Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

План урока

  • История создания сказки
  • Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне…»
  • Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне…»
  • Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с русскими народными сказками

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание сказки
  • Уметь составлять план произведения, находить общее и различное в фольклорных и литературных сказках

Разминка

  • Вспомните, чем литературная сказка отличается от народной?
  • Какие литературные сказки вы знаете?

 

История создания сказки

 

Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе. Помня об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года после спора в 1833 году в Болдино написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В основу была положена русская народная сказка, которую поэт записал в Михайловском во время ссылки. А.С. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, смешивался на ярмарках с толпой людей и прислушивался к народной речи. То, что особенно заинтересовывало его, он записывал. Так однажды он услышал народную сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету напоминает «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Также поэт использовал сюжет немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

 

Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне…»

 

«Сказка о мертвой царевне и семи богатыря» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Подобный сюжет есть в народных сказках: русские – «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие – «Госпожа Метелица», французские – «Золушка» и другие. А.С. Пушкин наполнил традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра.


Сюжет  – система событий, изображенных в художественном произведении.

 

Элементы сюжета:

  • экспозиция (знакомство с персонажами, местом и временем действия, конфликтами)
  • завязка (начало конфликта
  • развитие действия
  • кульминация (наивысшая точка развития сюжета, в которой разрешается основной конфликт)
  • развязка (угасание действия, его исход)


 

Сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» выглядит следующим образом:

 

  • Экспозиция – знакомство с героями: царевной, ее отцом и злой мачехой.
  • Завязка – царевну выгоняет мачеха, королевич Елисей отправляется ее искать.
  • Развитие действия – жизнь царевны у богатырей, поиски царевны.
  • Кульминация – гибель царевны.
  • Развязка – Елисей находит царевну, спасает ее. Возлюбленные женятся, а мачеха умирает.


Композиция  – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутренние монологи и др.).


Композиция «Сказки о мертвой царевне…»

 

В композицию сказки входят описания природы: королевич

Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу,

ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны.

Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах. Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах А.С. Пушкина реалистические и волшебные мотивы.

 

Интересным произведение делают следующие его особенности:

  • сказка написана стихами, поэтому ее ритм создает музыкальность и напевность
  • язык сказки с первых строк сочетает общеупотребительные слова с устаревшими (инда – даже, очи – глаза). Устаревшие слова помогают погрузиться в эпоху Древней Руси. Такие слова и выражения в сказке встречаются очень часто, например: ломлива, перст, подбочась, сорочин, рогатка, черница и т.д.
  • А.С. Пушкин использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белёшенька, тяжелёшенько), устойчивые обороты речи (глаз не сводит, путь-дорога, с утра до ночи), что характерно для фольклора.

 

Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне…»

Рис. 1. А.М. Куркин. Царица и зеркальце Рис. 1. А.М. Куркин. Царица и зеркальце

Царевна  – воплощение народного представление о женском идеале. Она скромна, доброжелательна, красива, воспитана («честь хозяям отдала…»). Царевна трудолюбива («все порядком убрала»), религиозна («засветила Богу свечку»), верна жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).

 

Царица  – отрицательный герой в сказке, противопоставляется положительному образу молодой царевны. Обе обладают внешней красотой, но противоположны по характерам. Царица предстаёт перед читателем преданной, верной, любящей, терпеливой женой. Одновременно с тем она «гордая», «своенравная» и «ревнивая». Она умна, но использует свой ум, чтобы навредить падчерице. 

Рис. 2. А.М. Куркин. Царевна и Королевич Елисей Рис. 2. А.М. Куркин. Царевна и Королевич Елисей

Царица любит, когда ей льстят: она кричит на зеркало в гневе, когда то, говорит ей правду о красоте царевны. Смерть царицы закономерна: она умирает от собственной злости, когда узнаёт, что её падчерица ожила.

 

Королевич Елисей  – воплощение народного представления о мужском идеале. Он очень любит свою невесту, несмотря на своё положение лично отправляется на поиски царевны, что говорит о его смелости. Он тяжело переживает её гибель, но не прекращает надеяться на возможность спасения невесты. Любовь, верность, настойчивость спасают царевну от вечного сна.


  1. Кто из героев является олицетворением добрых сил, а кто несет зло? Каких героев, положительных или отрицательных, в сказке больше? Как вы думаете, почему?
  2. Чем напоминает сказка А.С. Пушкина сказку В.А. Жуковского? Какая сказка ближе к народной?


 

Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с русскими народными сказками

 

Итак, найдем сходства сказки А.С. Пушкина с народной:

 

1. Композиция (зачин, концовка). 

 

В концовке поэт использует традиционную для народной сказки формулу:

 

 

И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

 

 

2. Волшебные предметы-помощники: ветер, солнце, месяц помогают Елисею; волшебное зеркальце, наливное яблочко.

 

3. Главная идея: противостояние добра и зла, победа добра и справедливости.

 

Главное отличие пушкинской сказки от народной – стихотворная форма.

 

С.Я. Маршак говорил: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства».

 

Главная идея сказки

 

А.С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. Поэт считает, что внешняя красота лишь дополняет внутреннюю, как это представлено в образе царевы. В сказке представляется борьба добра и зла, в которой, конечно же, победу одерживает добро, ведь добрым людям помогают даже силы природы.


Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются композиция и сюжет?
  2. Из каких элементов состоит сюжет художественного произведения?
  3. Какие черты народной сказки сохранил и развил А.С. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?


Предыдущий урок
И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.С. Тургенев. «Муму». Часть 2
Русская литература XIX века
  • Ткани растений

    Биология

  • Adverbs of frequency. Наречия частотности

    Английский язык

  • Русские поэты о родной земле. Часть 1. Ф.И. Тютчев

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке