- Слово о Л.Н. Толстом
- История создания рассказа «Кавказский пленник»
- Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
- Знать биографию Л.Н. Толстого, историю создания рассказа «Кавказский пленник», значение терминов «рассказ», «сюжет», «идея»
- Уметь анализировать художественный текст
С какими произведениями Л.Н. Толстого вы знакомы?
Слово о Л.Н. Толстом
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна, расположенной под Тулой. Все значимые события жизни писателя будут впоследствии связаны с этим местом, где он проживет более 50 лет.
Писатель рано потерял родителей, и вместе с братьями и сестрой оказался на попечении дальней родственницы Татьяны Алексеевны Ергольской, заменившей им тётю. Благодаря её стараниям, дети получили хорошее воспитание и образование.
Два года Л.Н. Толстой готовился к поступлению в Казанский университет. На вступительных экзаменах он провалился, через год попробовал поступить вновь. В сентябре 1844 года Л.Н. Толстой был зачислен в университет, но студенческая жизнь его не привлекала. Он отправился в Ясную Поляну и посвятил себя хозяйству и заботе о крестьянах. Там он начинает писать в конце 1850 года и занимается самообразованием.
Весной 1851 года Л.Н. Толстой вместе со своим братом Николаем отправляется на Кавказ. Здесь начнётся его военная служба, которая продлится 3 года. Полученные впечатления писатель отразил в своих произведениях, одно из которых – рассказ «Кавказский пленник».
- Где родился Л.Н. Толстой?
- Какое образование получил писатель?
- Где проходила военная служба Л.Н. Толстого?
История создания рассказа «Кавказский пленник»
Рассказ «Кавказский пленник» вышел в свет в 1872 году. В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с Л.Н. Толстым во время его службы на Кавказе.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение. Это малая эпическая форма.
Однажды писатель отъехал далеко от своего отряда, что чуть не привело к пленению писателя. Из сложившейся ситуации его выручил его друг чеченец Садо. Дружба Л.Н. Толстого и Садо началась с того, что писатель похвалил скакуна горца, и тот, по кавказскому обычаю, подарил коня Л.Н. Толстому. Поэтому, когда друзей уже настигал вражеский отряд, писатель не бросил Садо, хотя спокойно мог уйти от погони. Чеченцы хотели взять товарищей в плен живьём, особенно злы они были на предавшего их Садо. Л.Н. Толстой с другом смог достигнуть крепости Грозный, где их уже спасли конные казаки.
Спустя какое-то время Л.Н. Толстой познакомился с «Воспоминаниями кавказского офицера» полковника Фёдора Фёдоровича Торнау. Офицер подробно описал свою жизнь в плену, сообщил об обстоятельствах, при которых попал в плен к горцам, описал, как пыталась помочь ему местная девушка Аслан Коз, рассказал о первой неудачной попытке побега. Эти воспоминания писатель тоже подробно изучил.
Какие события легли в основу рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?
Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
Чтобы проанализировать текст рассказа необходимо вспомнить, как строится композиция художественного произведения.
Рис. 3. Этапы развития действия в художественном произведении
Сюжет произведения знакомит читателей с двумя героями – Жилин и Костылин, которые попали в плен к кавказцам. Противопоставляя своих героев, Л.Н. Толстой подчеркивает, что человек не должен опускать руки в минуты трудности, он заслуживает уважения, если сохраняет мужество в минуты отчаяния.
В качестве главного героя Л.Н. Толстой выделяет Жилина. Автор обрисовал героя честным и авторитетным человеком, который уважает подчинённых, родных и даже тех, кто его пленил. В его образе совмещаются строптивость, инициативность и осторожность, расчетливость, хладнокровие. Жилин демонстрирует смекалку (он способен ориентироваться по звездам, выучил за время плена язык горцев). Жилин – мастер на все руки, помимо починки часов, он мастерит и кукол местным детям. Он сохраняет человеческое лицо даже в самых непреодолимых жизненных обстоятельствах.
Костылин – выходец состоятельной семьи, офицер, неприспособлен к трудностям ни физически, ни морально. Из-за его трусости герои попали в плен. Он смиренно принимает свою судьбу и даже не помышляет о побеге. В плену он бездействует, целыми днями лежит и сетует на судьбу, не предпринимая попыток улучшить свой положение. От плена его спасают родные, выплатившие за него выкуп. Костылин – отражение трусости и слабости воли. Он не проявляет уважения ни к себе, ни к окружающим.
Таблица 1. Сравнительная характеристика героев
Общее в образах Жилина и Костылина
|
|
|
|
Различия в образах Жилина и Костылина
|
|
Жилин
|
Костылин
|
Невелик ростом, да удал
|
Толстый, грузный
|
Не испугался горцев, проявил решительность и смелость
|
Испугался, увидев татар, бросил Жилина
|
Активный: пошёл на хитрость при написании письма, подружился с Диной, думал о побеге
|
Пассивный: выполнил все требования татар, ждал выкупа
|
Выносливый, терпеливый, целеустремленный
|
Слабый, постоянно жалуется
|
Постоянно борется за свободу, не сдаётся после провала первого побега
|
Не противится судьбе
|
Верит в себя, из последних сил продолжал двигаться в сторону русском армии
|
Бездеятельный, не верит в себя
|
Герои рассказа представлены на основе антитезы. Л.Н. Толстой говорит о том, что судьба человека зависит во многом от него самого. Писатель в своем рассказе играет роль носителя справедливости. Л.Н. Толстой рассказывает читателям историю, которая сравнима с притчей о том, как храбрый человек получает возможность получить спасение.
Следует обратить внимание на название рассказа – «Кавказский пленник». Такое название говорит о том, что пленник лишь один, хотя героев, попавших в плен, два – Жилин и Костылин. В прямом смысле пленником Кавказа становится Костылин, так как не делает ничего, чтобы заслужить свободу. Однако иронично Л.Н. Толстой относится и к Жилину, ведь тот не покидает Кавказ после освобождения, продолжает нести службу там. В переносном значении Жилин – кавказский пленник, как и многие русские офицеры, воюющие за родину, как и горцы, которые не могут отдать эту землю по моральным принципам. Дина тоже пленница Кавказа, так как суждено жить и дальше в своём родном обществе. Таким образом, каждый из героев является кавказским пленником.
Вот как писал С.Я. Маршак: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряженным сюжетом, с поэтическим картинами природы, с точным чувством эпохи, – все это уместилось на двадцать с чем-то страницах. По краткости, силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» – можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».
Какова идея рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
Контрольные вопросы
- Как ведут себя в плену Жилин и Костылин?
- Какие эпизоды рассказа вызвали у вас грусть, страх, сочувствие?