Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Русская литература XIX века

18.01.2025
3292
0

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

 

План урока

  • Слово о Л.Н. Толстом
  • История создания рассказа «Кавказский пленник»
  • Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Цели урока

  • Знать биографию Л.Н. Толстого, историю создания рассказа «Кавказский пленник», значение терминов «рассказ», «сюжет», «идея» 
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

С какими произведениями Л.Н. Толстого вы знакомы?

Слово о Л.Н. Толстом

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет Льва Толстого. 1887.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

 

Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна, расположенной под Тулой. Все значимые события жизни писателя будут впоследствии связаны с этим местом, где он проживет более 50 лет.

 

Писатель рано потерял родителей, и вместе с братьями и сестрой оказался на попечении дальней родственницы Татьяны Алексеевны Ергольской, заменившей им тётю. Благодаря её стараниям, дети получили хорошее воспитание и образование.

 

Два года Л.Н. Толстой готовился к поступлению в Казанский университет. На вступительных экзаменах он провалился, через год попробовал поступить вновь. В сентябре 1844 года Л.Н. Толстой был зачислен в университет, но студенческая жизнь его не привлекала. Он отправился в Ясную Поляну и посвятил себя хозяйству и заботе о крестьянах. Там он начинает писать в конце 1850 года и занимается самообразованием.

 

Весной 1851 года Л.Н. Толстой вместе со своим братом Николаем отправляется на Кавказ. Здесь начнётся его военная служба, которая продлится 3 года. Полученные впечатления писатель отразил в своих произведениях, одно из которых – рассказ «Кавказский пленник».


  1. Где родился Л.Н. Толстой?
  2. Какое образование получил писатель?
  3. Где проходила военная служба Л.Н. Толстого?


История создания рассказа «Кавказский пленник» 

Рассказ «Кавказский пленник» вышел в свет в 1872 году. В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с Л.Н. Толстым во время его службы на Кавказе.


Рассказ – небольшое прозаическое произведение. Это малая эпическая форма.


Рис. 2. Л.Н. Толстой в военной форме. Дагерротип 1854.

Однажды писатель отъехал далеко от своего отряда, что чуть не привело к пленению писателя. Из сложившейся ситуации его выручил его друг чеченец Садо. Дружба Л.Н. Толстого и Садо началась с того, что писатель похвалил скакуна горца, и тот, по кавказскому обычаю, подарил коня Л.Н. Толстому. Поэтому, когда друзей уже настигал вражеский отряд, писатель не бросил Садо, хотя спокойно мог уйти от погони. Чеченцы хотели взять товарищей в плен живьём, особенно злы они были на предавшего их Садо. Л.Н. Толстой с другом смог достигнуть крепости Грозный, где их уже спасли конные казаки.

 

Спустя какое-то время Л.Н. Толстой познакомился с «Воспоминаниями кавказского офицера» полковника Фёдора Фёдоровича Торнау. Офицер подробно описал свою жизнь в плену, сообщил об обстоятельствах, при которых попал в плен к горцам, описал, как пыталась помочь ему местная девушка Аслан Коз, рассказал о первой неудачной попытке побега. Эти воспоминания писатель тоже подробно изучил.


Какие события легли в основу рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?


Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Чтобы проанализировать текст рассказа необходимо вспомнить, как строится композиция художественного произведения.

Рис. 3. Этапы развития действия в художественном произведении

 

Сюжет произведения знакомит читателей с двумя героями – Жилин и Костылин, которые попали в плен к кавказцам. Противопоставляя своих героев, Л.Н. Толстой подчеркивает, что человек не должен опускать руки в минуты трудности, он заслуживает уважения, если сохраняет мужество в минуты отчаяния.

Рис. 4. А.З. Иткин. Иллюстрация к рассказу «Кавказский пленник»

В качестве главного героя Л.Н. Толстой выделяет Жилина. Автор обрисовал героя честным и авторитетным человеком, который уважает подчинённых, родных и даже тех, кто его пленил. В его образе совмещаются строптивость, инициативность и осторожность, расчетливость, хладнокровие. Жилин демонстрирует смекалку (он способен ориентироваться по звездам, выучил за время плена язык горцев). Жилин – мастер на все руки, помимо починки часов, он мастерит и кукол местным детям. Он сохраняет человеческое лицо даже в самых непреодолимых жизненных обстоятельствах.

 

Костылин – выходец состоятельной семьи, офицер, неприспособлен к трудностям ни физически, ни морально. Из-за его трусости герои попали в плен. Он смиренно принимает свою судьбу и даже не помышляет о побеге. В плену он бездействует, целыми днями лежит и сетует на судьбу, не предпринимая попыток улучшить свой положение. От плена его спасают родные, выплатившие за него выкуп. Костылин – отражение трусости и слабости воли. Он не проявляет уважения ни к себе, ни к окружающим.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика героев

Общее в образах Жилина и Костылина

  • русские дворяне, офицеры, участники кавказской войны
  • оба попали в плен
  • имеют говорящие фамилии

Различия в образах Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Невелик ростом, да удал

Толстый, грузный

Не испугался горцев, проявил решительность и смелость

Испугался, увидев татар, бросил Жилина

Активный: пошёл на хитрость при написании письма, подружился с Диной, думал о побеге

Пассивный: выполнил все требования татар, ждал выкупа

Выносливый, терпеливый, целеустремленный

Слабый, постоянно жалуется

Постоянно борется за свободу, не сдаётся после провала первого побега

Не противится судьбе

Верит в себя, из последних сил продолжал двигаться в сторону русском армии

Бездеятельный, не верит в себя

 

 

Герои рассказа представлены на основе антитезы. Л.Н. Толстой говорит о том, что судьба человека зависит во многом от него самого. Писатель в своем рассказе играет роль носителя справедливости. Л.Н. Толстой рассказывает читателям историю, которая сравнима с притчей о том, как храбрый человек получает возможность получить спасение.

 

Следует обратить внимание на название рассказа – «Кавказский пленник». Такое название говорит о том, что пленник лишь один, хотя героев, попавших в плен, два – Жилин и Костылин. В прямом смысле пленником Кавказа становится Костылин, так как не делает ничего, чтобы заслужить свободу. Однако иронично Л.Н. Толстой относится и к Жилину, ведь тот не покидает Кавказ после освобождения, продолжает нести службу там. В переносном значении Жилин – кавказский пленник, как и многие русские офицеры, воюющие за родину, как и горцы, которые не могут отдать эту землю по моральным принципам. Дина тоже пленница Кавказа, так как суждено жить и дальше в своём родном обществе. Таким образом, каждый из героев является кавказским пленником.

 

Вот как писал С.Я. Маршак: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряженным сюжетом, с поэтическим картинами природы, с точным чувством эпохи, – все это уместилось на двадцать с чем-то страницах. По краткости, силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» – можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».


Какова идея рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?


Контрольные вопросы

 

  1. Как ведут себя в плену Жилин и Костылин?
  2. Какие эпизоды рассказа вызвали у вас грусть, страх, сочувствие?


Предыдущий урок
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.А. Бунин. «В деревне». «Лапти»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Изображение на плане неровностей земной поверхности

    География

  • Дополнение

    Русский язык

  • Рельеф дна Мирового океана

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке