Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Познавательная деятельность

Общество и человек

26.04.2024
7486
2

Познавательная деятельность

 

План урока

  • Познаваем ли мир?
  • Познание чувственное и рациональное
  • Истина и её критерии
  • Особенности научного познания
  • Социальное и гуманитарное знание
  • Многообразие человеческого знания
  • Познание и коммуникативная деятельность

Цели урока

  • знать основные понятия: знание, познание, уровни познания, язык, коммуникативная деятельность
  • уметь указывать формы чувственного и рационального познания, приводить примеры; называть критерии истины; приводить примеры с использованием знаний из естественно-научных дисциплин для иллюстрации абсолютной и относительной истины

Разминка

«Я знаю только то, что ничего не знаю» — говорил древнегреческий философ Сократ. Учёный понял, что чем больше узнаёшь, тем больше расширяется граница непознанного, тем лучше понимаешь, сколько на самом деле ещё не знаешь. Это известная аналогия с кругом: чем больше круг (знание), тем больше окружность (граница с непознанным). Можем ли мы познать мир или это невозможно? 

Познаваем ли мир?

Человек не может существовать в мире, не научившись в нём ориентироваться. Для этого необходимы разнообразные знания, именно они обеспечивают человеку нормальную жизнедеятельность. Знания разнообразны по своему характеру и содержанию. Новые знания человек получает в результате специальной деятельности, которая именуется познание.

 


Познание — это процесс отражения объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.


Рисунок 1. Процесс познания

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания. В целом познание — это тоже вид деятельности человека, поэтому оно имеет ту же структуру, что и любая деятельность человека. Результатом познания является знание (рис. 1).


Знание — результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе познания. Как известно, есть два основных уровня познания, которое проявляется в чувственной или рациональной форме. 


То есть во время изучения окружающей среды мы представляем её в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств (рис. 2).

Рисунок 2. Уровни познания и их формы

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путём прямого контакта. К примеру, вы откусили кусочек красного ароматного яблока и поняли, что оно кислое. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы.

 


Ощущение — отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например, яблоко кислое, ароматное, красное.

Восприятие — отражение всех свойств объекта познания в целости. Например, мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.

Представление — образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например, мы можем вспомнить и представить, каким сладким было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить, каким он будет.


 

Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

Следующая ступень — рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет, человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть на термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:


Понятие — это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например, «яблоко». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения. 

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте. Например, «все яблоки — фрукты».

Умозаключение — конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например, «Яблоко — фрукт, поскольку все фрукты — это сочные съедобные плоды дерева или кустарника, следовательно, яблоки тоже растут на деревьях».  

Результатом рационального познания являются знания. 


 

В действительности чувственный и рациональный уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других — рациональное.

 


Практическое задание 1

 

На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин (например, географии) попробуйте показать, в чём проявляется сложность познания объективного мира. 


Истина и её критерии

Человек всегда стремился к познанию истины. Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира. Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов (табл. 1).

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм (представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

 

Таблица 1. Отношение к познанию мира

 

Оптимисты

Пессимисты

Скептики

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли знание?

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм

 

Независимо от того как учёные относятся к поиску истины, она всё же существует. Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. 

 


Истина — это соответствие полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной

Относительная истина — это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. 

Абсолютная истина — это полное знание, например, форма Земли.


 

Наряду с истиной существует и такое понятие, как заблуждение — неверное, искажённое отражение действительности.

Понять, истинно знание или нет, помогают критерии истины. 

Главным критерием истины считается практика — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование окружающего мира и самого человека. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. 

Кроме того, выделяют такие критерии:

  • соответствие законам логики. Знание, полученное путём доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной;
  • соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам (закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии, периодический закон Менделеева Д. И., закон спроса и предложения и другие). К примеру, знание, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует закону всемирного тяготения И. Ньютона;
  • соответствие ранее открытым законам. Пример: первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г. Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон, в отличие от Галилея, рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.

Для наибольшей надёжности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определённого момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь — это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

 


Практическое задание 2

 

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.


Особенности научного познания

Наиболее истинным считается научное знание .

Главной задачей науки является получение новых знаний о мире и человеке. Деятельность учёных — это сложный творческий процесс, главными принципами которых являются правила, сформулированные древнегреческим учёным Декартом: «…которые не позволяют тому, кто будет ими пользоваться, принимать ложное за истинное». 

Особенность научного знания в том, что в нём присутствуют определённые принципы (табл. 2). 

 

Таблица 2. Принципы научного знания

 

Принцип

Описание

Объективность

Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле

Рационалистическая обоснованность 

Знание должно быть доказанным

Проверяемость

Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой

 

Рисунок 3. Уровни научного познания

Научное познание отличается от других форм познания тем, что учёные используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы (рис. 3). Учёные также тщательно проверяют результаты познания на практике, в эксперименте.

Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки.

Важнейшими эмпирическими методами являются наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Учёные стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т. п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооружённому глазу.

Измерение — это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет большую роль в физике, химии и других естественных науках, однако и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических показателей и социальных фактов.

Эксперимент — это специально сконструированная учёными искусственная ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определённые явления. В научном эксперименте часто используется весьма сложная аппаратура.

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Учёные не останавливаются на наблюдении и установлении фактов. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и обобщения эмпирических фактов, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других.

Наиболее известными классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция (вспомните Шерлока Холмса и его дедуктивный метод).

Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий учёные имели бы только огромное количество не связанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.


Практическое задание 3

 

Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


Социальное и гуманитарное знание

Существуют два основных вида наук: естественные, которые изучают природу, и общественные, которые изучают общество и человека. Основными, фундаментальными естественными науками являются физика, химия, биология. Главные общественные (их также называют социальными и гуманитарными) науки изучают основные сферы общественной жизни: экономическая наука, социология, теория государства и права, политология, культурология. Важнейшее место в системе социально-гуманитарных наук занимает история, поскольку все стороны общественной жизни имеют богатое прошлое и непрерывно изменяются во времени.

Социальное познание — это сложный вид познания, так как субъект познания и объект познания совпадают. Это — обще­ство. Люди, являясь творцами общественной жизни и её изме­нений, сами же и познают социальную действительность. Личностные оценки накладывают отпечаток на оценку общественных явлений. Интересы больших групп людей (профессиональных, конфессиональных, классовых) не всегда совпадают, а зачастую и противоположны выводам учёных, изучающих общество. В социальных процессах взаимодейст­вуют различные силы, переплетаются многочисленные эконо­мические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, пересекаются интересы, воля, дей­ствия людей. В жизни общества события часто не похожи друг на друга, даже аналогичные по характеру процессы отличаются. Одна из сложностей социального познания заключается в ог­раниченности наблюдения и социального эксперимента. Например, нельзя поставить эксперимент по воссозданию революции 1905 года в России.

Несмотря  на отличия от законов природы, социальные законы являются объективными. Они не создаются сознательно людьми или социальными группами, как, например, юридические законы. Как правило, люди поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого. Вот почему требуются специальные общественные науки, которые позволяют открывать социальные закономерности.

Многообразие человеческого знания

Познание многообразно. Можно вы­делить следующие виды познания. 

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Мир познаётся при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. 

Житейское познание конста­тирует, как протекает то или иное со­бытие. В его основе лежит чувственное познание человеком ми­ра в таких формах, как ощущение, восприятие и представление. 

Практическое знание — особый способ познания мира, продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определённые знания. Художественное познание заключается в целост­ном отражении мира и человека в нём. Художественное познание строится на образе. Другая его отличительная осо­бенность — оригинальность, присущая творчеству и прояв­ляющаяся через разные виды искусства. 

Кроме названных, существуют и другие не менее интересные формы познания, например, паранаучное, иррациональное и другие.

 


Практическое задание 4

 

Мальчик пяти лет на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если смотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь чёрные точки. Какой вид познания проявился в этом наблюдении? Назовите три отличительные черты этой формы познания.


Познание и коммуникативная деятельность

Человек как часть общества постоянно нуждается не только в удовлетворении естественных потребностей, но и в общении с другими людьми, получении новых знаний. Процесс изучения окружающего мира и взаимодействия с ним в науке получил название познавательно-коммуникативной деятельности. Такая деятельность — непременный атрибут жизни человека, так как именно во взаимодействии происходит его социализация, реализация потребности в общении.

Передача информации может происходить с помощью средств массовой информации или в рамках работы научных объединений, проведения различных семинаров.

Так или иначе, коммуникативная деятельность невозможна без общества. Поэтому её можно также назвать социально-коммуникативной. Она имеет особый характер, для её реализации необходимо овладеть специальными способами и методами. Некоторые из них человек приобретает в процессе жизни, другими же он овладевает специально (научные или творческие инструменты).

 


ИТОГИ

 

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Это знание может быть получено только в единстве чувственного и рационального познания и может принять форму абсолютной и относительной истины.

 

Научное познание заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что в случайном проявляется необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений. Процесс научного познания носит творческий ха­рактер, поэтому предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научных теорий. Особенностью научно­го познания является его стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть на самом деле.

 

Законы общества имеют заметные отличия от законов природы, что и определяет особенности социального и гуманитарного познания по сравнению с познанием природы. Знание законов общества столь же необходимо, как и знание законов природы. Это позволяет нам лучше понимать общество, в котором мы живём, позволяет в определенной мере предвидеть и управлять социальными процессами, а также лучше понимать ход развития истории.

 

Познавательно-коммуникативная деятельность — это одна из форм человеческой активности, которая выражается в постоянном изучении мира, в том числе в процессе взаимодействия друг с другом. 


1. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями.

ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

1) чувственное

2) рациональное (логическое)

 

2. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

A) логическая обоснованность

Б) доказательность

B) опора на верования

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

1) мифологическое

2) научное

 

3. Новая статья известного учёного посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? 

1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания

2) стремление к познанию истины

3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей

4) включение познающего субъекта в объект познания

5) создание художественного образа окружающего мира

6) ограниченность использования эксперимента

 

4. Выберите верные суждения о чувственном познании.

1) формой чувственного познания является представление

2) одной из форм чувственного познания является восприятие

3) чувственное познание даёт полное и исчерпывающее знание о предмете

4) чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения

5) исходным элементом чувственного познания является ощущение

 

5. Выберите верные суждения о рациональном познании. 

1) рациональное познание присуще только человеку

2) одной из форм рационального познания является представление

3) рациональное познание даёт полное и исчерпывающее знание о предмете

4) рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине

5) исходным элементом рационального познания является понятие

 


Контрольные вопросы

 

1. Что такое познание? Что является целью и результатом процесса познания?

2. Приведите примеры чувственного и рационального уровней познания из своей жизни и деятельности.

3. Что такое истина? Какие виды истины существуют? Чем они отличаются друг от друга?

4. Какой из критериев истины можно назвать основным? Почему?

5. В чём отличие научного познания от других видов познавательной деятельности?

6. В чём заключается основная сложность социального познания?


Словарь урока

 

Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершен­ствование.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительное знание — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определённому уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте и мире, которое не может быть опровергнуто.

Относительная истина — знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку.


Ответ на практическое задание 1

— человеческие возможности физически ограничены, поэтому не все природные объекты могут быть доступны для изучения

— широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира (например, происхождение Земли)

— человек постоянно находится под действием эмоций и убеждений, мешающих объективному познанию мира (кому-то нравятся страны Востока, а кто-то стремится изучать только Антарктиду)

Ответ на практическое задание 2

Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений. Могут быть приведены следующие примеры:

— заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче;

— относительная истина: человек является высшей ступенью эволюции.

Ответ на практическое задание 3

1) воспроизводимость и проверяемость полученных знаний (пример: учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности);

2) объективность (пример: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю);

3) логическая взаимосвязь различных элементов научного знания (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук).

Ответ на практическое задание 4

Вид познания: обыденное познание. Приведём три отличительные черты, например:

– обыденное познание опирается в основном на эмпирические наблюдения;

– полученные знания не систематизированы;

– обыденное познание основано на здравом смысле и житейском опыте.


Ответы

  1. 1, 1, 2, 1, 2, 2
  2. 2, 2, 1, 2, 1
  3. 3, 4, 6
  4. 1, 2, 5
  5. 1, 5


 

 

 

 

Предыдущий урок
Деятельность - способ существования людей
Общество и человек
Следующий урок
Глобальная угроза международного терроризма
Общество и человек
Поделиться:
  • Классификация полимеров. Искусственные полимеры

    Химия

  • Sport. Спорт

    Английский язык

  • Деятельность - способ существования людей

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Светлана Жилякова 5 months, 24 days, 9 hours, 33 minutes назад
avatar
Кривощекова Алина 1 year, 6 months, 8 days, 10 hours, 29 minutes назад