Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Фет. Лирика

Русская литература XIX века

А.А. Фет. Лирика

 

План урока

  • Слово об А.А. Фете
  • Стихотворение «Чудная картина»
  • Стихотворение «Весенний дождь»

Цели урока

  • Знать биографию А.А. Фета и его творческий путь
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

Вспомните и определите изобразительно-выразительные средства.

 

А

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»

1

Сравнение

Б

«Вспыхнул он, как от огня»

2

Эпитет

В

«Паж молодой», «красавец отважный», «кубок злато»

3

Олицетворение

Г

«Пучина бунтует, пучина клокочет…», «глубь застонала»

4

Антитеза

 

 

Слово об А.А. Фете

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета. 1882. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета. 1882.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Будущий писатель получил хорошее образование в частном пансионе Криммера в городе Верра. Он учился на словесном отделении Московского университета. Во время учебы А.А. Фет начал сочинять стихи. В 1840 году, когда молодому поэту было 19 лет, вышел его первый сборник стихов.

 

А.А. Фет служил унтер-офицером, с 1853 года был переведен в гвардейский полк. Военная служба для поэта была возможностью вернуть себе титул дворянина (история рождения лишила поэта дворянского звания и права носить фамилию отца – Шеншин). До дворянского звания поэт так и не дослужился, в 1858 году ушёл в отставку, посвятив себя хозяйству. В 1873 году автору было возвращено звание и фамилия отца. После этого А.А. Фет посвятил себя благотворительности и хозяйственной деятельности.

А.А. Фет ценил красоту природы и ее неразрывную связь с человеком. Он умел словом передать тончайшие, едва уловимые человеческие переживания. Стихотворения поэта бессюжетны, они представляют собой только лирические миниатюры. А.А. Фет не считал, что искусство должно иметь связь с общественной жизнью. Его поэзия является ярким примером «чистого искусства», такая лирика метафорична и эмоциональна. Поэзия А.А. Фета развивает три темы: природа, искусство, любовь. 


  1. Какое образование получил А.А. Фет?
  2. Чем занимался А.А. Фет в течение жизни?
  3. Какие темы развивает поэт в своих произведениях?


 

Стихотворение «Чудная картина»

 

Центральной темой поэзии А.А. Фета является природа. Поэт описывает её детально и конкретно, природа в его стихотворениях – объект эстетического наслаждения, она не связана с повседневной жизнью человека. Поэт вошёл в русскую литературу как тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который описывает природные явления простыми и точными словами.

 

В пейзажной лирике А.А. Фета можно выделить следующие особенности:

  • изображение конкретных явлений, отрезков времен года, определенного времени суток;
  • точность и четкость образов (часто пейзажи центральной России);
  • герой наблюдает за изменениями в природе, крайне редко автор выражает свое отношение к окружающей действительности.

Рис. 2. С.Л. Корытов. Светит месяц. 2013. Рис. 2. С.Л. Корытов. Светит месяц. 2013.

В стихотворении «Чудная картина» (1842) выражено восхищение, описывая морозную зимнюю ночь, лирический герой признаётся: «Как ты мне родна!». Герой отмечает особую прелесть того, чем он окружен – «белая равнина, полная луна» пробуждают в душе забытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

 

Стихотворение – одно сложное предложение. Оно наполнено эпитетами: «белая равнина», «полная луна», «высокие небеса», «блестящий снег», «далекие сани», «одинокий бег». В стихотворении нет глаголов, но пейзаж динамичен, это наполненная жизнью природа.

 

В описанной картине нет ничего примечательного, но поэт вложил в каждую строчку особую нежность. Это подлинное наслаждение от ночной поездки. Стихотворение напоминает о том, что счастье есть в простых и привычных вещах.


  1. Какие чувства вызывает «чудная картина», изображенная А.А. Фетом?
  2. Как поэту удалось передать простор?


 

Стихотворение «Весенний дождь»

 

А.А. Фет внимательно наблюдает за малейшими изменениями природы. Он искусно запечатлел переменчивую весеннюю погоду в стихотворении «Весенний дождь» (1842). Перед читателем пейзажная зарисовка будничной картины, которая не предвещает грозы. Яркое солнце внезапно сменяется дождем. Динамика действия передаётся с помощью обилия глаголов: «блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «подошло», «барабанит». В тексте нет слова «дождь», явление названо контекстными синонимами : «завеса» и «две капли».


Контекстные синонимы  – это слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.


Пейзаж в стихотворении наполнен весенней свежестью, поэтому дождь вызывает чувство радости. Поэт использует простые синтаксические конструкции и разные изобразительно-выразительные средства:

  • эпитеты («золотая пыль», «душистый мед»);
  • метафору («разрыв облак»);
  • олицетворение («завеса движется», «лес проснулся», «темнота подкралась»);
  • сравнение («стоит, будто в пыли»).

А.А. Фет подчёркивает, что природа прелестна в любом состоянии: именно перед грозой цветы благоухают. Поэт считает, что эту гармонию должен постигнуть каждый человек. Такие знания делают человека целостным, поэтому А.А. Фет черпает вдохновение из природы.


Контрольные вопросы

 

  1. Какой теме посвящены изученные вами стихотворения А.А. Фета?
  2. Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков?


Предыдущий урок
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.А. Бунин. «В деревне». «Лапти»
Русская литература XIX века
  • Значение и охрана растений

    Биология

  • Правописание суффиксов имен существительных -ЧИК-, -ЩИК-, -ЛЬЩИК-, –ЕК-, -ИК-, -ЧИК-

    Русский язык

  • Роль бактерий в природе и жизни человека

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке