- Слово о В.Г. Распутине
- Рассказ «Уроки французского»
- Знать биографию В.Г. Распутина, историю создания, тематику и проблематику рассказа «Уроки французского»
- Уметь анализировать содержание, определять тему и идею художественного произведения
Как вы думаете, какую роль играет учитель во взрослении человека?
Слово о В.Г. Распутине
Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015)
Писатель родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье. С двух лет жил в деревне Аталанка Усть-Удинского района.
Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан. После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. К сожалению, на пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. За это отца будущего писателя осудили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери, наступили суровые и полуголодные времена для семьи.
Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского». После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.
В 1979 году вошел в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».
В 2004 году состоялась презентация книги писателя «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков «Сибирь, Сибирь».
14 марта 2015 года Распутин скончался.
- Как прошло детство Валентина Распутина?
- Как начинается литературная карьера В.Г. Распутина?
Рассказ «Уроки французского»
Сам автор писал об истории создания рассказа «Уроки французского» так:
«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой...
Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете “Советская молодежь”.
Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.
Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так – не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем, с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия».
В рассказе поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто в ней нуждается. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
Герой-повествователь – мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания, одинокий, диковатый, скромный ученик, он живет отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Герой честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учебы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.
Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его плачевное положение и стала ангелом-хранителем на определенный отрезок его жизни. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой учительницы. Деньги, которые получал главный герой рассказа в «честной» игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его обижали мальчишки.
Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих.
Идея рассказа заключается в словах В.Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Таким образом, уроки французского стали уроками жизни для главных героев. Благодаря их искренним поступкам происходит нравственный рост. Автор подчеркивает, что, помогая другим, мы помогаем и себе.
- Как вы могли бы описать главного героя произведения? Какими качествами он обладает?
- С какими чувствами герой вспоминает свою учительницу спустя годы?
Творчество В.Г. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Контрольные вопросы
- Почему учительница начинает играть с учеником на деньги?
- Какой жизненный урок получает мальчик?
- Можно ли назвать уроки французского уроками добра? Почему?
- Как вы думаете, правильно ли Лидия Михайловна поступила по отношению к главному герою? Почему?