Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Русская литература XIX века

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

 

План урока

  • Слово о Л.Н. Толстом
  • История создания рассказа «Кавказский пленник»
  • Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Цели урока

  • Знать биографию Л.Н. Толстого, историю создания рассказа «Кавказский пленник», значение терминов «рассказ», «сюжет», «идея» 
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

С какими произведениями Л.Н. Толстого вы знакомы?

 

Слово о Л.Н. Толстом

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет Льва Толстого. 1887. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет Льва Толстого. 1887.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

 

Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна, расположенной под Тулой. Все значимые события жизни писателя будут впоследствии связаны с этим местом, где он проживет более 50 лет.

 

Писатель рано потерял родителей, и вместе с братьями и сестрой оказался на попечении дальней родственницы Татьяны Алексеевны Ергольской, заменившей им тётю. Благодаря её стараниям, дети получили хорошее воспитание и образование.

 

Два года Л.Н. Толстой готовился к поступлению в Казанский университет. На вступительных экзаменах он провалился, через год попробовал поступить вновь. В сентябре 1844 года Л.Н. Толстой был зачислен в университет, но студенческая жизнь его не привлекала. Он отправился в Ясную Поляну и посвятил себя хозяйству и заботе о крестьянах. Там он начинает писать в конце 1850 года и занимается самообразованием.

 

Весной 1851 года Л.Н. Толстой вместе со своим братом Николаем отправляется на Кавказ. Здесь начнётся его военная служба, которая продлится 3 года. Полученные впечатления писатель отразил в своих произведениях, одно из которых – рассказ «Кавказский пленник».


  1. Где родился Л.Н. Толстой?
  2. Какое образование получил писатель?
  3. Где проходила военная служба Л.Н. Толстого?


 

История создания рассказа «Кавказский пленник» 

 

Рассказ «Кавказский пленник» вышел в свет в 1872 году. В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с Л.Н. Толстым во время его службы на Кавказе.


Рассказ  – небольшое прозаическое произведение. Это малая эпическая форма.


Рис. 2. Л.Н. Толстой в военной форме. Дагерротип 1854. Рис. 2. Л.Н. Толстой в военной форме. Дагерротип 1854.

Однажды писатель отъехал далеко от своего отряда, что чуть не привело к пленению писателя. Из сложившейся ситуации его выручил его друг чеченец Садо. Дружба Л.Н. Толстого и Садо началась с того, что писатель похвалил скакуна горца, и тот, по кавказскому обычаю, подарил коня Л.Н. Толстому. Поэтому, когда друзей уже настигал вражеский отряд, писатель не бросил Садо, хотя спокойно мог уйти от погони. Чеченцы хотели взять товарищей в плен живьём, особенно злы они были на предавшего их Садо. Л.Н. Толстой с другом смог достигнуть крепости Грозный, где их уже спасли конные казаки.

 

Спустя какое-то время Л.Н. Толстой познакомился с «Воспоминаниями кавказского офицера» полковника Фёдора Фёдоровича Торнау. Офицер подробно описал свою жизнь в плену, сообщил об обстоятельствах, при которых попал в плен к горцам, описал, как пыталась помочь ему местная девушка Аслан Коз, рассказал о первой неудачной попытке побега. Эти воспоминания писатель тоже подробно изучил.


Какие события легли в основу рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?


 

Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

 

Чтобы проанализировать текст рассказа необходимо вспомнить, как строится композиция художественного произведения.

Рис. 3. Этапы развития действия в художественном произведении

 

Сюжет произведения знакомит читателей с двумя героями – Жилин и Костылин, которые попали в плен к кавказцам. Противопоставляя своих героев, Л.Н. Толстой подчеркивает, что человек не должен опускать руки в минуты трудности, он заслуживает уважения, если сохраняет мужество в минуты отчаяния.

Рис. 4. А.З. Иткин. Иллюстрация к рассказу «Кавказский пленник» Рис. 4. А.З. Иткин. Иллюстрация к рассказу «Кавказский пленник»

В качестве главного героя Л.Н. Толстой выделяет Жилина. Автор обрисовал героя честным и авторитетным человеком, который уважает подчинённых, родных и даже тех, кто его пленил. В его образе совмещаются строптивость, инициативность и осторожность, расчетливость, хладнокровие. Жилин демонстрирует смекалку (он способен ориентироваться по звездам, выучил за время плена язык горцев). Жилин – мастер на все руки, помимо починки часов, он мастерит и кукол местным детям. Он сохраняет человеческое лицо даже в самых непреодолимых жизненных обстоятельствах.

 

Костылин – выходец состоятельной семьи, офицер, неприспособлен к трудностям ни физически, ни морально. Из-за его трусости герои попали в плен. Он смиренно принимает свою судьбу и даже не помышляет о побеге. В плену он бездействует, целыми днями лежит и сетует на судьбу, не предпринимая попыток улучшить свой положение. От плена его спасают родные, выплатившие за него выкуп. Костылин – отражение трусости и слабости воли. Он не проявляет уважения ни к себе, ни к окружающим.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика героев

Общее в образах Жилина и Костылина

  • русские дворяне, офицеры, участники кавказской войны
  • оба попали в плен
  • имеют говорящие фамилии

Различия в образах Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Невелик ростом, да удал

Толстый, грузный

Не испугался горцев, проявил решительность и смелость

Испугался, увидев татар, бросил Жилина

Активный: пошёл на хитрость при написании письма, подружился с Диной, думал о побеге

Пассивный: выполнил все требования татар, ждал выкупа

Выносливый, терпеливый, целеустремленный

Слабый, постоянно жалуется

Постоянно борется за свободу, не сдаётся после провала первого побега

Не противится судьбе

Верит в себя, из последних сил продолжал двигаться в сторону русском армии

Бездеятельный, не верит в себя

 

 

Герои рассказа представлены на основе антитезы. Л.Н. Толстой говорит о том, что судьба человека зависит во многом от него самого. Писатель в своем рассказе играет роль носителя справедливости. Л.Н. Толстой рассказывает читателям историю, которая сравнима с притчей о том, как храбрый человек получает возможность получить спасение.

 

Следует обратить внимание на название рассказа – «Кавказский пленник». Такое название говорит о том, что пленник лишь один, хотя героев, попавших в плен, два – Жилин и Костылин. В прямом смысле пленником Кавказа становится Костылин, так как не делает ничего, чтобы заслужить свободу. Однако иронично Л.Н. Толстой относится и к Жилину, ведь тот не покидает Кавказ после освобождения, продолжает нести службу там. В переносном значении Жилин – кавказский пленник, как и многие русские офицеры, воюющие за родину, как и горцы, которые не могут отдать эту землю по моральным принципам. Дина тоже пленница Кавказа, так как суждено жить и дальше в своём родном обществе. Таким образом, каждый из героев является кавказским пленником.

 

Вот как писал С.Я. Маршак: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряженным сюжетом, с поэтическим картинами природы, с точным чувством эпохи, – все это уместилось на двадцать с чем-то страницах. По краткости, силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» – можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».


Какова идея рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?


Контрольные вопросы

 

  1. Как ведут себя в плену Жилин и Костылин?
  2. Какие эпизоды рассказа вызвали у вас грусть, страх, сочувствие?


Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов.  «Бородино»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Русская литература XIX века
  • Colours. Цвета

    Английский язык

  • География в древности

    География

  • Модальный глагол must, mustn’t

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке