Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев

Русская литература XIX века

23.02.2024
1336
0

Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С.Никитин, А.Н. Плещеев

 

План урока

  • Родная природа в творчестве русских поэтов XIX века
  • Стихотворение А.Н. Майкова «Ласточки»
  • Стихотворения И.С. Никитина «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)
  • Стихотворение А.Н. Плещеева «Весна»

Цели урока

  • Знать лирические произведения русских поэтов XIX века о родной земле и природе
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

Какое художественное средство используется в строках?

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь…

Родная природа в творчестве русских поэтов XIX века

Золотой век русской литературы XIX века, когда писали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.А. Фет, И.С. Тургенев и многие другие знаменитые писатели обращались к русской природе в поисках вдохновения. Смена времён года связана с чувствами, ощущением расцвета и конца жизни. Естественная красота природы вызывает спокойствие, привлекает поэтов своей скромностью и простотой. С природой неразрывно связан народ. Своими моральными качествами, талантами, творческим потенциалом народ обязан родной природе.

Стихотворение А.Н. Майкова «Ласточки»

Рис.1. В.Г. Перов. Портрет А.Н. Майкова. 1872.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897)

 

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в Москве в семье академика живописи Н.А. Майкова. Поэт окончил юридический факультет Петербургского университета. 

 

Его творчество разнообразно жанрами и темами, но имеет единое стилевое оформление. Поэзия А.Н. Майкова захватывает гармоничным соединением мысли и чувства, отличается безукоризненным художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Это позволило положить стихи на музыку. А.Н. Майков, как и А.А. Фет был приверженцем «чистого искусства».

 

Стихотворение «Ласточки» написано в 1856 году, в период творческого расцвета А.Н. Майкова. Это лирическое стихотворение, в котором поэт передал печальные размышления по поводу наступающей осени. Лирический герой поглощён грустью по безвозвратно ушедшему лету.

 

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первые три строфы описывают печаль героя при виде увядающего сада. Его раздражают признаки надвигающейся осени:

 

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

 

 

Символ жизнерадостности и счастья – ласточки, к которым обращается герой. 

 

Строфы 4-6 – счастливые воспоминания о лете, которым герой придаётся при взгляде на опустевшее ласточкино гнездо. С ласточками связано зарождение новой жизни в летние дни:

 

 

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

 

Рис. 2. И.И. Левитан. Октябрь (осень). 1891.

Третья часть – последняя строфа, в которой подводятся итоги. Лирический герой возвращается к настоящему времени и выражает желание отправится вслед за исчезнувшими птицами: «О, если бы крылья и мне!»

 

Главным приёмом стихотворения является антитеза. А.Н. Майков противопоставляет картины яркого лета пейзажам печальной осени. Описывая лето, поэт использует:

  • восклицания («…строя его!», «И пуху таскали в него!», «Выглядывать стали с гнезда!»);
  • частое употребление глаголов при описании труда ласточек («хлопотали», «скрепляли», «таскали»);
  • метафоры («пять маленьких быстрых головок», «говоруньи», «летуньи»).

Поэт передаёт движение, которое восхищает своей быстротой, радует лирического героя.

 

Картины осени сопровождаются:

  • метафорами («настурций в нем огненный куст»);
  • эпитетами в форме наречий («пышно», «грустно», «одиноко»);
  • повторами («далеко, далеко, далеко»).

 

Эти приёмы усиливают ощущение тоски от наступления осени, обостряя его в конце стихотворения.

 

Тема стихотворения – увядание природы и быстротечность жизни. Герой осознаёт скоротечность счастливых мгновений жизни.


  1. Какое настроение передано в стихотворении А.Н. Майкова?
  2. Какое символическое значение ласточек в данном тексте?


Стихотворения И.С. Никитина «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

Рис. 3. П.Ф. Борель. И.С. Никитин. Литография с фотографии А.И. Деньера. 1864-1869.

Иван Саввич Никитин (1824–1861) 

 

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Окончил Воронежское духовное училище и Духовную семинарию.

 

В 1859 году открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку. Это место быстро приобрело популярность и стало центром литературной и общественной жизни города.

 

В своей лирике И.С. Никитин с глубокой любовью и проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной природы. Музыкальность его стихотворений отмечали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и Э.Ф. Направник. На его строки было написано более шестидесяти романсов и песен.

 

Стихотворение И.С. Никитина «Утро» была написано в конце 1854 года. Поэт считал это произведение одним из лучших в своём творчестве. В стихотворении запечатлена картина весеннего деревенского утра. Лирический герой наблюдает за постепенно пробуждающейся природой, как бы двигаясь в пространстве и времени в неразрывном единстве с человеком. Герой-наблюдатель, переводит взгляд с неба («звезды меркнут и гаснут») на землю («белый пар по лугам расстилается»), потом на воду («по зеркальной воде»).

Для описания природы поэт использует метафоры («звезды меркнут и гаснут», «в огне облака», «восток горит-разгорается»), метафорические эпитеты («зеркальная вода», «тропинка росистая», «роса серебристая»), олицетворения («кудри лозняка», «макушки ракит», «дремлет чуткий камыш»). Таким образом, природа у И.С. Никитина предстает как одушевлённое существо. В финале стихотворения лирический герой обращается к своей душе с призывом не болеть. 

Рис. 4. В.Д. Поленов. Заросший пруд. 1879.

Описывая труд человека, поэт не использует никаких изобразительно-выразительных средств, обращая внимания на состояние природы, а не на наличие человека в этом пейзаже. Образы стихотворения – постоянно сменяющиеся декорации вокруг героя. Динамика передаётся с помощью большого количества глаголов в стихотворении: «меркнут», «гаснут», «расстилается», «разливается» и т.д. Глаголы иногда повторяются, таким образом, действие будто растягивается во времени, во всём произведении из 20 рифм 14 – глагольные. Поэт употребляет устаревшие формы инфинитива, тем самым делает описание эпичным, народным.

 

Звукопись подчеркивает тишину раннего утра: чуткий камыш, тишьчуть, заденешь. Поэт использует аллитерацию – повторение шипящих согласных [ш], [ч].

 

Следует обратить внимание и на размер стихотворения – анапест с чередованием четырёхстопных и трёхстопных строк. Такой размер похож на разговорную речь со сбитым дыханием.

 

И.С. Никитин создаёт стихотворение в народном духе, фольклорного характера. Заканчивает поэт текст сразу тремя восклицаниями. Это словно призыв к человечеству – нужно радоваться каждому новому дню.

Рис. 5. А.К. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871.

Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» опубликовано И.С. Никитиным в 1854 году. В этом отрывке раскрывается тема красоты зимней поры. Поэт описывает сияющий месяц над деревней, блестящий снег, сверкающий в лучах месяца божий храм. 

 

Тема стихотворения – красота зимней поры. Перед читателем воспроизводится весёлый зимний пейзаж. Праздничное настроение начальных строф сменяется тоской последующих. Ощущение грусти передается эмоционально окрашенными эпитетами («пусто», «одиноко», «немая»). Картины природы не отличаются оригинальностью, что помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.


  1. Как вы думаете, какую часть стихотворения И.С. Никитина «Утро» следует произносить тихим голосом, близким к шепоту? Почему?
  2. Какое настроение вызывает ритм отрывок стихотворения И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»?


Стихотворение А.Н. Плещеева «Весна»

Рис. 6. Н.А. Ярошенко. А.Н. Плещеев. 1888.

Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893)

 

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме в обедневшей дворянской семье. Род Плещеевых чтил литературные традиции, некоторые представители семьи вошли в русскую историю в качестве почетных литераторов. Детство писателя прошло в Нижнем Новгороде, где сначала он получил хорошее домашнее образование (овладел тремя языками), а затем поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков.

 

А.Н. Плещеев был оценен современниками как «поэт с плавно льющейся, романсовой» стихотворной речью. Он был одним из самых «напевных поэтов-лириков второй половины XIX века». Его произведения переложили на музыку Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов.

Стихотворение «Весна» А.Н. Плещеев написал в 1872 году. Тема произведения отражена в названии: весенняя картина природы. Тема пробуждения и обновления природы встречается у многих поэтов русской литературы.

 

Центральный образ – изменения в природе в связи с наступлением весенней поры. Лирический герой искренне радуется, он любуется изменениями, происходящими вокруг. Природа под первыми лучами уже весеннего солнца будто оживает: снег тает, деревья покрываются зеленью, птицы радуются теплу. Вместе с этим пробуждается и душа человека, сбрасывает с себя накопившиеся заботы, обновляется. Главная мысль – передача ощущения счастья, которые испытывает человек весной. 

Рис. 7. А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1879.

Композиция стихотворения может быть разделена на три условные части. Первая часть даёт читателю подробную картину природы после зимнего сна. Динамичная картина создаётся с помощью частых глаголов («тает», «бегут», «повеяло» и т.д.). Живость природы передана поэтом с помощью таких художественных приёмов, как олицетворение («бегут ручьи», «лес оденется»), красочные и яркие эпитеты («небесная», «теплей и ярче», «метелей злых»), метафоры («небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»).

 

Во второй части стихотворения лирический герой делится своими чувствами. Наступление весны вызывает в нём надежду на перемены, ощущается им как ни с чем несравнимое счастье.

 

Центральное слово третьей части стихотворение – «Весна!». А.Н. Плещеев знаменует объединение человека и природа. Поэт проводит сравнение между звонким смехом резвых деток и пением беззаботных птичек. А.Н. Плещеев тоже использует символическое значение весны, как силы юности, неизбежного нового, которому радуются даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

 

В своём стихотворении А.Н. Плещеев изображает хоть и едва заметные, но необратимые изменения в природе. Неизбежность весны равна неизбежности счастья, так как изменения в природе обновляют не только природ, но и душу человека.


  1. Только ли о природе слова поэта: «Пора метелей злых и бурь / Опять надолго миновала…»?
  2. Какие чувства вызывает стихотворение А.Н. Плещеева «Весна»?


Образы Родины и родной природы является частой темой в произведениях русской поэзии. Поэтов объединяет любовь к родной природе, способность подмечать малейшие изменения. Их лирические тексты, описывающие родной пейзаж, музыкальны и проникновенны.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие картины русской природы рисуют в своих произведениях поэты?
  2. Что объединяет стихотворения о природе А.Н. Майкова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева?
  3. Как вы думаете, какое время года больше всего любили описывать поэты XIX века в своих произведениях?


Предыдущий урок
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Главные члены предложения

    Русский язык

  • Изображение на физических картах высот и глубин

    География

  • Дополнение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке