Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Великая Отечественная война

27.01.2025
3381
0

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

План урока

  • Слово о В.П. Астафьеве
  • Рассказ «Конь с розовой гривой»

Цели урока

  • Знать краткую биографию В.П. Астафьева, проблематику рассказа «Конь с розовой гривой», главных героев произведения
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Разминка

Какие произведения В.П. Астафьева вы читали в 5 классе?


Слово о В.П. Астафьеве

Рис. 1. В. П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)

 

Виктор Петрович Астафьев родился в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён за вредительство. В 1931 году, во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой она находилась, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, утонула. Виктору Астафьеву тогда было семь лет. После того как отец Виктора Астафьева вышел из тюрьмы и ещё раз женился, семья переехала в город Игарку Красноярского края. Когда отец попал в больницу, новая семья отвернулась от Виктора Астафьева, и он оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе был направлен в детский дом.

 

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то что, будучи железнодорожником, имел бронь.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

 

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ «Гражданский человек». 

 

В 1958 году В.П. Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959–1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. С 1989 года по 1991 год был народным депутатом СССР.

 

Вот что писал Виктор Петрович Астафьев о своем творческом пути:

Рис. 2. Мемориальный комплекс Виктора Астафьева.

«Когда-то, очень уже давно, журнал «Смена» опубликовал мои первые зарисовки, затем очерк, затем что-то похожее на рассказ, и не просто опубликовал, но и «приютил» меня, и я, начинающий автор, приехавший из далёкого уральского городка Чусового в столицу, бывал накормлен в буфете, устроен на ночлег, как командированный, снабжён пусть и не очень богатыми, но очень необходимыми средствами на житьё и пропитанье.

 

Узнавши, что я родом с Енисея, да ещё из тех мест, где начинается возведение самой могучей в мире гидростанции, тогдашний редактор «Смены» Михаил Арсеньевич Величко посчитал, что никто так ёмко и живописно не изобразит и не отразит героического дела на новостройке, как я. 

 

Ничего героического я на стройке не обнаружил, она ещё только развёртывалась, но уж такой был на ней беспорядок, неразбериха и кавардак ... И совсем исчез человек из этих писаний, одни только герои населяли многочисленные творения, а раз герои, значит, и дела у них только героические. 

 

Я жил в родной деревне, смотрел на своих односельчан, занятых земельным и рабочим повседневным делом, и думал: “Ну, хорошо. Все герои, и все героическими делами обуяны, а кто же тогда их-то, моих родных гробовозов (такое неблагозвучное прозвище у моего родного села Овсянки), отразит и расскажет о их вечной тихой жизни и о труде, которым земля и всё на земле держится?” Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своём детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры.

 

Рассказы писались легко, быстро, радуя сердце. С появлением рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах” я понял, что из всего этого может получиться книга. И она получилась. В 1968 году в Перми вышла книга под названием “Последний поклон”. Я долго искал это название, а оно уже было в книге - так называлась одна из глав. И однажды мой товарищ ткнул пальцем в это название. 

 

Хорошо иметь талантливых товарищей и друзей, обладающих тонким литературным вкусом, большая от этого польза в работе и в жизни. Книгу ту оформлял покойный уже пермский художник Алексей Мотовилов. 

 

Говорят: “Хорошая весть на месте лежит, худая по земле бежит», да не всегда, к счастью, жизнь идёт по пословице. Книга «Последний поклон” была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. Пошла хвалебная почта, которую я, конечно же, читал с большим удовольствием и млел ещё не надорванным, горячим сердцем».

 

За все время своей деятельности В.П. Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей известны такие произведения, как «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.


  1. Какие награды получил В.П. Астафьев в годы Великой Отечественной войны?
  2. Как В.П. Астафьев начал писать рассказы о своем детстве?


Рассказ «Конь с розовой гривой»

Рис. 3. Иллюстрация к рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

История создания произведения тесно связана с жизнью В.П. Астафьева. В нём отобразились воспоминания писателя о детстве. Произведение опубликовано в 1970 году.

 

У Виктора Петровича Астафьева была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно вынести? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до­роги локтями слабых?» Этот человек написал многочисленные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через многие рассказы писателя.

 

Самым близким человеком после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Её соседом был дядя Левонтий – глава многодетной семьи. Виктор Астафьев дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи вместе частенько попадали в разные истории. Одна из них отразилась в рассказе.


Герой-повествователь –  герой, который принимает участие в событиях произведения и от чьего имени ведётся повествование (повествование ведется от первого лица).


Рассказ начинается с изображения быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Главный герой рассказывает не только о том, как живет его семья, но и о соседях. Читатель узнает, что Левонтьевы были вынуждены постоянно занимать деньги у бабушки главного героя, жили они очень бедно: «Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы».

 

Именно с Левонтьевскими детьми мальчик отправляется собирать ягоды, которые бабушка должна продать и на вырученные деньги купить главному герою пряник «конем».

 

Мальчик собрал туесок земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Испугавшись, Витька решил положить в туесок травы, а сверху ягоды. Этот обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. 

 

Мальчику было стыдно перед бабушкой за свой проступок, он не знал, как поступить. На помощь пришёл дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Мальчик искренне раскаивается, его мучит совесть: «Долго бабушка обличала меня и срамила. Я ещё раз раскаянно заревел». Причем раскаивается он не потому, что боится наказания, а потому что осознает, что поставил бабушку в неловкое положение, не выполнив свой долг. 

 

Именно «старшее поколение» является носителем морально-нравственных ценностей и передает их. Так, бабушка рассказчика, мудрая женщина, заменила ребёнку погибшую мать. Хорошо зная своего внука, она догадывается, что главный герой пошел на обман, поддавшись чужому влиянию. Екатерина Петровна воспитывает внука в строгости, но у нее любящее, доброе сердце. Несмотря на шалость внука, бабушка привозит ему долгожданный пряник, чтобы порадовать его: «По замытому, скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовою гривой».

 

Мудрость бабушки проявляется не только в ее проницательности, но и в ее речи. В ней собрана вековая мудрость народа, она пестрит пословицами и поговорками. 

 

Еще один представитель «старшего поколения» – дедушка. Умный и спокойный, он жалеет и поддерживает мальчика. Именно дедушка подсказал главному герою выход из сложившейся ситуации. Так, он научил своего внука отвечать за свои поступки, признавать свои ошибки.

 

Благодаря мудрости этих героев мальчик в финале рассказа духовно растет.


  1. Как бы вы охарактеризовали героя-повествователя рассказа «Конь с розовой гривой»?
  2. Какие уроки извлекает герой из описанной им истории?


Воспоминания из детства легли в основу рассказа В.П. Астафьева. Писатель анализирует произошедшее событие, извлекая урок и подталкивая читателей к серьёзным выводам. Повествователь, уже будучи взрослым, наблюдает за собой в детстве со стороны. 


Контрольные вопросы

  1. Докажите, что рассказ «Конь с розовой гривой» основан на реальных событиях.
  2. В чем яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой»?


Следующий урок
В.Г. Распутин. «Уроки французского»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

    Литература

  • Поэзия о родной природе

    Литература

  • Методы изучения химии

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке