- Слово об А.А. Фете
- Стихотворение «Чудная картина»
- Стихотворение «Весенний дождь»
- Знать биографию А.А. Фета и его творческий путь
- Уметь анализировать поэтический текст
Вспомните и определите изобразительно-выразительные средства.
А
|
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»
|
1
|
Сравнение
|
Б
|
«Вспыхнул он, как от огня»
|
2
|
Эпитет
|
В
|
«Паж молодой», «красавец отважный», «кубок злато»
|
3
|
Олицетворение
|
Г
|
«Пучина бунтует, пучина клокочет…», «глубь застонала»
|
4
|
Антитеза
|
Слово об А.А. Фете
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Будущий писатель получил хорошее образование в частном пансионе Криммера в городе Верра. Он учился на словесном отделении Московского университета. Во время учебы А.А. Фет начал сочинять стихи. В 1840 году, когда молодому поэту было 19 лет, вышел его первый сборник стихов.
А.А. Фет служил унтер-офицером, с 1853 года был переведен в гвардейский полк. Военная служба для поэта была возможностью вернуть себе титул дворянина (история рождения лишила поэта дворянского звания и права носить фамилию отца – Шеншин). До дворянского звания поэт так и не дослужился, в 1858 году ушёл в отставку, посвятив себя хозяйству. В 1873 году автору было возвращено звание и фамилия отца. После этого А.А. Фет посвятил себя благотворительности и хозяйственной деятельности.
А.А. Фет ценил красоту природы и ее неразрывную связь с человеком. Он умел словом передать тончайшие, едва уловимые человеческие переживания. Стихотворения поэта бессюжетны, они представляют собой только лирические миниатюры. А.А. Фет не считал, что искусство должно иметь связь с общественной жизнью. Его поэзия является ярким примером «чистого искусства», такая лирика метафорична и эмоциональна. Поэзия А.А. Фета развивает три темы: природа, искусство, любовь.
- Какое образование получил А.А. Фет?
- Чем занимался А.А. Фет в течение жизни?
- Какие темы развивает поэт в своих произведениях?
Стихотворение «Чудная картина»
Центральной темой поэзии А.А. Фета является природа. Поэт описывает её детально и конкретно, природа в его стихотворениях – объект эстетического наслаждения, она не связана с повседневной жизнью человека. Поэт вошёл в русскую литературу как тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который описывает природные явления простыми и точными словами.
В пейзажной лирике А.А. Фета можно выделить следующие особенности:
- изображение конкретных явлений, отрезков времен года, определенного времени суток;
- точность и четкость образов (часто пейзажи центральной России);
- герой наблюдает за изменениями в природе, крайне редко автор выражает свое отношение к окружающей действительности.
В стихотворении «Чудная картина» (1842) выражено восхищение, описывая морозную зимнюю ночь, лирический герой признаётся: «Как ты мне родна!». Герой отмечает особую прелесть того, чем он окружен – «белая равнина, полная луна» пробуждают в душе забытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».
Стихотворение – одно сложное предложение. Оно наполнено эпитетами: «белая равнина», «полная луна», «высокие небеса», «блестящий снег», «далекие сани», «одинокий бег». В стихотворении нет глаголов, но пейзаж динамичен, это наполненная жизнью природа.
В описанной картине нет ничего примечательного, но поэт вложил в каждую строчку особую нежность. Это подлинное наслаждение от ночной поездки. Стихотворение напоминает о том, что счастье есть в простых и привычных вещах.
- Какие чувства вызывает «чудная картина», изображенная А.А. Фетом?
- Как поэту удалось передать простор?
Стихотворение «Весенний дождь»
А.А. Фет внимательно наблюдает за малейшими изменениями природы. Он искусно запечатлел переменчивую весеннюю погоду в стихотворении «Весенний дождь» (1842). Перед читателем пейзажная зарисовка будничной картины, которая не предвещает грозы. Яркое солнце внезапно сменяется дождем. Динамика действия передаётся с помощью обилия глаголов: «блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «подошло», «барабанит». В тексте нет слова «дождь», явление названо контекстными синонимами: «завеса» и «две капли».
Контекстные синонимы – это слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.
Пейзаж в стихотворении наполнен весенней свежестью, поэтому дождь вызывает чувство радости. Поэт использует простые синтаксические конструкции и разные изобразительно-выразительные средства:
- эпитеты («золотая пыль», «душистый мед»);
- метафору («разрыв облак»);
- олицетворение («завеса движется», «лес проснулся», «темнота подкралась»);
- сравнение («стоит, будто в пыли»).
А.А. Фет подчёркивает, что природа прелестна в любом состоянии: именно перед грозой цветы благоухают. Поэт считает, что эту гармонию должен постигнуть каждый человек. Такие знания делают человека целостным, поэтому А.А. Фет черпает вдохновение из природы.
Контрольные вопросы
- Какой теме посвящены изученные вами стихотворения А.А. Фета?
- Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков?