Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Русская литература XIX века

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

 

План урока

  • Слово о Н. В. Гоголе
  • Особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Повесть «Заколдованное место»

Цели урока

  • Знать факты о детстве и юности Н. В. Гоголя, особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», содержание повести «Заколдованное место»
  • Уметь анализировать текст, находить в тексте гиперболу, эпитет, олицетворение, метафору, сравнение. 

Вступление

Сегодня на уроке мы узнаем о детстве и юности Н. В. Гоголя, отметим особенности его первого сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Познакомимся с повестью Н. В. Гоголя «Заколдованное место». Желаем успехов!

 

Слово о Н. В. Гоголе 

 

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

 

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Отец писал комедии для театра. Мать пела украинские песни, которые очень любил будущий писатель. Он был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. Детские годы Гоголь провел в деревне. Сильное впечатление на него произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны о бравых казаках и атаманах, страшных ведьмах и русалках.  Традиции, быт, нравы Малороссии стали центральной темой в творчестве писателя.

 

В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское училище. Способностями в изучении точных наук он не мог похвастаться. Хорошо ему давались уроки рисования и русской словесности. В 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где проучился 7 лет. Он изучал юстицию и правоведение. Здесь сформировался его литературный стиль.

 

Зимой 1829 года Гоголь приехал в Петербург. Государственная служба вызвала разочарование. Именно тогда у него возникает мысль написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери он просил рассказывать о необычных словах, новых обычаях, историях, которые она услышит в народе. «Все имеет для меня ценность», – говорил он. 

 


  1. Где, когда и в каком окружении провел детство Н. В. Гоголь.
  2. Какое место в творчестве Н. В. Гоголя заняли детские украинские впечатления?


 

Особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

 

В 1831 году в Царском селе Н. В. Гоголь познакомился с выдающимися литераторами того времени: В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным. Эта встреча повлияла на его литературную деятельность.

 

Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» была дописана летом 1831 года. Тогда Гоголь жил в Павлово под Петербургом в доме княжны Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. В то лето бушевала холера, и многие богатые семьи проживали за городом. 

 

Вмешательством и вторжением нечистой силы в людские дела отличаются все повести сборника. В этих произведениях Гоголю удалось невероятно живо изобразить ситуации, героев, передать их живую речь.

 

Первая книга писателя была высоко оценена Пушкиным. Он говорил: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами такая поэзия»! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…»

 

В это сборник вошли следующие повести:

  1. «Сорочинская ярмарка»
  2. «Вечер накануне Ивана Купала»
  3. «Майская ночь, или Утопленница»;
  4. «Пропавшая грамота»
  5. «Ночь перед Рождеством»
  6. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
  7. «Страшная месть»
  8. «Заколдованное место»

 

Сборник имеет подзаголовок: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Это вымышленный персонаж, от лица которого строится повествование. Он рассказывает истории простонародной речью, богатой диалектами.

 

Своеобразие повести заключается в изображении украинской народной жизни и народных характеров. Повести наполнены народными поверьями, фольклором, фантастикой.

 


  1. Отметьте основные особенности сборника.
  2. Какие повести вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?


 

Повесть «Заколдованное место» 

 

Заколдованное место встречается во многих сказках: в «Аленьком цветочке» С. Т. Аксакова, «Спящей красавице» В. А. Жуковского. Это такое место, где происходят чудеса.

 

Повесть «Заколдованное место» написана на основе народного поверья. Люди верили: если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад. Рассказ ведется от имени дьячка местной церкви. Главный герой – дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят чудеса. Он предполагает, что там находятся драгоценности. Несмотря на препятствия, дед добывает котелок. В повести параллельно происходят реальные и фантастические события, но есть место, где реальность и сказка соединяются – заколдованное место.

 

Главный герой случайно обращается к черту и тут же оказывается в другом месте. Он видит могилку со свечкой. Домой дед идет хорошо ему знакомой дорогой за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он опять ругается и попадает в чертово место. Появляются чудовища и начинают над ним смеяться. Дед знает, что так нечистая сила отпугивает кладоискателей. Он переносит испытание стойко и откапывает котелок. Но когда приносит его домой, то обнаруживает в нем мусор. Автор подшучивает над героем, решившим обогатиться таким способом. 

 

Композиция:

  • Завязка (дед не усидел и стал танцевать перед чумаками);
  • Развитие действия  (дед пытается найти «заколдованное место»)
  • Кульминация  (находка клада)
  • Развязка  (в котле оказывается сор, грязь)

 

В повести Гоголь использует просторечные и диалектные слова:

  • чумаки́ – торговцы
  • галу́шки – изделия из теста со сметаной)
  • башта́н – город в поле с арбузами, тыквами, дынями
  • ху́тор – небольшая деревня
  • люлька – трубка для курения
  • цибуля – лук

 

Гоголь использует также множество изобразительно-выразительных средств:

  • гиперболы («… под ногами круча без дна», «ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую»)
  • эпитеты («проклятый камень», «мерзостная рожа»)
  • сравнения («нос как меха в кузнице», «губы…как две колоды», «дыня … словно змея»)

 

Ярко представлен образ главного героя: старый казак не против и веселые истории послушать, и поплясать на празднике, и крепкое слово сказать. Реалистично и детально изображены быт, одежда, образ жизни народа. Гоголь приводит пояснения ко многим диалектным словам, незнакомым русским читателем.

 

«Вечера на хуторе близ Диканьки» сделали Гоголя известным широкому кругу читателей. Гоголь черпает занимательные сюжеты, интересные образы из народного творчества. Этот сборник получил горячее одобрение Пушкина. В повести «Заколдованное место» поэтизируется жизнь украинского народа, она изображена с любовью, восхищением и юмором. Главный герой в финале перестает ругаться, верить нечистой силе. Его стремление обогатиться привело к комичной ситуации. Так автор показал, что поиск клада – не заработанного своими силами богатства – не принесет счастья. 

 


  1. Кто главный герой повести «Заколдованное место»?
  2. Что в повести фантастическое, а что реальное?
  3. Выпишите из повести примеры гипербол, эпитетов, сравнений и определите их роль в раскрытии идеи.


Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика