- Особенности социальной системы
- Социальные институты
- знать основные понятия: социальная система, социальные институты
- знать структуру общества как системы
- уметь иллюстрировать примерами взаимосвязь различных элементов общества, объяснять роль социальных институтов в жизни человека
Слово «система» в жизни встречается очень часто: Солнечная система, периодическая система химических элементов, системный блок компьютера. Мы знаем, что системой называют совокупность каких-либо взаимосвязанных элементов. Являются ли настенные часы системой? Да, безусловно, ведь они состоят из частей. Но, если мы разберём их по частям и разложим на столе, останутся ли они системой? Какое качество системы является главным для её существования?
Особенности социальной системы
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо прояснить суть понятия «система». Система — это совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определённое единство и целостность. Понятие система относится к сложным биологическим, механическим и социальным объектам. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом, без взаимодействия не существует системы.
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов. Для анализа таких сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определённые группы общественных отношений. По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же. Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни в зависимости от базовых потребностей человека: духовная, экономическая, социальная и политическая. Каждая из них охватывает свой круг общественных отношений (табл. 1).
Таблица 1. Подсистемы общества
Подсистемы общества (сферы общественной жизни)
|
|||
Экономическая
|
Социальная
|
Политическая
|
Духовная
|
Производство товаров и услуг, производственные отношения
|
Структура общества и взаимодействие групп
|
Управление государством, обеспечение безопасности
|
наука, искусство, образование, религия, мораль, СМИ
|
Учёные спорят о том, какая из сфер является главной для общества. Проиллюстрируем схематически различные точки зрения.
Данный вариант отражает определяющую роль экономических отношений. Сторонники этой точки зрения исходят из того, что производство товаров и услуг необходимо для удовлетворения первичных потребностей человека. Иначе говоря, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т. д., человек должен купить еду, одеться, построить дом. Всё это дает человеку производство, т. е. экономическая сфера (рис. 1).
Среди аргументов в пользу решающего значения духовной сферы чаще всего приводят такое суждение: мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает наилучший путь её достижения, прогнозирует возможный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, замена духовных ценностей. Так, идеи века Просвещения подготовили Великую Французскую революцию.
Наиболее компромиссным является третий подход. Его сторонники считают, что каждая из сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Например, в период революций и гражданских войн вся жизнь общества зависит от того, какие политические силы придут к власти.
В любом случае все сферы жизни общества взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. Трудно привести примеры таких явлений, которые затрагивают только одну из сфер. Так, великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре.
Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь; распознавать различные общественные явления, процессы, отношения.
При этом человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них и без него их существование невозможно.
Общество как сложная социальная система имеет ряд характеристик:
- открытость (характеризуется наличием связей и взаимодействий с внешней средой, т. е. с природой и окружающим миром),
- иерархичность (подчинение мелких элементов крупным),
- функциональность (общество в целом и каждый его элемент выполняют определённые функции, отличные друг от друга),
- динамизм (общество находится в постоянном развитии, изменении),
- устойчивость (выражается в поддержании ранее возникших элементов, при этом сохраняются взаимодействия, обеспечивая выживание общества),
- целостность (все элементы включены в систему и взаимодействуют между собой, сбой одного элемента приводит к сбою всей системы),
- сложность (система общества состоит из множества элементов, которые выполняют свои функции).
Практическое задание 1
Приведите примеры взаимосвязи различных сфер жизни общества:
- экономическая и социальная сфера,
- экономическая и духовная сфера ,
- духовая и социальная сфера и т. д.
Социальные институты
Сферы общества, о которых шла речь выше, тоже являются системами. Они состоят из социальных институтов. Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом, потому что каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей (а они очень многообразны) (табл. 2). Например, институт брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей; институт государства — в организации жизнедеятельности людей и обеспечении порядка. Таким образом, институты сложились исторически и востребованы обществом.
В учебниках социологии часто встречается такое определение: социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей человека и общества.
Таблица 2. Разнообразие социальных институтов в различных сферах общества
Экономическая
|
производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.
|
Социальная
|
семья, брак, материнство отцовство, детство, нация, школа, здравоохранение и др.
|
Политическая
|
государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд и др.
|
Духовная
|
религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.
|
Обычно к основным социальным институтам относят:
- институт семьи — выделяется как один из основных социальных институтов и имеет функцию воспроизводства членов общества;
- институт образования — имеет различные функции по отношению к новым членам общества: передать им накопленные обществом знания, их развитие в духовном и интеллектуальном плане, социализация и обучение социальным взаимодействиям;
- институт государства — функции распределения и потребления материальных благ, обеспечение стабильности, безопасности и защиты прав членов общества;
- институт права — регулирование поведения членов общества и социальных групп (соблюдение правовых и моральных норм данного общества, применение санкций при необходимости).
Признаками социальных институтов являются:
- образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний;
- культурные символы. Для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для религии — икона, крест и т. д.;
- устные и письменные кодексы поведения. Для государства — кодексы, для бизнеса — лицензии, договоры, для семьи — брачный контракт;
- идеология. Для семьи — это взаимопонимание, уважение, любовь, для бизнеса — свобода торговли, предпринимательства; для религии — православие, ислам;
- утилитарные культурные черты. Для религии — культовые здания; для здравоохранения — поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека; для семьи — дом, мебель.
С помощью данных признаков можно описать любой социальный институт.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов: удовлетворение потребностей общества и регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
Практическое задание 2
С помощью трёх положений докажите, что школа — это социальный институт. Для этого опишите её с помощью признаков социального института.
ИТОГИ
Общество как сложная система состоит из подсистем — сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни — условно выделяемая область жизни общества, соответствующая основным потребностям человека. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы.
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
Упражнение 1
1. Установите соответствие между функциями и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр.
Функция | Социальный институт | |
А) воспроизводство новых поколений Б) создание правовых норм В) первичная социализация индивида Г) осуществление социального управления Д) обеспечение здоровой окружающей среды | 1) семья 2) государство |
2. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики
2) структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений
3) некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации
4) к политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность
5) социальные институты упорядочивают и координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер
3. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Социальные институты | Сферы жизни общества | |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья | 1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
5. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
1) семья
2) бизнес
3) наука
4) акция
5) прибыль
6) право
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Контрольные вопросы
1. Все ли подходы к взаимодействию сфер жизни общества представлены в тексте? Объясните почему.
2. В чём состоит главная задача социальных институтов?
3. Какие социальные институты являются основными? Каким сферам общества они соответствуют?
Словарь урока
Система — это совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определённое единство и целостность.
Социальная система — это целостность таких взаимосвязанных элементов, как индивиды, группы, общности, организации, институты и сообщества.
Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции и удовлетворяющая социальные потребности.
Экономическая и политическая сфера (массовое банкротство мелких предприятий привело к решению правительства снизить ставку налога).
Школа объединяет большие массы людей для удовлетворения потребности в получении образования.
У школы есть определённая система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев (Последний звонок, звонок, Устав школы и т. д.).
Упражнение 1
- 1, 2, 1, 2, 2
- 1, 3, 5
- 2, 3, 3, 1, 4
- Общество как система
- 4, 5