Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деятельность - способ существования людей

Общество и человек

Деятельность — способ существования людей

 

План урока

  • Деятельность человека: основные характеристики
  • Структура деятельности
  • Многообразие деятельности
  • Сознание и деятельность

Цели урока

  • знать основные понятия: потребности, деятельность, виды деятельности, сознание
  • уметь объяснять структуру деятельности, определять её виды и их особенности, обосновывать единство сознания и деятельности

Разминка

Вспомните, чем активность животных отличается от деятельности человека (см. урок 1). Как существовало бы человеческое общество без деятельности?

 

Деятельность человека: основные характеристики 

 

В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека — культурная среда. Она предполагает создание комфортных условий жизнедеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетворять возникающие потребности. В современном мире человек во многом живёт уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Всё это говорит о том, насколько важное значение имеет деятельность человека.

 


Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и подчинение его целям человека. 


 

Посредством деятельности:

• человек обеспечивает себя средствами существования: пищей, одеждой, жильём и т. п. — это хозяйственная, экономическая деятельность;

• посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество — это социальная деятельность;

• своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры — «вторую природу»;

• деятельность человека формирует его сознание.

 

Характерными свойствами человеческой деятельности являются:

  • сознательный характер (человек ставит цель);
  • продуктивный характер (человек получает результат);
  • преобразующий характер (человек изменяет мир);
  • общественный характер (человек взаимодействует с людьми);
  • орудийный характер (человек пользуется орудиями труда).

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. 

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трём основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. 

Существуют и более детальные классификации (рис. 1). Например, известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся:

Рисунок 1. Иерархия потребностей человека Рисунок 1. Иерархия потребностей человека

  • физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т. п.;
  • потребности в безопасности и стабильности существования, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

    Вторичные, более высокие потребности, включают в себя:
  • социальные: потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;
  • престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;
  • духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.


Практическое задание 1

 

Вспомните изученные ранее темы обществознания и заполните таблицу.

 

Виды потребностей

Биологические

Социальные

Духовные

Примеры потребностей

 


 

Структура деятельности

 

Осознаваемые людьми потребности становятся главным источником активности, т. е. мотивом деятельности. Кроме потребностей мотивами могут стать убеждения, социальные установки (формируются под воздействием общества), интересы, эмоции, идеалы. Мотивы, которые побуждают личность поступать определённым образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 

Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Неосознаваемые мотивы выступают в косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчёта в том, что именно им движет.

 


В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объект, цель, средства её достижения, действия и результат.

 

Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы (рис. 2). 


Рисунок 2. Структура деятельности Рисунок 2. Структура деятельности

Например, для политика объектом деятельности может быть всё общество определённой страны.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определённого результата с помощью выбранных субъектом средств (различные приёмы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели). Например, крестьянин ставит цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств — орудий труда. 

Цель — это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнёт писать картину, должен быть её предварительный мысленный образ. 

В соответствии с целью выбираются и средства деятельности. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. 


Практическое задание 2 

 

Старшеклассник с помощью учебников и пособий, занятий в онлайн-школе изучает обществознание и готовится сдать ЕГЭ. Выделите субъект, объект, цель, средства и результат этой деятельности. Каковы могут быть мотивы этой деятельности?


 

Многообразие деятельности

 

Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в разные возрастные периоды преобладающим становится определённый вид деятельности. Общение при этом, само являясь видом деятельности, сопровождает все её виды, определяя взаимодействие индивида с другими людьми и являясь основой социализации.

  • Игра — ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определённые правила и нормы.
  • Учение — приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учёба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, Интернета). Ученик не создаёт новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
  • Труд — взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание полезного продукта. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.

Особая деятельность — общение — направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнёр (равноправный субъект общения) и использование речи (языка). Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других). В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

  • общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
  • общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
  • общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

 


Ещё одним видом деятельности является творчество — деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нового, никогда ранее не существовавшего. 


 

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека. Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная её дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности (табл. 1).

 

Таблица 1. Виды деятельности

 

Деятельность

Практическая

Духовная

Направлена на изменение

Связана с преобразованием сознания людей

Природы

Общества

Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религии, в мифах

Это материально-производственная деятельность (например производство товаров)

Это социально-преобразовательная деятельность (например проведение реформы)

Ценностно-ориентировочная деятельность — это определение отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения

Прогностическая деятельность — это предвиденье; планирование возможных изменений реальности

Все виды деятельности связаны между собой

 

Выделяют ещё много различных видов деятельности: индивидуальная и коллективная (в зависимости от субъекта), законная и незаконная (по отношению к правовым нормам), репродуктивная и творческая (по характеру деятельности), экономическая, социальная, политическая, духовная (связана со сферами общества) и др.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используются особые средства, действия для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 


Практическое задание 3 

 

Чем игра детей в «доктора» отличается от трудовой деятельности врача? Укажите три отличия.


 

Сознание и деятельность

 

Важно понимать , что деятельность неразрывно связана с сознанием. Сознание — это свойственная только человеку форма обобщения и восприятия окружающего мира. Человек становится личностью, обладая сознанием, он осознаёт поступки, решения, даёт свою оценку происходящему, принимает решения о возможностях изменить то или иное обстоятельство.

Сознание — это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

 

Сознание включает в себя:

  1. Знания о действительности, благодаря которым у нас формируются мысли, отражающие свойства познаваемых явлений. Эти мысли идеальны, их нельзя увидеть, но они отражают материальный мир. Высшая форма познания — это наука, которая даёт более полное и точное отражение действительности.
  2. Оценку человеком того, что он видит и обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить этот предмет с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от деятельности. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание (рис. 3).

Рисунок 3. Структура сознания Рисунок 3. Структура сознания

 

 


ИТОГИ

 

Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты. В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя. В процессе деятельности он, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Результат деятельности — всё, что сделано человеком. 

 

Структура деятельности такова: субъект – объект – мотив – цель – средства – действия – результат.

Реализация человека происходит в процессе деятельности. 

Основные виды деятельности: игра, учение, общение, труд, творчество. Кроме того, выделяется материальная и духовная деятельность и многие другие.

 

Сознание — это внутренняя среда мыслей, деятельность — это внешняя работа, выполняемая человеком. Сознание и деятельность очень тесно связаны.

 


1. Выберите верные суждения о деятельности человека. 

1) деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер

2) деятельность человека всецело определяется условными рефлексами

3) в отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени

4) деятельность человека вызывается социальными потребностями

5) деятельность человека носит волевой и сознательный характер

 

2. Выберите верные суждения о видах деятельности человека.

1) в отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира

2) и учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща

3) в отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности

4) все виды деятельности предполагают использование специального оборудования

5) главная особенность учебной деятельности заключается в том, что её целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности

 

3. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности. 

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

 

4. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку. Найдите примеры средств, используемых Виталием для достижения цели.

1) изучение греческого языка

2) чтение книг о Греции

3) ценители греческой кухни

4) путешествие по Греции

5) покупка туристической путёвки

6) общение в Интернете с ценителями греческой кухни

 

5. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей

Б) направленность на практически полезный результат — различные блага

В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности

Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в её процессе

Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности

1) труд

2) игра

3) учение


Контрольные вопросы

 

1. Что такое деятельность? В чём её отличие от активности животных? 

2. Какие элементы выделяют в структуре деятельности?

3. Какие существуют классификации видов деятельности? Приведите примеры разных видов деятельности.

4. Как связаны деятельность и сознание?


Словарь урока

 

Деятельность — это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах.

Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, группа, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление).

Мотив — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность.

Цель деятельности — осознанный образ того результата, на достижение которого направлена деятельность.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в чём-либо, необходимом для жизни и развития. 

Игра — вид деятельности, целью которого является сам процесс — развлечение, отдых.

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений и навыков.

Труд — вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями и эмоциями.

Сознание — способность человека целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.


Ответ на практическое задание 1

Виды потребностей

Биологические

Социальные

Духовные

Примеры потребностей

Дыхание, пища, движение, продолжение рода, гигиена, самосохранение и т. д.

Общение, создание семьи, общественная деятельность

Знания, творчество, создание прекрасного, самопознание

Ответ на практическое задание 2

Субъект — старшеклассник, объект — обществознание, цель — успешно сдать ЕГЭ, средства — учебники и пособия, занятия в онлайн-школе, результат — 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию. Один из мотивов — потребность продолжить обучение в вузе и получить затем престижную работу.

Ответ на практическое задание 3

В игре используются условные предметы (игрушки), а врач пользуется настоящими медицинскими инструментами

Цель детей — развлечение, цель врача — практическая польза. 

В игре дети придумывают себе игровые роли — врач, пациент, в реальной ситуации врач лечит пациента.


Ответы

  1. 1, 4, 5
  2. 2, 3, 5
  3. 2, 1, 1, 2, 2
  4. 1, 2, 5, 6
  5. 1, 1, 3, 2, 3


Предыдущий урок
Духовный мир личности
Общество и человек
Следующий урок
Гражданин Российской Федерации
Право
  • Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

    История

  • СССР и мировое сообщество 1929-1939 гг.

    История

  • Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность. Кипение

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке