- Как и почему возникла мораль
- Мораль и её функции в обществе
- Моральный выбор
- Связь морали с другими институтами духовной сферы
- знать основные понятия: мораль, моральные нормы, нравственная культура личности
- уметь называть моральные категории, характеризовать изменчивость моральных норм
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому, — это и есть «моральный выбор».
Как и почему возникла мораль
Человека всегда интересовал вопрос: почему одно поведение обществом оправдывается, а другое осуждается? Почему плохой поступок приносит человеку страдания, а хороший — радует даже тогда, когда никто, кроме него самого о нём и не знает? В поисках ответов на эти и им подобные вопросы люди создали особую область знаний — этику, которая изучает мораль.
Мораль — это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания, способная регулировать действия и поступки человека. Другими словами, мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Но ведь мораль сама по себе существовала задолго до появления этого термина. Когда же именно возникла мораль?
Она появилась раньше других форм общественного сознания, ещё в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах жизни общества: в труде, в личных отношениях и в быту. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе всё общее, что составляло ценностные основы общества, из которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения, выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей и их духовные потребности. Воплощались они в табу, обычаях и традициях, ведь с древнейших времён обычаи регулировали жизнь общины: распределение пищи, поведение вождя, правила сосуществования людей. Тогда от соблюдения этих правил зависело выживание человека. Со временем в коллективах людей возникли нормы, которые оценивали поступки человека с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости и т. п. Они-то и являются моральными нормами.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением. Моральный опыт народа воплощён в его языке, в частности в пословицах и поговорках.
Мораль и её функции в обществе
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. Человек является единственным автором своих моральных принципов. Но для соблюдения порядка в любом обществе нужны единые ценности, такие как, например, чувство долга, совесть, честь. Эти параметры формируют границы дозволенного. Переступая через них, человек теряет чувство собственного достоинства. Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей. В связи с этим мораль берёт на себя выполнения следующих функций:
- регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Человек вынужден сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали подразумевало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения;
- мировоззренческая функция — мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности;
- воспитательная функция — мораль служит средством воспитания человека. Она ориентирует человека на нужные (идеальные) нормы поведения;
- оценочная — мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность;
- коммуникативная — мораль обеспечивает комфортное общение между людьми;
- познавательная функция — мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла;
- интегрирующая — обеспечивает единство общественных и личных интересов, ориентирована на поддержание целостности и стабильности в обществе. Выделяют и другие не менее важные функции.
Для морали характерны два признака.
Устойчивость — нормы могут сохраняться очень долгое время в обществе. Они передаются поколениями до тех пор, пока не происходят значительные перемены, которые предлагают новые ценности. При этом есть такие моральные принципы, которые не меняются веками и, скорее всего, не изменятся никогда. Например, золотое правило нравственности — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делай другим то, чего не желаешь для себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Оно издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, в религиозных заповедях разных народов.
Изменчивость — нормы меняются с ходом истории, так как общество постепенно трансформируется и должно приспосабливаться к новой реальности. Новые слои общества со своей моралью становятся больше и сильнее, распространяя свои нормы до тех пор, пока они не становятся общепринятыми. Четыреста – пятьсот лет тому назад было вполне морально пытками заставлять еретиков и ведьм каяться, а затем сжигать их живьём на кострах; сегодня для христианства это невозможно. Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль — это, скорее, общественная установка. Нравственность — внутренняя, личная. Тем не менее базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Элементами морали являются нормы поведения (не лги, не укради и т. п.), моральные качества (честность, справедливость и т. д.), нравственные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм и т. д.), высшие моральные ценности (добро, смысл жизни и т. д.), нравственные механизмы (долг, милосердие и др.), нравственные категории (честь, совесть и т. д.) (рис. 1).
Практическое задание 1
Мораль является значимой для общества и его развития, частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Моральный выбор
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, поведение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Её основная функция — утверждение человеческого в человеке.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, намерения и побуждения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Именно эти категории лежат в основе морального выбора, который человек осуществляет практически ежедневно.
Моральный выбор — это осознанный выбор человеком того или иного варианта поведения в соответствии с его личными или общественными моральными установками.
Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества.
В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.
В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием…
Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать – оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт…
Связь морали с другими институтами духовной сферы
Мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. При этом она тесно связана с другими социальными нормами и институтами. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях. Право также, как и мораль, является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценён правом. Ведь нельзя оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она основывается на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.
ИТОГИ
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, ещё в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе всё общее, что составляло ценностные основы общества, в котором складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Мораль отличается от других социальных норм тем, что исполняется в силу личных внутренних побуждений человека, не требует организованной принудительной силы для исполнения, а также обеспечивается совестью и общественным мнением. Моральные нормы являются жизненным ориентиром в стремлении человека к самосовершенствованию.
1. Выберите верные суждения о морали:
1) моральные нормы отражают потребности общества,
2) мораль всегда формализована в нормативных правовых актах,
3) мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни,
4) основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль,
5) мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
2. Выберите верные суждения о морали:
1) мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика;
2) способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором;
3) нормы морали являются разновидностью социальных норм;
4) мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков;
5) воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
3. Готовясь к выступлению на конференции по теме «Мораль как социальный регулятор», Ирина прочитала статью о морали и праве. Какие отличия морали от права могли быть раскрыты в статье?
1) оказывает влияние на социализацию личности;
2) характеризует отношения между людьми и социальными группами;
3) действует непосредственно с опорой на авторитет общественного мнения и совесть человека;
4) оценивает социальные явления и процессы с позиций добра и зла;
5) закрепляется в общественном сознании и не требует письменной фиксации;
6) включает в свою структуру нормы.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова и вставьте их на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Список терминов:
1) практический опыт,
2) нравственное воспитание,
3) отношение,
4) ценностное знание,
5) общение,
6) общественное сознание,
7) самосовершенствование,
8) самосохранение,
9) поведение.
Контрольные вопросы
- Что такое мораль и нравственность? Как они соотносятся?
- Зачем нужна мораль в человеческом обществе?
- Как соотносятся мораль и право? Назовите общее и отличное.
- Что означает золотое правило нравственности?
Словарь урока
Нравственность — это внутренние духовные качества человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющиеся в отношении к людям и природе.
Мораль — это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания, способная регулировать действия и поступки человека.
Моральный поступок — это высоконравственное сознательное действие, соответствующее правилам морали.
Золотое правило нравственности — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Этика — учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Альтруизм — нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.
Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Духовность — обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
- регулятивная (ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу)
- мировоззренческая (во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить врага)
- воспитательная (родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо)
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 6, 3, 9, 2, 7, 4