Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Наука и образование

Общество и человек

29.03.2024
13025
0

Наука и образование

 

План урока

  • Наука и её функции в обществе
  • Современная наука
  • Этика науки
  • Образование в современном обществе
  • Образование как система

Цели урока

  • знать основные понятия: наука, образование, уровни образования в РФ
  • уметь описывать особенности науки и образования в современном обществе, характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации

Разминка

С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолёт, холодильник, интернет и многое другое, чем мы пользуемся постоянно — всё это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Современное производство невозможно представить в отрыве от науки. Основой образования также являются достижения науки. Но наука существовала всегда, образование — тоже. Что особенного в развитии науки и образования в XXI веке? 

Наука и её функции в обществе

За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С её помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.
Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука — это система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Наука понимается и как творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний, а также представляет собой процесс приобретения новых знаний.

Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.

Наука является одним из важных социальных институтов и выполняет ряд функций. 

  • Познавательно-прогностическая связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.
  • Культурно-мировоззренческая связана с систематизацией знаний и представлении их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.
  • Социально-производственная связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития. Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.

Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука». Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.

 


Практическое задание 1

 

В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных-химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса.

Назовите и подтвердите ссылками информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института.


Рисунок 1. Классификация наук

Современная наука

Современная наука — это наука в настоящем, которая может быть разделена на две разные ветви известные как прикладная наука и истинная (фундаментальная) наука (рис. 1). Фундаментальная наука описывает открытия, основными её составляющими считаются разные дисциплины (технические, естественные, экономические и социально-гуманитарные науки).

Прикладная наука описывает процесс разработки новых технологий и продуктов для потребителей и часто является результатом экспериментов, базирующихся на теориях фундаментальной науки.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых.
Хотя прикладные и фундаментальные науки связаны, между ними есть отличия. Первые считаются более абстрактными дисциплинами, они необходимы для изучения высоких целей. Подобная система знаний позволяет человеку формировать фундамент для всех наук, она даёт представление об общей картине мира, закладывает основы для дальнейшего изучения. Именно здесь создаются такие принципы и законы, концепции и теории, которые становятся фундаментом прикладных дисциплин. Ко второму варианту относится особая система знаний, у которых есть конкретное практическое направление. С их помощью человек может выполнять свои профессиональные обязанности и решать определенные задачи. К примеру, медицинские сотрудники занимаются снижением заболеваемости, агрономы повышают урожайность культур. То есть прикладными науками называются те, результаты исследований которых достигают чёткой цели.
Современная наука — наука XXI столетия — оказывается удивительным феноменом, радикально отличающимся от того её образа, который сложился в предыдущие века. Не зря её часто называют «большой наукой». Выделяют следующие её основные черты.

  • Резко возросшее количество учёных

Если на рубеже XVIII–XIX вв. во всём мире были всего около тысячи учёных, то в конце нашего века их стало свыше пяти миллионов. Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после Второй мировой войны.

  • Рост научной информации

В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10–15 лет. Например, в 1900 г. было около 10 тысяч научных журналов, в настоящее время — несколько сотен тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений было сделано в XX в. Такой огромный рост научной информации создаёт особые трудности для выхода на передний край развития науки. Серьёзной проблемой становится растущая невостребованность информации. Противоречие между объёмом получаемой информации и возможностью её использования усиливает значение упорядоченности информационного пространства. При этом создаются предпосылки перехода в новую информационную структуру общества.

  • Мир современной науки в настоящее время охватывает огромную область знаний и включает около 15 тысяч дисциплин, которые всё более тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

Современная наука даёт нам целостную картину возникновения и развития метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий её развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает всё, даже самую себя: то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества.

Этика науки

Во всех областях человеческой деятельности существуют определённые моральные нормы. Наука не исключение, и учёные обязаны подчиняться системе норм морали, общечеловеческим нравственным требованиям и запретам: не укради, не лги и ряду других общеизвестных принципов. 

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой — опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки, повышают в наши дни требования к нравственным качествам учёных, к этической стороне научной деятельности (рис. 2).

 

Вот некоторые из этих этических требований:

Рисунок 2. Содержание этики науки

  • учёный должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой ответственности за социальные результаты его деятельности;
  • требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок внешнему давлению и т. д.
  • нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская обмана;
  • обеспечение свободы научного поиска;
  • высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в ещё большей степени за их практическое использование.

Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он, по сути дела, окажется вне науки. А между тем признание коллег является для учёного высшей наградой, более значимой, как правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты её используются коллегами для получения новых знаний.

Образование в современном обществе

Образование — социальный институт духовной сферы, который тесно связан с наукой. Наука создаёт знания благодаря образованным людям, а образование транслирует (передаёт) научные знания. С самого детства нам говорят о значении образования, потому что оно делает возможным личный прогресс отдельного человека. Будучи образованным, человеку легче продвигаться вверх по социальной лестнице, добиваться карьерного роста, получать высокую заработную плату. Кроме того, образованные люди вызывают к себе больше уважения и доверия. От образованности населения зависит и общественный прогресс. Чем больше образованных людей в государстве, тем быстрее оно развивается во всех отношениях. Таким образом, образование является одной из общечеловеческих ценностей.

 


Образование  — это целенаправленный, специально организованный процесс передачи молодым поколениям знаний и опыта предыдущих поколений, а также результат их усвоения. 


 

Современная система образования является открытой и непрерывно развивающейся. В каком направлении она развивается, к чему стремится? На этот вопрос поможет ответить краткая характеристика тенденций развития современного образования:

  • гуманизация — признание прав и достоинства каждого участника образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • гуманитаризация — увеличение объёмов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих свободному владению родными и иностранными языками, овладению экономической и юридической грамотностью;
  • дифференциация (профилизация) — создание условий для реализации интересов обучающихся, предоставление выбора учебных дисциплин, группировка обучающихся по признаку успеваемости;
  • информатизация — оснащение образования компьютерными технологиями с целью повышения информационной грамотности;
  • интернационализация — сближение национальных систем образования и установление единых образовательных стандартов в разных странах. Так, Россия, согласуя свою систему высшего образования с европейской Болонской, ввела уровни бакалавриата и магистратуры в вузах;
  • непрерывность образования — процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека, в связи с надобностью обновления знаний из-за постоянно развивающихся технологий.

В современном мире образование включает многообразие каналов получения знаний. Помимо стандартной школы и т. п. существует также домашнее обучение, дистанционное обучение, различные курсы самообразования.


Практическое задание 2

 

Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?


Образование как система

Система образования РФ включает в себя совокупность образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования и комплекс образовательных программ и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется учебный процесс (схема 1).

 

К образовательным учреждениям относятся:

  • дошкольные учреждения (ясли, детские сады, центры дошкольного развития ребёнка) осуществляют помощь семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от 1 до 6 лет), а также их подготовку к школе;
  • общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) предполагают овладение элементарным уровнем научных знаний в различных областях, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, разностороннее развитие личности и помощь в дальнейшем участии в общественной, профессиональной и трудовой деятельности. Образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется на трёх ступенях:
  • начальное образование (4 класса);
  • основное общее образование (9 классов);
  • среднее (полное) общее образование (11 классов).

Схема 1. Система образования в Российской Федерации

Основное общее образование является основой для получения профессионального образования, самообразования, карьерного роста и является обязательным в РФ;

  • учреждения профессионального образования (профессиональные лицеи, училища, колледжи, техникумы, институты, университеты) необходимы для подготовки работников квалифицированного труда, переквалификации специалистов, повышения уровня образования населения. Профессиональное образование в РФ представлено тремя уровнями:
  • начальное профессиональное образование предоставляют профессионально-технические лицеи, профессионально-технические училища, которые реализуют базовую подготовку специалистов;
  • среднее профессиональное образование предоставляют техникумы и колледжи, которые направлены на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей хозяйства страны. Обучение осуществляется на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
  • высшее профессиональное образование предоставляют институты и университеты, которые ставят своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах жизни общества, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • послевузовское профессиональное образование — это аспирантура и докторантура.


ИТОГИ

 

Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Главная цель и основной результат науки — получение, обоснование и систематизация новых знаний.

Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.

 

Основное правило этики: «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.

 

Главная функция образования — социализация личности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты. Современное образование имеет ряд черт: информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а само образование носит непрерывный характер.


1. Выберите верные суждения о науке:

1) функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности;

2) отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование;

3) наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления;

4) наука представляет собой отрасль духовного производства;

5) наука создаёт материальные ценности.

 

2. Выберите верные суждения о науке:

1) наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке;

2) компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений;

3) наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций;

4) наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека;

5) наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

 

3. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании:

1) благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи;

2) дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов;

3) гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам;

4) современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными;

5) раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

 

4. В стране Х проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? 

1) Начиная с уровня начального образования, учащиеся занимаются индивидуальной и групповой проектной деятельностью.

2) В рамках программы модернизации образования правительство финансирует закупку школами современного мультимедийного оборудования.

3) Учащимся с ограниченными возможностями предоставляется доступ к образовательным программам на онлайн-платформах.

4) В старших классах создаются условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными интересами.

5) В школьной программе увеличено число часов, отведённых на изучение основ социальных наук.

6) Школьные программы корректируются с учётом международных стандартов.

 

5. Установите соответствие между функциями науки и примерами

 

ПРИМЕРЫФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, а после зимних холодов сразу наступает летняя жара

1) производственная

2) прогностическая


Контрольные вопросы

 

1. Что такое наука? Каковы характерные черты науки?

2. Какие классификации наук существуют? 

3. Каковы черты современной науки? 

4. В чём проявляется социальная ответственность современного учёного? Знаете ли вы примеры неоднозначных открытий в современной науке?

5. Как связаны образование и социализация?

6. Назовите тенденции развития современного образования. Замечаете ли вы их в своём обучении?


Словарь урока

 

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований.

 

Большая наука — новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.

 

Фундаментальные науки — изучают в «чистом виде» законы природы, общества, мышления.

 

Прикладные науки — служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач.

 

Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.


Ответ на практическое задание 1

1) включает в себя систему статусов и ролей (исследование проходит под руководством известного академика)

2) удовлетворяет важнейшие социальные потребности общества (учёные синтезировали вакцину)

3) располагает материальными ресурсами для выполнения своих функций (учёные работают на выделенный грант в специальной лаборатории)

Ответ на практическое задание 2

1) информатизация/компьютеризация

2) два признака:

— проводится оснащение школ мультимедийным оборудованием;

— в процесс обучения вводятся электронные журналы и дневники.

3) две тенденции (например):

— гуманитаризация и гуманизация.

4) постиндустриальное (информационное).


Ответы

1) 1, 3, 4    2) 1, 3, 4   3) 1, 2, 3     4) 1, 3, 4     5) А —2, Б — 1, В — 2, Г — 1, Д — 2


 

Предыдущий урок
Динамика общественного развития
Общество и человек
Следующий урок
Современное общество
Общество и человек
Поделиться:
  • Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне

    Русский язык

  • Слово о языке. Процессы в русском языке

    Русский язык

  • Динамика общественного развития

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке