Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Русская литература XIX века

17.01.2025
2367
0

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

 

План урока

  • Слово о Н.В. Гоголе
  • Особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Повесть «Заколдованное место»

Цели урока

  • Знать факты о детстве и юности Н.В. Гоголя, особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», содержание повести «Заколдованное место»
  • Уметь анализировать текст, находить в тексте гиперболу, эпитет, олицетворение, метафору, сравнение.

Разминка

Перед вами названия мифологических существ славянского фольклора и явления, которыми они управляют. Найдите соответствия.

 

Мифологические существа

Явления, способности

А

Домовой

1

Дух-хозяин рек и водоёмов

Б

Морозко

2

Дух неудачи, зла, горя

В

Водяной

3

Дух-хозяин леса

Г

Леший

4

Покровитель дома и его обитателей

Д

Лихо

5

Повелитель зимнего холода

 

Слово о Н.В. Гоголе 

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

Рис. 1. Ф.А. Мюллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1841.

Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого помещика в 1809 году. Отец сочинял комедии для театра на украинском языке. Мать пела украинские песни, которые очень любил будущий писатель. Он был третьим ребенком из двенадцати. Детство Н.В. Гоголь провел в деревне. Сильное впечатление на него произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны о бравых казаках и атаманах, страшных ведьмах и русалках. Фольклор и уклад жизни Малороссии легли в основу произведений писателя.

 

В 1818 году Н.В. Гоголь поступил в Полтавское училище. Способностями в изучении точных наук он не мог похвастаться. Хорошо ему давались уроки рисования и русской словесности. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Здесь формируется литературный стиль Н.В. Гоголя. Многие воспитанники гимназии увлекались любительским театром, в том числе и будущий писатель Он много раз участвовал в постановках в качестве актёра, а также пробовал себя в роли режиссера и художника, сам сочинял весёлые сценки из народного быта. Здесь он также начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и фиксировать народные песни. Первые литературные опыты относятся в 1823 – 1824 годам.

Окончив гимназию в 1829 году Н.В. Гоголь приезжает в Петербург, где поступает на государственную службу, которая вызывает лишь разочарование. Затем писатель стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период он завязывает знакомство с В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, который оказывает на творчество Н.В. Гоголя огромное влияние. Именно тогда у него возникает мысль написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери писатель просит рассказывать о необычных словах, новых обычаях, историях, которые она услышит в народе. «Все имеет для меня ценность», – говорил он. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

 

В 1831 – 1832 годы в свет выходит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанный на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Н.В. Гоголю большой успех. Писатель открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

 


  1. Где, когда и в каком окружении провел детство Н.В. Гоголь?
  2. Какое место в творчестве Н.В. Гоголя заняли детские украинские впечатления?


Особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» была дописана летом 1831 года. Тогда Н.В. Гоголь жил в Павлово под Петербургом в доме княжны Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. В то лето бушевала холера, и многие богатые семьи проживали за городом.

 

Вмешательством и вторжением нечистой силы в людские дела отличаются все повести сборника. В этих произведениях автору удалось невероятно живо изобразить ситуации, героев, передать их живую речь.

 

Первая книга писателя была высоко оценена А.С. Пушкиным. Он говорил: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами такая поэзия»! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…»

 

В это сборник вошли следующие повести:

  1. «Сорочинская ярмарка»
  2. «Вечер накануне Ивана Купала»
  3. «Майская ночь, или Утопленница»;
  4. «Пропавшая грамота»
  5. «Ночь перед Рождеством»
  6. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
  7. «Страшная месть»
  8. «Заколдованное место»

Подзаголовок сборника: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Пасичник – персонаж вымышленный, от его лица ведётся повествование. Он рассказывает истории простонародной речью, насыщенной диалектами. Повести изображают украинскую народную жизнь, наполненную народными поверьями, фантастичными сюжетами.


  1. Отметьте основные особенности сборника.
  2. Какие повести вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?


Повесть «Заколдованное место»

Заколдованное место встречается во многих сказках: в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова, «Спящей красавице» В.А. Жуковского. Это такое место, где происходят чудеса.

 

Повесть «Заколдованное место» заканчивает вторую часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Основой сюжета стало народное поверье: если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад. Здесь переплетаются два мотива: поиск клада и безобразия, которые творят черти в заколдованных местах. Автор вкладывает в эту повесть мысль о том, что богатство от нечистой силы добра не приносит никому. Здесь обличается жажда обогащения, неконтролируемая страсть к деньгам, которая ведёт только к несчастью, а полученные деньги оборачиваются в мусор.

 

Историю о таком месте рассказывает в повести дьячок Фома Григорьевич. Главный герой повествования – его дед Максим, который находит недалеко от дома то самое заколдованное место. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. Это живой и весёлый старик, которого иронично описывает автор. Своих внуков он именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью. Дед Максим решает, что могила, над которой появляется огонёк, скрывает клад. В повести параллельны два мира: реальный и фантастический. Их объединяет заколдованное место.

 

Само заколдованное место можно назвать героем повести. Дед Максим обнаруживает его случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Это место имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

 

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика, и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, добытый с трудом, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

 

Повесть наполнена ярким самобытным народным языком, который изобилует украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Н.В. Гоголь подробно отражает народный быт, создаёт неповторимую атмосферу с помощью характерного юмора. С помощью точных комментариев рассказчика создаётся ощущение личного присутствия в толпе слушателей дьячка. 

 

Композиция:

  • Завязка (дед не усидел и стал танцевать перед чумаками);
  • Развитие действия (дед пытается найти «заколдованное место»)
  • Кульминация (находка клада)
  • Развязка (в котле оказывается сор, грязь)

 

В повести Гоголь использует просторечные и диалектные слова:

  • чумаки́ – торговцы
  • галу́шки – изделия из теста со сметаной)
  • башта́н – город в поле с арбузами, тыквами, дынями
  • ху́тор – небольшая деревня
  • люлька – трубка для курения
  • цибуля – лук

Гоголь использует также множество изобразительно-выразительных средств:

  • гиперболы… под ногами круча без дна», «ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую»)
  • эпитетыпроклятый камень», «мерзостная рожа»)
  • сравнениянос как меха в кузнице», «губы…как две колоды», «дыня … словно змея»)

Рис. 2. А.М. Лаптев. Иллюстрации к сборнику Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» сделали Н.В. Гоголя известным широкому кругу читателей. Писатель черпает занимательные сюжеты, интересные образы из народного творчества. Этот сборник получил горячее одобрение А.С. Пушкина. В повести «Заколдованное место» жизнь украинского народа изображена с любовью, восхищением и юмором. Главный герой в финале перестает ругаться, верить нечистой силе. Его стремление обогатиться привело к комичной ситуации. Финал истории заставляет читателей верить в доброе и светлое.

 

«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Н.В. Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.


  1. Кто главный герой повести «Заколдованное место»?
  2. Что в повести фантастическое, а что реальное?
  3. Выпишите из повести примеры гипербол, эпитетов, сравнений и определите их роль в раскрытии идеи.


Предыдущий урок
А.А. Фет. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
Басни И.А. Крылова
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

    Литература

  • Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности

    История

  • Этикетные слова

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке