Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

План урока

  • История создания сказки
  • Характеристика героев
  • Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с русскими народными сказками

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание сказки
  • Уметь составлять план произведения, находить общее и различное в фольклорных и литературных сказках

Вступление

Сегодня на уроке мы познакомимся с истоками «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Рассмотрим систему образов сказки. Сопоставим пушкинскую сказку с русскими народными. Желаем успехов!

 

История создания сказки

 

Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В. А. Жуковского и А. С. Пушкина в написании сказок в народном духе. Помня об этом соревновании, Пушкин через два года после спора в 1833 году в Болдино написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В основу была положена русская народная сказка, которую Пушкин записал в Михайловском во время ссылки. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, смешивался на ярмарках с толпой людей и прислушивался к народной речи. То, что особенно заинтересовывало его, он записывал в блокнот. Так однажды он услышал народную сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету напоминает «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Также поэт использовал сюжет немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

 

Характеристика героев

 

Чтение первых же строк «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» очаровывает читателя: 

 

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелёшенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

 

Интересным произведение делают следующие его особенности: 

  • сказка написана стихами, поэтому ее ритм создает музыкальность и напевность
  • язык сказки с первых строк сочетает общеупотребительные слова с устаревшими (инда – даже, очи – глаза). Устаревшие слова помогают погрузиться в эпоху Древней Руси. Такие слова и выражения в сказке встречаются очень часто, например: ломлива, перст, подбочась, сорочин, рогатка, черница и т.д. 
  • Пушкин использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белёшенька, тяжелёшенько), устойчивые обороты речи (глаз не сводит, путь-дорога, с утра до ночи), что характерно для фольклора.

 

Обратимся к образу царицы. Она предстает перед нами преданной, верной, любящей, терпеливой женой, воплощая собой любовь и добро. В сказках всегда добро борется со злом. У Пушкина зло представляет царица. 

 

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

 

У царицы нет друзей, есть только зеркальце, к которому она обращается, чтобы услышать о своей красоте. В ее разговоре с зеркальцем слышится высокомерие. За внешней красотой героини скрываются злость, зависть, жестокость. Этим чертам Пушкин противопоставляет кротость молодой царевны:

 

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

 

Глаголы «росла», «расцвела» позволяют нам сравнить молодую девушку с цветком. Когда царица узнает о том, что царевна затмила ее своей красотой, она становится жестокой, это заметно и в ее обращениях к зеркалу:

 

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

 

Злость, высокомерие, зависть толкают царицу на жестокий поступок. Она приказывает служанке отвести царевну в лес и оставить там на съедение волкам. Чернавка пожалела царевну и отпустила ее. Девушка попадает в терем к семи богатырям. Там она проявляет трудолюбие, скромность, искренность. 

 

Царица, узнав о том, что царевна жива, снова решает погубить ее. Она подсылает к ней коварную черницу (монахиню), которая бросает девушке отравленное яблоко:

 

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

 

С помощью прилагательных поэту удается описать необыкновенную красоту яблока, которое так хочется съесть. Но красиво оно лишь снаружи, а внутри – яд. Это яблоко напоминает царевну, в которой соединены внешняя красота и внутренняя пустота.

 

Но царевна не умирает. Ее спасает любовь Королевича Елисея. Царица же, когда об этом узнает, умирает, ее погубили злость и зависть.

 


  1. Составьте цитатный план сказки.
  2. Кто из героев является олицетворением добрых сил, а кто несет зло? Каких героев, положительных или отрицательных, в сказке больше? Как вы думаете, почему?
  3. Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?


 

Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с русскими народными сказками

 

Итак, найдем сходства сказки Пушкина с народной:

 

1. Композиция (зачин, концовка).

В концовке поэт использует традиционную для народной сказки формулу:

 

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

 

2. Волшебные предметы: ветер, солнце, месяц помогают Елисею; волшебное зеркальце, наливное яблочко.

3. Главная идея: противостояние добра и зла, победа добра и справедливости.

 

Но есть и яркое отличие пушкинской сказки от народной – стихотворная форма.

 

С. Я. Маршак говорил: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства».

 


  Контрольные вопросы 

 

  1. Какова основная мысль сказки Пушкина?
  2. Какие черты народной сказки сохранил и развил поэт?


А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика