Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов.  «Бородино»

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

 

План урока

  • Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
  • История создания стихотворения «Бородино»
  • Анализ стихотворения

Цели урока

  • Знать историю создания стихотворения «Бородино», его идейно-художественные особенности
  • Уметь анализировать поэтический текст, выделять элементы композиции в поэтическом тексте, объяснять значение устаревших и просторечных слов

Разминка

  1. Вспомните, что такое роды литературы. К какому роду относится поэма?
  2. Какое произведение из уже изученных было посвящено Отечественной войне 1812 года?

 

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве.

Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822.

Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.

 

М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах. Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837.

Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки». 

 

В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова.

Рис. 4. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы. Рис. 4. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы.

Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.

 

М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».


  1. Кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
  2. Где прошло детство поэта?
  3. Чьё творчество больше всего повлияло на первые поэтические опыты М.Ю. Лермонтова?


 

История создания стихотворения «Бородино»

Рис. 5. П. Гесс. Бородинское сражение. 1843. Рис. 5. П. Гесс. Бородинское сражение. 1843.

Стихотворение «Бородино» написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. 12 июня 1812 года Наполеон со своей армией вторгся в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск, но 26 августа 1812 года произошло генеральное сражение под Бородино. Бородино – небольшое село в 125 км от Москвы. Французская армия значительно превышала по вдвое превосходила русские войска. Главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов решается на бой за Москву. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы и России. В этот бой русские солдаты надевали белые сорочки и крестики: каждый был готов встретить смерть на поле сражения. Сражение продолжалось около 15 часов: началось на рассвете и закончилось поздно вечером. Французская армия потеряла около 45 тысяч человек, русская армия – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Это сражение надломило дух наполеоновской армии и предопределило поражение Наполеона в этой войне.

М.Ю. Лермонтов не участвовал в Бородинской битве, но всегда восхищался героизмом и стойкостью русского народа. Особый интерес поэт проявлял к национальной истории, в которой искал богатырство духа, ярких личностей, которых не видел среди своих современников. Тема истории также нашла своё отражение в поэмах М.Ю. Лермонтова «Последний сын вольности», «Песня про купца Калашникова».


  1. Какому историческому событию посвящена поэма «Бородино»?
  2. Какое значение имело Бородинское сражение?


 

Анализ стихотворения

 

Тема стихотворения «Бородино» заложена уже в его названии – подвиг русского народа на войне. М.Ю. Лермонтов впервые в русской литературе подчеркивает значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиком. Главная мысль произведения – прославление героизма и самопожертвования русских воинов в Отечественной войне 1812 года.

 

Стихотворение «Бородино» достаточно большое по объему: в нем 14 строф, в каждой из которых по 7 строк.


Строфа  – это часть стихотворения, объединенная рифмой, ритмом, содержанием, интонацией. 

Рифма  – созвучие последних слогов.

Ритм  – повторение ударений через одинаковое количество слогов.


Обратимся к первой строфе:

 

 

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

 

 

Эти 7 строк объединяет рифма: 1-я строка рифмуется со 2-й, 3-я с 7-й, 4-я с 5-й и 6-й. Такая рифмовка соблюдается во всех строфах этого стихотворения. Также эти строки объединены одинаковым чередованием ударных и безударных слогов – ритмов. Каждая строфа представляет собой смысловое целое.

 

Все произведение делится на две части. Оно представляет собой диалог. Первая часть содержит лишь одну строфу (вопрос молодого человека). Вторая часть состоит из 13 строф (рассказ-монолог ветерана о Бородинском сражении). Лирическое повествование во второй части делится на описание подготовки к бою и самого сражения.

 

События в стихотворении разворачиваются последовательно. Рассмотрим логику сюжета и соответствующие ей элементы композиции:

  1. Экспозиция. Отступление (3-я строфа). «Мы долго молча отступали…»
  2. Подготовка к сражению (4-я и 5-я строфы). «И вот нашли большое поле…»
  3. Развитие событий. Ночь перед сражением (6-я и 7-я строфы).
  4. Кульминация. Описание сражения (8-я и 12-я строфы). «Ну ж был денек!»
  5. Развязка. Отступление французов. «Вот затрещали барабаны».

 

В 6-й и 7-й строфе стихотворения много восклицательных предложений:

 

 

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

 

 

В них выражается готовность воинов постоять за Отчизну, стремление проявить отвагу. Здесь же выражается простота и широта души этих людей. Речь ветерана выразительна. Тут и прибаутка («ушки на макушки» – внимательно), и насмешливое обращение к врагу («брат мусью»), и фразеологизмы («ломить стеною», «постоять головою»). В словах солдата чувствуются мужество, решительность, уверенность в силах русского солдата, готовность отдать жизнь за Родину. Его лексика (просторечная, разговорная) говорит о том, что это человек «из народа», простой солдат. Он с гордостью вспоминает тех, кто стоял с ним в окопах плечом к плечу. Личное местоимение «я» то и дело сменяется более обобщенным «мы», отображая слияние индивидуальных заслуг с подвигом всего народа.

 

Ночь перед сражением описывается М.Ю. Лермонтовым исторически достоверно. Обратимся к воспоминаниям участника боевых событий:

 

«Все безмолвствует. Русские с чистой безупречной совестью тихо дремлют… Так все спокойно на нашей стороне…»; «Ярко блещут утренние огни в таборах неприятеля, музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся…».

(Ф. Глинка)

 

Вот как эти же события описываются в стихотворении:

 

 

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

 

 

Среди безымянных героев произведения самым запоминающимся является полковник, который обращается к солдатам с призывом защитить Москву.

 

 

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

 

 

Описание боя включает в себя множество сменяющихся картин, которые в совокупности создают панораму масштабности сражения. Для создания насыщенности картины автор использует различные художественные средства:

 

1. Сравнение – приём, в котором одно явление или понятие объясняется через сопоставление с другим с помощью слов как, будто, точно, словно и т.д. «Французы двинулись как тучи» 

«Носились знамена, как тени» 

 

2. Метафоры  – приём, в основе которого лежит скрытое сравнение одного явления или понятия с другим на основании их общего признака. 

«И залпы тысячи орудий / Слились в протяжный вой»

 

3. Олицетворение – средство выразительности, состоящее в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью. 

«Картечь визжала…»

 

4. Эпитет – красочное, образное определение в переносном значении. «Дым летучий», «русский бой удалый»

 

5. Обилие глаголов , которые используются для передачи движения, динамики происходящего.

 

 

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

 

 

6. Звукопись , которая передает свист, визг ядер, звон оружия.

«Звучал булат, картечь визжала». Звуки [з], [в] [зж].

 

7. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

«Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»

 

8. Синекдоха – переименование предмета, основанное на отношениях часть/целое.

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (=не один француз, а целая армия, т.е. по части называется целое)

 

 

Композиция стихотворения «Бородино»  кольцевая : старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением:

 

 

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

 

 

Выразительно и точно в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов описывает легендарное сражение 1812 года под Москвой. С точность вырисовывает детали и характеры, воссоздает эмоциональную атмосферу патриотизма. Это произведение является не только источником исторических знаний, но и примером художественного мастерства, образцом лучших человеческих качеств: долга, чести, любви к Родине.


Контрольные вопросы 

 

  1. Какими мыслями и каким настроением пронизана поэма М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  2. От лица кого ведется рассказ? Что можно сказать о рассказчике?
  3. Какие художественные приемы помогают созданию картины боя?
  4. К какому стилю речи можно отнести выражение «постой-ка, брат мусью»?
  5. Как рассказчик относится к героям войны 1812 года? Как он относится к молодому поколению?


Предыдущий урок
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев
Русская литература XIX века
  • Рельеф дна Мирового океана

    География

  • Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

    История

  • География в эпоху Средневековья

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке