Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Что такое общество

Общество и человек

14.04.2024
3751
0

Что такое общество

 

План урока

  • Общество как совместная жизнедеятельность людей
  • Взаимодействие общества и природы
  • Общество и культура
  • Науки, изучающие общество

Цели урока

  • знать основные понятия: общество (в узком и широком смысле), природа, культура, общественные отношения
  • уметь объяснять природу общественных отношений, называть отличия активности животного от деятельности человека, оценивать влияние природы на общество и общества на природу, характеризовать основные общественные науки

Разминка

Герой популярной книги Робинзон Крузо на необитаемом острове много лет живёт в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть всё необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна тёплая одежда, на разрушенном корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, ни одно занятие не радует его. Какое событие сделало его пребывание на острове не таким тоскливым?

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Представим, человек уехал в чужую страну и принимает гражданство другого государства. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату, языку, традициям, но и к обществу. В данном случае мы имеем дело с узким смыслом понятия общества, главная составляющая которого — люди. Кроме такого определения под обществом в узком смысле понимается группа людей, созданная на основе общего социально значимого признака (общество фанатов «Зенита», общество автолюбителей, российское общество), а также исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, рабовладельческое общество) и многие другие.

 


В широком, философском, смысле общество  это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.


 

В любом из этих значений общество — продукт совокупной совместной деятельности людей, которая является способом существования человечества. Взаимодействие людей является главным условием и способом существования общества, а человек — главное действующее лицо в обществе. Жизнь человека во многом определяется участием в общественной деятельности: общением, сотрудничеством, совместными усилиями по созданию материальных и духовных благ.

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, труда, игры, обучения. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие, т. е. общественные отношения. Представим ситуацию. Вы сидите на скамейке в парке, слушаете музыку. Мимо вас проходят люди, но у вас нет отношений ни с кем. Но стоит вам, например, поздороваться с другом и заговорить, такие отношения складываются, т. к. вы общаетесь, обмениваетесь информацией. Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие. 

Часто можно услышать выражение «общественные животные». Так мы называем, например, пчёл и муравьёв. В детских мультфильмах (например, «Муравей Антц») насекомые общаются, выполняют совместные работы, создают семьи и выбирают род деятельности. Но такое сходство насекомых с людьми обманчиво. Нельзя забывать, что их активность обусловлена инстинктами, они эволюционируют как один организм. У человека всё не так.

 

Деятельность человека 

Активность животного

Преобразование природы и создание искусственной среды существования (изобретение одежды, строительство домов и т. д.)

Приспособление к условиям среды путём перестройки собственного организма (изменение цвета шкурки, впадение в спячку и т. д.)

Осознанно ставит цели

Подчиняется инстинкту

Создание орудий труда, искусственных объектов

Использование природных материалов

Творческий характер (создается то, чего в природе не было)

Потребительский характер (ничего нового не создаётся)

 


Практическое задание 1
 

Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Проиллюстрируйте примерами любые три её черты.


Взаимодействие общества и природы

Философское определение общества в широком смысле показывает связь общества с другим широким и многозначным понятием — природа .

Само понятие природа может употребляться в различных значениях. Нередко под природой понимается весь окружающий нас мир, в этом случае человек и общество — часть природы. Воздух, вода, почва, растения и животные являются источником ресурсов для жизни общества, и вне природы существование человечества невозможно.

В другом случае понятием «природа» обозначают природно-географическую среду Земли, внешнюю по отношению к человеку. Общественная жизнь устроена по иным правилам нежели законы дикой природы. Например, детёныши всех млекопитающих рождаются способными к самостоятельной жизни, а ребёнок человека — нет. Законы природы существуют сами по себе, вне наших желаний, их нельзя отменить, изменить, переписать, отодвинуть в сторону, забыть о них. Законы общества меняются в зависимости от исторических реалий, от желаний конкретных людей.  

Будучи неразрывно связанными с природой и существуя в ней, люди активно воздействуют на природную среду, преобразуют её в своих интересах. Результаты этих воздействий могут иметь самые разные последствия как для природы, так и для человеческого общества. С одной стороны, люди создают заповедники и заказники, с другой, загрязняют природу промышленными и бытовыми отходами. Природные условия тоже влияют на общество, например, определяют хозяйство и быт людей: земледелие развито там, где тёплый климат, страны Аравийского полуострова процветают благодаря залежам нефти. При этом природная среда может тормозить развитие общества и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племён и народов.

В целом природа как географическая среда влияет на:

  • размещение и развитие различных отраслей производства;
  • производительность труда;
  • развитие способностей человека;
  • темпы развития общества в целом;
  • экономику и политику;
  • социально-психологический облик и настрой общества, т. е. его менталитет.

 


Практическое задание 2

 

Приведите собственные примеры негативного и позитивного взаимовлияния общества и природы. 


Общество и культура

Общество существует в природной среде, а люди взаимодействуют друг с другом через эту среду. В этом процессе формируется культура . В самом широком понимании культуру составляет вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и её результаты, доступные для восприятия другими людьми. Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая её в качестве ближайшего к обществу «слоя» окружающей среды, которую люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей. 

Помимо такого общего понятия культуры существует ещё несколько определений культуры в узком смысле. Самым распространённым будет то, что подразумевает художественные достижения человечества. Если вы слышите выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», то это именно такое понимание культуры. Иногда термин культура используют также в узком значении — для обозначения степени воспитанности человека.

В другом случае культурой (национальной культурой) называют особенности тех или иных народов мира: русская, арабская, американская и др.

Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями . К примеру, брачные обычаи, грамматика языка, ритуалы религиозного характера. Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.

Культура может носить как материальный, так и духовный характер. Под материальной культурой принято понимать вещи, созданные руками человека. А в свою очередь, под духовной понимаются нематериальные блага, которые удовлетворяют духовные потребности людей. В качестве примера материальной культуры можно привести стол, стул, автомобиль, здание, а примером духовной культуры станет традиция, фильм, музыка.

 


Практическое задание 3

 

Многие животные могут создавать приспособления для жизни в природном мире. Например, птицы строят гнёзда, бобры — плотины, пчёлы — соты. Означает ли это, что указанные существа создают культуру? Приведите аргументы в обоснование своего мнения. 


Науки, изучающие общество

Общество — очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой сложную организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изучают. Вот только некоторые из них. 

 

История

наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности

Культурология

наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками человека — культуру, во всём многообразии форм её проявлений

Политология

отрасль знания о политике, структуре, закономерностях функционирования и развития политической жизни государства и общества

Правоведение

наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом

Социология

наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности

Философия

наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни

Экономика

наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции

Этика

философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания

Эстетика

философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания

 

 

Многие социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изучения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. Политика изучается не только политологией, но и исторической наукой, философией, социологией и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. 

 


Практическое задание 4

 

Чем отличаются общественные науки от естественных наук?


ИТОГИ
 

Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Если всех индивидов изолировать друг от друга, то общества не получится. 

 

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, являются частью природы, но эта часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остаётся тем фундаментом, на котором основывается общество, они постоянно взаимодействуют друг с другом.

 

Люди никогда не жили вне культуры. Культура — это общественное достояние, которое создают люди и передают дальше. Культура — свидетельство человеческих усилий и результат деятельности.

 

Общественные науки — это широкая область исследований, направленных на понимание того, как общество работает, развивается и организуется. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогнозировать будущее, сознательно воздействовать на общественные отношения. 


Упражнение 1

 

1. Выберите верные суждения об обществе. 

1) общество является частью природы

2) природа полностью определяет развитие общества

3) современное общество не нуждается в природе

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество

5) обществом можно назвать определённый этап исторического развития человечества

 

2. В каких из приведённых ниже фраз понятие «общество» использовано в наиболее узком смысле?

1) современное общество должно объединиться перед лицом глобальных проблем
2) древневосточное общество развивалось в долинах великих рек
3) общество любителей кошек повело очередную выставку
4) общество включает в себя прошлое, настоящее и будущее человечества

5) члены общества автолюбителей инициировали парад ретроавтомобилей

 

3. Выберите в приведённом ниже списке примеры влияния природы на развитие общества 
1) загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей
2) ликвидация последствий стихийного бедствия
3) очистка парка от бытового мусора
4) принятие закона о природных заповедниках
5) сокращение рабочего дня в условиях аномальной летней жары
6) специализация региона на производстве кофе

Упражнение 2

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют _________(А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас _________(Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа — синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный __________(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных __________(Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным _________(Д) между природой с одной стороны и обществом — с другой. Природа и культура неразрывны. Природа — древнейший и наиболее постоянный _________(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения.

Список терминов: 

1) деятельность, 

2) условие,

3) сущность,

4) преобразование, 

5) человек,

6) объект,

7) естественная среда, 

8) общественные отношения, 

9) посредник.


Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение общества в узком и широком смыслах.

2. Какое воздействие оказывает общество на природу? 

3. Почему культуру называют «вторая природа»? 

4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, которые можно было бы назвать культурными универсалиями.

5. В чём важность социальных (общественных) наук?


Словарь урока

 

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Природа — естественная среда обитания общества во всём бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Культура — все виды преобразовательной деятельности, а также результаты духовной и материальной деятельности.

Культурные универсалии — общие явления, присущие всем человеческим культурам на всех этапах развития.

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их, в процессе жизни и деятельности.


Ответ на практическое задание 1

Сознательность (зная об угрозе для жизни молодой человек бросился спасать тонущего ребёнка)

Создание орудий труда (в строительстве дачных домиков активно используются 3D-принтеры)

Творческий характер (кондитер придумал новый дизайн торта)

Ответ на практическое задание 2

Позитивное влияние природы на общество: цивилизация Древнего Египта возникла в долине реки Нил, жизнь египтян напрямую зависела от разливов Нила, поэтому они создали ирригационные системы для задержки воды на полях. 

Негативное влияние общества на природу: в результате хозяйственной деятельности человека Аральское море сократилось по площади на три четверти, начались пыльные бури (почитайте об этой экологической катастрофе в интернете).

Ответ на практическое задание 3

Мнение: активность животных не относится к культуре, т. к. они действуют в рамках биологической программы.

Возможные аргументы:

  • поведение насекомых определяется инстинктом, пчёлы не могут изменить форму сот, например;
  • животные не способны к свободной творческой деятельности и вместо одной формы гнезда птицы не могут по своей воле сделать другую.

Ответ на практическое задание 4

Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления.  


Ответы

Упражнение 1

  1. 4, 5           2.  3, 5               3. 2, 5, 6

Упражнение 2           

3, 7, 5, 2, 9, 6


 

Предыдущий урок
Познавательная деятельность
Общество и человек
Следующий урок
Духовный мир личности
Общество и человек
Поделиться:
  • Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей

    Геометрия

  • Политическая система СССР в 1930-е годы. Социальная политика государства: цели, направления, результаты

    История

  • Shopping. Шоппинг

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке