Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Массовая культура

Общество и человек

Массовая культура

 

План урока

  • Характерные черты массовой культуры
  • Средства массовой информации и массовая культура
  • Оценка массовой культуры как общественного явления

Цели урока

  • знать основные понятия: массовая культура, средства массовой информации (СМИ)
  • уметь называть особенности массовой культуры, описывать СМИ и их функции, оценивать положительное и отрицательное влияние на общество

Разминка

Мы все живем по законам массовой культуры. Слушаем ли по радио популярную музыку, идём ли в кино на американский блокбастер, смотрим ли видеоролики в TikTok — мы выдаем в себе члена некой массы. Наше время — эпоха царствования массовой культуры, и всё, что бы мы ни делали, является частью этой культуры. Хорошо это или плохо? Добро она несёт обществу или зло? 

 

Характерные черты массовой культуры

 

Культура — это всё то, что создано человеком: совокупность норм, ценностей и предметов. С широким распространением средств массовой информации, рекламы, модных тенденций она стала приобретать массовый характер. 

 


Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, культура большинства, преобладающая в современном обществе.


Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу. Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дёшево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию. Так, наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги. В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Особенностями массовой культуры являются:

  • общедоступность (доступность и узнаваемость);
  • занимательность (обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей);
  • серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой);
  • пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры);
  • коммерческий характер (предназначены для продажи).

В произведениях массовой культуры потребителю всегда в первую очередь интересен сюжет, в котором он может обнаружить сходство со своей жизнью и достоверность воображаемых героев, что даёт ему возможность переживать различные эмоции вместе с героями. Происходит отождествление зрителя или читателя с теми героями художественного произведения, в которых воплощаются их стремления к идеалу и несбывшиеся мечты. Таким образом, массовая культура предстает перед потребителем как иллюзорная компенсация за то, что реальная жизнь зачастую оказывается несправедлива, где зачастую бывают ситуации сложного финансового положения, отсутствие успеха, признания и т. д. Потребителю массовой культуры предоставляется возможность на время отрешиться от своих проблем, отождествив себя с благополучным героем, разнообразив, таким образом, своё эмоционально скудное существование.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию: прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии «жёлтой прессы» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга: фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрощённым содержанием, поп-музыку и т. д.;
  • систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода.

С распространением интернета связывают появление части массовой культуры — экранной культуры, которая становится более популярной. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует, прежде всего, на эмоции человека, а не на сознание. С помощью экрана люди получают доступ к произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени: камера позволяет нам попасть в музейный зал, в театр, на лекцию видного учёного, на концерт виртуоза-исполнителя и т. д., не говоря о возможности собственными глазами видеть и любоваться красотами далёких архитектурных сооружений, пейзажами дальних и ближних стран.


Практическое задание 1

 

Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?


 

Средства массовой информации и массовая культура

 

Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений; её целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры её основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что, в свою очередь, формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.

Основным «транслятором» массовой культуры являются средства массовой информации (СМИ), бурное развитие которых привело к изменению мировосприятия, формированию нового виртуального мира общения. 

 


Средства массовой информации — это периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. 


 

Они представляют собой совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет), а также все жанры, посредством которых реализуется всё содержание массовой информации. 

СМИ включают в себя широкий арсенал способов воздействия на подсознание и внедряют определённые установки, закладывают нормы поведения. К средствам массовой коммуникации относятся, помимо СМИ (средств массовой информации), кино, театр, видеофильмы, интернет и т. п., то есть всё, что передается посредством каких-либо носителей и может воздействовать на массовую аудиторию.

Средства массовой информации представляют собой важный элемент массовой культуры. СМИ являются основным способом тиражирования текстов массовой культуры (на экране телевизора, компьютера, на диске, на бумаге или цифровом накопителе). СМИ обеспечивают постоянную передачу огромного потока культурной информации самого разного уровня качества и разной направленности, которая доходит до каждого желающего. И специфика текстов массовой культуры будет зависеть от того, какой тип СМИ является посредником в передаче культурной информации. Например, более интеллектуальными признаются произведения массовой культуры, созданные в печатных СМИ, тогда как телевизионные передачи направлены на самого неискушенного зрителя. 

 


Практическое задание 2

 

Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нём соответствующие признаки и объясните, каким образом они воздействуют на потребителя.


 

Оценка массовой культуры как общественного явления

 

Массовая культура — это повседневная жизнь подавляющего большинства людей на всей планете, от которой отказаться не так легко. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности — в политику, экономику, образование и т. д.

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит массовая культура — пользы или вреда?

Очевидно, что массовая культура неоднозначна — у неё есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества проявляется в том, что она:

  • формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
  • произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
  • отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
  • отвечает потребностям большого количества людей, например, потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества заключается в следующем:

  • снижает общий уровень духовной культуры общества;
  • ведёт к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
  • рассчитана на пассивное потребление;
  • формирует стереотипы в сознании людей;
  • формирует искусственные потребности.


Практическое задание 3

 

Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80 % детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?


ИТОГИ

 

Массовая культура — это вид человеческой деятельности, направленный на создание товаров, имеющих большой спрос в обществе. Главное их отличие от других видов искусства в том, что они создаются профессионалами с целью продажи и имеют простые и понятные сюжеты, отражают близкие для людей эмоции и чувства.

 

Массовая культура представляет культурные продукты, создаваемые для широкого круга людей. Они просты и понятны, легки для восприятия. Это романы, комиксы, популярная эстрадная музыка, шоу, фильмы. Они распространяются с помощью СМИ, рекламы, моды.

 

СМИ обеспечивают систематическое распространение культурной продукции, их способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила эти каналы в важнейший фактор современной культуры. Благодаря регулярности и тиражированию информации СМИ являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию.

 

Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.


1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

1) коммерческий характер

2) доступность

3) использование спецэффектов

4) развлекательный характер

5) сложность формы и содержания

6) узкий круг потребителей

 

 

2. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры:

1) премьера фильма ужасов,

2) фестиваль рекламных роликов,

3) переиздание детектива-бестселлера,

4) выставка художников-авангардистов,

5) областной смотр фольклорных коллективов,

6) открытие международного конкурса пианистов.

 

3. Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры?

1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей

2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов

3) расчёт на усреднённый потребительский вкус

4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей

5) реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством

6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

 

4. Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? 

1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект

2) авторы используют народную музыку и эпические сюжеты

3) одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение

4) телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус

5) телесериал интересен кругу знатоков

6) понимание телесериала не требует специальной подготовки

 


Контрольные вопросы

 

1. Что называют массовой культурой?

2. В условиях какого типа общества и под влиянием каких процессов сформировалась массовая культура?

4. В чём значение СМИ для массовой культуры?

5. На ваш взгляд, массовая культура вредна обществу или полезна? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?


Словарь урока

 

Массовая культура — это форма культуры, ориентированная на широкого потребителя, её основная цель — коммерческий успех.

 

Средства массовой информации (СМИ) — это технические средства 

создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории. К СМИ относят телевидение, радио, прессу, Интернет. Иногда используют термин «средства массовой коммуникации» (СМК) как средства повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.


Ответ на практическое задание 1

Воспринимать произведения экранной культуры гораздо проще. Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Визуальный образ позволяет легче получать информацию, чем через книги или радио. Большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка» или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре. Ещё один аспект: книги всегда дорого стоили, а фильм можно легко посмотреть в удобное время. 

Ответ на практическое задание 2

Книги и фильмы про Гарри Поттера:

1) общедоступность (не требует специальной подготовки для восприятия). Например, образы и идеи фильма и книг понятны подавляющему большинству подростков и легко воспринимаются ими;

2) тиражируемость. Например, книги про Гарри Поттера легко тиражируются и выпускаются в очень больших количествах, а фильмы можно посмотреть в интернете в любое время или скачать и купить на дисках;

3) ориентированность на коммерческий успех. Восемь фильмов о Гарри Поттере собрали в прокате уже 7 млрд долларов. Кроме того, выпускаются пеналы, рюкзаки, значки, шарфы с эмблемами и даже метлы для квиддича;

4) массовость. Фильмы рассчитаны на очень большую аудиторию, и адресованы подросткам независимо от их социальной принадлежности и уровня образования.

Ответ на практическое задание 3

Реклама как вид массовой культуры несёт в себе черты коммерциализации и является наиболее эффективным способом привлечения внимания потребителей.


Ответы

1) 5, 6    2) 1, 2, 3   3) 3, 4, 6    4) 1, 4, 6   


Предыдущий урок
Общество как сложная система
Общество и человек
Следующий урок
Искусство
Общество и человек
  • Слово и его значение. Средства выразительности

    Русский язык

  • Химический состав организмов. Неорганические вещества клетки

    Биология

  • Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке