Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

 

План урока

  • Детство А. С. Пушкина
  • Жанр послания. Стихотворение «Няне»
  • Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Цели урока

  • Знать влияние Арины Родионовны на творческую судьбу А. С. Пушкина
  • Уметь создавать устные иллюстрации к эпизодам произведения

Разминка

Вспомните, какие сказки А. С. Пушкина вы читали?

 

Детство А. С. Пушкина

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Надежда Осиповна, мать поэта, была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала. Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в их московском доме бывали литераторы разных поколений: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети (у Пушкина была старшая сестра и два младших брата) получали первоначальное домашнее образование у гувернеров и учителей-французов, языком общения был французский.

 

Лето мальчик всегда проводил в имении Захарово, принадлежащем бабушке Марии Алексеевне Пушкиной. Именно от нее он и услышал первые сказки, красивую русскую речь. Также большую роль в становлении Пушкина-поэта сыграла его няня Арина Родионовна Яковлева. 

 

В год рождения Александра Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем няней. Ее заботой с детства были окружены будущий поэт и братья с сестрой. Она знала великое множество песен и сказок, пословиц и поговорок, пела и рассказывала живо и увлеченно. 

С самого раннего детства Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества.

 

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником, отразились во многих стихотворениях Пушкина. Она была кладезем знаний крестьянского быта.

 


  1. Как уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-поэта?
  2. Благодаря кому поэт познакомился с русскими сказками?


 

Жанр послания. Стихотворение «Няне»

 

Особое место в жизни Пушкина занимает село Михайловское. Именно здесь поэт находился в ссылке с 1824 по 1826 год по приказу Александра I за распространение свободолюбивых взглядов. Пушкин находился далеко от светской и литературной жизни. Его одинокие дни скрашивала няня, заботами которой поддерживался тогда дом. Именно она стала слушателем и ценителем многих его произведений. А ее сказки вдохновляли писателя на творчество. Когда после ссылки Пушкин уехал в Петербург, няня осталась в Михайловском одна.

 

Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. Пушкин, находясь далеко от няни, обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

 


Послание  – стихотворение, имеющее конкретного адресата.


 

Няне

 

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

 

В стихотворении «Няне» писатель использует слова и выражения, которые теперь являются устаревшими: 

  • Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
  • Горюешь, будто на часах – когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
  • Вороты – ворота
  • Всечасно – постоянно


  1. Какое стихотворение называется посланием?
  2. В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
  3. Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
  4. Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.


 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

 

Сказки, рассказываемые няней и бабушкой, с детства пленяли Пушкина. Восхищаясь богатством вымысла народных сказок, он восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках Пушкина, написанных для детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.

 

Во время пребывания в ссылке в Михайловском поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме «Руслан и Людмила». 

 

У Лукоморья[1]

 

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

 

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи́ кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых[2] дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений[3] полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей[4] прекрасных
Чредой[5] из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет[6] грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;[7]
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.


 


Пролог  – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своем замысле, настраивает читателя на определенный лад.


 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» рассказывает о лукоморье и чудесах, происходящих там. Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. Весь пушкинский текст наполнен архаизмами .

 


Архаизм  – устаревшее слово.

 

Например, златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь.  


 

Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. Он использует не только лексические, но и грамматические архаизмы. Например, «о заре прихлынут волны». Сейчас мы говорим: на заре; нахлынут – это старая форма настоящего времени (нахлынут волны… и тридцать витязей выходят…) 

 

Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним словом охарактеризовать героя, выразить свое отношение к нему. Например, Кащей «чахнет», то есть медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

 

Пушкинский пролог напоминает волшебную сказку. Во-первых, в нем множество сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, страшный колдун. Во-вторых, можно выделить композиционные элементы сказки: 

  • зачин (рассказ о коте)
  • рассказ о чудесных героях
  • концовку


  1. Какие русские народные сказки напомнил вам пролог? Назовите героев этих сказок.
  2. Каким настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?


 

Подведем итоги: 

  • Стихотворение «Няне» поэт написал вдали от Арины Родионовны Яковлевой.
  • Пролог – это вступление к литературному произведению. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наполнен образами русских сказок, былин, поверий, которые поэт слышал от своей няни. В прологе Пушкин выразил любовь к русской народной культуре.


Контрольные вопросы 

 

1.К какому литературному жанру можно отнести стихотворение «Няне»?

2.Выберете три цитаты из стихотворения «Няне». Запишите номера, под которыми они указаны:

 

1)«Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь»

 

2)«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты»

 

3)«Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы»

 

4)«Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах»

 

5)«Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь»



[1] Лукоморье – излучина морского берега (от слова «лука» – изгиб – и «море»).

[2] Неведомый – неизвестный («ведать» означает «знать»).

[3] Видение – призрак, приведение.

[4] Витязь – воин, богатырь.

[5] Чредой (чередой) – один за другим.

[6] Здесь: берет в плен.

[7] Чахнуть – становиться слабым, болезненным.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика