Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Произведения о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов, Д.С.Самойлов)

Великая Отечественная война

19.04.2024
1962
0

Произведения о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов, Д.С. Самойлов)

План урока

  • Слово о К.М. Симонове
  • Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
  • Слово о Д.С. Самойлове
  • Стихотворение «Сороковые»

Цели урока

  • Знать биографию К.М. Симонова, содержание и тему стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», биографию Д.С. Самойлов, содержание и тему стихотворения «Сороковые»
  • Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать лирические произведения

Разминка

Какие произведения о Великой Отечественной войне вы уже изучали?



 

Слово о К.М. Симонове

Рис. 1. К.М. Симонов.

Константин Михайлович Симонов (1915–1979)

 

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде, в семье военного. Мать поэта Александра Леонидовна Оболенская – представительница древнего княжеского рода, с самого раннего возраста она привила сыну любовь к литературе. Она много читала ему наизусть произведения русских классиков. Отца, генерала, погибшего на фронтах Первой мировой войны, К.М. Симонов не помнил. С четырехлетнего возраста его воспитывал отчим, боевой офицер, прошедший Русско-японскую войну, воевавший на германском фронте, который занимал должность преподавателя в военном училище. Детство будущего поэта прошло в Рязани и Саратове.

 

После окончания семи классов К.М. Симонов, увлеченный идеей социалистического строительства, поступил в фабрично-заводское училище, чтобы получить рабочую специальность. Работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда его семья переехала в 1931 году. В эти же годы К.М. Симонов начинает писать стихи, которые публикует в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».

Продолжая работать, К.М. Симонов в 1935 году поступил учиться в Литературный институт имени М. Горького на вечернее отделение, а через год оставил работу и перешел на дневное отделение. В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. В это время он уже активно печатался в московских журналах.

 

В первые дни Великой Отечественной войны К.М. Симонов отправился на фронт. Был военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда». Война обострила чувство связи поэта со всем народом. В годы войны Константин Симонов стал одним из самых известных поэтов. Стихотворение «Жди меня», посвященное жене, актрисе Валентине Серовой, вскоре, переложенное на музыку, получило новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. 

 

После войны в течение трех лет К.М. Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай), работал главным редактором журнала «Новый мир». После снятия с должности редактора, в 1958–1960 годах жил и работал в Ташкенте разъездным собственным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии.

 

В 1967–1979 годах К.М. Симонов был секретарем СП СССР. Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в возрасте 63 лет в Москве.


  1. Редактором каких журналов был К.М. Симонов?
  2. Как война повлияла на писателя?
  3. Какое произведение К.М. Симонова стало народным (песню с его словами пели и в тылу, и на фронте)?


Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Рис.2. Ю.П. Кугач. Летом 1941 года. 1959.

Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» написано в 1941 году. К.М. Симонов тогда находился под впечатлением от отступления советской армии. Композиция произведения построена в форме дружеской беседы. Поэт обращается к своему другу, поэту Алексею Суркову, автору известной «Землянки». 

 

Поэт не мог забыть, как встречали и провожали солдат в деревнях, куда скоро должны были прийти немцы. Остающиеся в оккупации советские жители не чувствовали к тем, кто оставляет их на произвол врага, никакой злобы. Они поддерживали солдат и пытались вселить в них чувство уверенности в неизбежной победе.

 

Центральным образом стихотворения является образ дороги: «Дорожной тоской от села до села». На пути лирического героя встречаются деревни и именно их поэт называет своей родиной:

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

 

Родную страну и своих соотечественников готов защищать лирический герой, поэт ощущает нерушимую связь со своим народом. 

 

Во второй части стихотворения автор говорит о том, как гордится традициями и величием русского народа, представители которого готовы умирать за свою землю:

 

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано.


  1. О чем стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»?
  2. Какие чувства испытывает лирический герой?


Слово о Д.С. Самойлове

Рис. 3. Д.С. Самойлов читает стихи.

Давид Самуилович Самойлов (1920–1990)

 

Давид Самуилович Самойлов– поэт фронтового поколения. Настоящая фамилия поэта – Кауфман.

 

Родился в еврейской семье 1 июня 1920 года в Москве. Отец – известный врач Московской области Самуил Абрамович Кауфман, мать – Цецилия Израилевна Кауфман.

 

С 1938 года учился в Московском институте философии, литературы и истории. Первая поэтическая публикация Д.С. Самойлова появилась в журнале «Октябрь» в 1941 году: стихотворение «Охота на мамонта» было опубликовано под именем Давид Кауфман.

 

В начале финской войны Давид Кауфман хотел уйти на фронт добровольцем, но оказался не годен по состоянию здоровья (в некоторых источниках указана причина – недостаточный возраст молодого человека). В июне 1941 года его направили на трудовой фронт рыть окопы под Вязьмой. Там Д.С. Самойлов тяжело заболел, был эвакуирован в Самарканд, где учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

 

В 1943 году красноармеец Д.С. Кауфман был награжден медалью «За отвагу» за то, что 23 марта 1943 года в районе Карбусель с пулеметным расчетом во время атаки первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трех гитлеровских солдат. 

 

После выздоровления служил в тыловой части, откуда снова вырвался на фронт. С марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

 

В 1944 году поэт был награжден медалью «За боевые заслуги». В 1945 году Кауфман был награжден орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортера и трех пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин. Поэт прошел всю войну, получил ранение, три награды, участвовал в боях за Берлин – разумеется, война оставила отпечаток в душе этого великого человека, что позднее вылилось в стихи.

 

В 1950-е годы он много занимался поэтическим переводом с албанского, венгерского, литовского, польского, чешского языков; сочинял детские пьески про Слоненка для радио, которые и сейчас постоянно переиздаются, ставятся в театрах. Для детей переводил стихи.

 

«Ближние страны» – первая книга стихов Д.С. Самойлова – вышла в 1958 году очень небольшим тиражом, но вызвала значительный интерес в кругу любителей поэзии и профессионалов. За ней последовали и другие поэтические сборники.

 

В 1974 году поселился на берегу Балтийского моря в Пярну. На 70-м году жизни Самойлов умер.


  1. Когда было опубликовано первое стихотворение Д.С. Самойлова?
  2. За какие заслуги Д.С, Самойлов получил награды?


Стихотворение «Сороковые»

Рис. 4. Ю.П. Кугач. Возвращение. 1988.

Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Это одно из самых известных стихотворений поэта. Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет.

 

В центре – история человека, переживающего ужасы военного времени. Перед читателем хроника сороковых годов, в которых юность, мечты, любовь находятся по соседству с бедой и трагедией. Автор рассказывает об ужасах военного времени сквозь призму собственных воспоминаний. С высоты прожитых лет, он подмечает, что великая трагедия, выпавшая на юность героя, не смогла ожесточить его: «Это я на белом свете, / Худой, веселый и задорный».

 

Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и размышляет о том, каким он был, когда начались военные действия. Он был молод, дерзок, полон надежд. Молодость его души позволила пройти войну и не зачерстветь.


  1. Каковы особенности композиции стихотворения «Сороковые»?
  2. Какие темы поднимаются в стихотворении «Сороковые»?


Великая Отечественная война – одна из самых страшных страниц русской истории. За время войны было убито около 27 миллионов человек.

 

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт вместе со своими согражданами. «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером», – заявил на митинге А. Фадеев в первый же день войны.


Контрольные вопросы

 

  1. Какими качествами простого русского человека восхищается К.М. Симонов в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»?
  2. Как Д.С. Самойлов описывает время своей молодости в стихотворении «Сороковые»?


Предыдущий урок
В.Г. Распутин. «Уроки французского»
Великая Отечественная война
Следующий урок
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного

    Русский язык

  • Вода на Земле

    География

  • Типы речи. Описание. Описание места

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке