Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

 

План урока

  • Детство А.С. Пушкина
  • Жанр послания. Стихотворение «Няне»
  • Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Цели урока

  • Знать какое влияние оказала Арина Родионовна на творческую судьбу А.С. Пушкина, черты жанра послания
  • Уметь создавать устные иллюстрации к эпизодам произведения, анализировать лирическое произведение

Разминка

Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

 

Детство А.С. Пушкина

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802. Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Петра Великого, Ганнибала. Отец будущего поэта увлекался поэзией, историей, театром, а дядя, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом того времени — все это сильно повлияло на А.С. Пушкина.

 

Уже в детстве маленький А.С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: их дом посещали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети получали домашнее образование у гувернеров и учителей-французов, языком общения был французский. А.С. Пушкин быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца. В основном поэт читал французские книги, что повлияло и на его первые творческие работа.

Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века. Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века.

Лето мальчик всегда проводил у бабушки, Марии Алексеевны Пушкиной, в имении Захарово. От нее он услышал первые сказки, красивую русскую речь. Также большую роль в становлении А.С. Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна Яковлева.

 

В год рождения Александра Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем няней. Она знала великое множество песен и сказок, пословиц и поговорок, пела и рассказывала живо и увлеченно. С самого раннего детства А.С.  Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества.

 

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником, отразились во многих стихотворениях поэта. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А.С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.


  1. Как уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие А.С. Пушкина-поэта?
  2. Благодаря кому поэт познакомился с русскими сказками?


Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века. Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века.

Особое место в жизни А.С. Пушкина занимает село Михайловское. Именно здесь поэт находился в ссылке с 1824 по 1826 год по приказу Александра I за распространение свободолюбивых взглядов. Поэт находился далеко от светской и литературной жизни. Его одинокие дни скрашивала няня, заботами которой поддерживался тогда дом. Именно она стала слушателем и ценителем многих произведений А.С. Пушкина. А ее сказки вдохновляли писателя на творчество. Когда после ссылки А.С. Пушкин уехал в Петербург, няня осталась в Михайловском одна. 

 

Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. А.С. Пушкин, находясь далеко от няни, обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.


Послание  – стихотворение, имеющее конкретного адресата.


Няне

 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

 

 

В стихотворении А.С. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне.

 

Центральные образы: образ пожилой няни и образ лирического героя.

 

Уже первые строки показывают, что няня играла важную роль в жизни поэта. Няня очень любит своего воспитанника, в тоске ждёт его приезда. Автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

 

В стихотворении «Няне» писатель использует слова и выражения, которые теперь являются устаревшими:

  • Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
  • Горюешь, будто на часах – когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
  • Вороты – ворота
  • Всечасно – постоянно

Средства выразительности, используемые в стихотворении А.С. Пушкина «Няне»:

  • Метафоры: «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»;
  • Эпитеты: «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь»;
  • Сравнение: «горюешь, будто на часах».


  1. Какое стихотворение называется посланием?
  2. В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
  3. Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
  4. Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.


 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

 

Сказки, рассказываемые няней и бабушкой, с детства пленяли А.С. Пушкина. Восхищаясь богатством вымысла народных сказок, он восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках А.С. Пушкина, написанных для детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.

 

Во время пребывания в ссылке в Михайловском поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме «Руслан и Людмила».

 

Вступление к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкин написал уже после того, как вышла первая редакция поэмы. Некоторые критики тогда говорили о том, что в произведении мало народных элементов. Именно поэтому писатель, стремившийся к народности, пишет в 1825 году пролог, в котором отобразились действительно народные образы. И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.

 


У Лукоморья[1]

 

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи́ кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых[2] дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений[3] полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей[4] прекрасных
Чредой[5] из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет[6] грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;[7]
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

 


Пролог  – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своем замысле, настраивает читателя на определенный лад.


 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» рассказывает о лукоморье и чудесах, происходящих там. Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. Весь пушкинский текст наполнен архаизмами .

 


Архаизм  – устаревшее слово.

 

Например, златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь.  


 

Эти формы А.С. Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. Он использует не только лексические, но и грамматические архаизмы. Например, «о заре прихлынут волны». Сейчас мы говорим: на заре; нахлынут – это старая форма настоящего времени (нахлынут волны… и тридцать витязей выходят…).

 

Мастерство А.С. Пушкина проявляется и в умении одним словом охарактеризовать героя, выразить свое отношение к нему. Например, Кащей «чахнет», то есть медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

 

Пушкинский пролог напоминает волшебную сказку. Во-первых, в нем множество сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, страшный колдун. Во-вторых, можно выделить композиционные элементы сказки:

  • зачин (рассказ о коте)
  • рассказ о чудесных героях
  • концовку

А.С. Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, которую рассказывает кот учёный. Пролог к поэме продолжает древние традиции русского фольклора.

 

Композиционно пролог делится на две неравных части:

  • Первая часть состоит из первых 6 строк. В них поэт даёт указание на время и место действия: действие происходит у лукоморья днём и ночью. «Кот учёный» символизирует древнего автора-сказителя, который знает много сказок и песен.
  • Во второй части пролога перед читателем предстает мозаика из сказочных образов. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и избушка на курьих ножках, и более значимые персонажи – тридцать витязей, королевич, царевна, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Поэт подчеркивает, что волшебный мир, представленный в прологе, имеет русские корни: «там Русью пахнет!». Поэтому финал присказки завершается фольклорной формулой:

 

 

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету

 


  1. Какие русские народные сказки напомнил вам пролог? Назовите героев этих сказок.
  2. Каким настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?


 

Подведем итоги:

  • Стихотворение «Няне» поэт написал вдали от Арины Родионовны Яковлевой.
  • Пролог – это вступление к литературному произведению. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наполнен образами русских сказок, былин, поверий, которые поэт слышал от своей няни. В прологе А.С. Пушкин выразил любовь к русской народной культуре.


Контрольные вопросы 

 

  1. К какому литературному жанру можно отнести стихотворение «Няне»?
  2. Из предложенных цитат выберите только те, которые относятся к стихотворению А.С. Пушкина «Няне»:

1)«Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь»

 

2)«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты»

 

3)«Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы»

 

4)«Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах»

 

5)«Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь»



[1] Лукоморье – излучина морского берега (от слова «лука» – изгиб – и «море»).

[2] Неведомый – неизвестный («ведать» означает «знать»).

[3] Видение – призрак, приведение.

[4] Витязь – воин, богатырь.

[5] Чредой (чередой) – один за другим.

[6] Здесь: берет в плен.

[7] Чахнуть – становиться слабым, болезненным.

Предыдущий урок
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.П. Чехов. «Хирургия»
Русская литература XIX века
  • Чередование гласных Е/И в корне слова

    Русский язык

  • А.П. Чехов. «Хирургия»

    Литература

  • Demonstrative pronouns this, that, these, those. Указательные местоимения

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке