в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Постиндустриальное общество — последняя из известных в истории стадия развития цивилизации, при которой движущей силой экономики становится информация, знания, высокопроизводительная промышленность. 


Ответ на практическое задание 1

Наукоград — это городской район или отдельный город, в котором сосредоточены научно-промышленные предприятия, лаборатории и институты. Технополисы или инноград — это научно-технологические центры, где сосредоточены на высоких технологиях, телекоммуникационных, компьютерных, информационных, энергоэффективных и биомедицинских разработках.


Ответы

1, 3, 5


Предыдущий урок
Наука и образование
Общество и человек
Следующий урок
Духовная культура общества
Общество и человек
Поделиться:
  • Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах. Политическое развитие в 1920-е гг.

    История

  • Алкины

    Химия

  • Взаимодействие общества и природной среды

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке