- Слово о Н.А. Некрасове
- Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»
- Знать биографию Н.А. Некрасова, основные темы творчества, содержание поэмы «Мороз, красный нос»
- Уметь анализировать поэтический текст, находить в нем эпитеты, сравнения, гиперболу
С творчеством Н.А. Некрасова вы уже сталкивались в начальной школе, когда знакомились с произведениями «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок». Его интерес к быту и жизни крестьян возник ещё в детстве. Вот как вспоминала об этом периоде сестра писателя Анна Алексеевна Буткевич: «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»
Слово о Н. А. Некрасове
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)
Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Детство его прошло в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Он угнетал семью и жестоко избивал своих крестьян. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Нежная и заботливая мать заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей. Именно мать хотела, чтобы будущий писатель поступил в университет. У отца были другие планы: он пророчил сыну карьеру офицера.
Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни.
В 10 лет мальчика определили в Ярославскую гимназию, окончив которую, вопреки желанию отца, отправился в Петербург, чтобы поступить в университет. Такое поведение повлекло за собой немилость отца Н.А. Некрасова: тот лишил материальной поддержки своего 17-летнего сына. В университет будущий писатель так и не поступил. Чтобы не умереть с голоду, он стал писать стихи по заказу книготорговцев, давал уроки, занимался переводами. Такое упорство привело к публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки» в 1840 году. Но известность писателю принесли сборники, вышедшие в свет в 1856 году «Коробейники» и «Крестьянские дети».
В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев становятся владельцами журнала «Современник», который когда-то основал А.С. Пушкин. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его работу.
Тяжелые переживания детства, страдания крепостных, непосильный труд бурлаков – все это оставило глубокий след в душе поэта и легло в основу творчества. В его произведениях отразилась любовь к простому народу. Главная тема творчества Н.А. Некрасова – русский народ.
Н.А. Некрасов был первым, кто заговорил о тяжёлой о тяжелой участи простого народа. Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта. С особенной силой и любовь, и боль звучат в поэме о русской крестьянке «Мороз, Красный нос».
- Где и как прошло детство Н.А. Некрасова?
- Что с детских лет волновало душу поэта?
Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»
«Мороз, Красный нос» – это поэма, написанная в 1863 году после отмены крепостного права. Н.А. Некрасов посвятил ее своей сестре Анне Алексеевне. Поэт описал нелегкую судьбу простой крепостной крестьянки.
Произведение пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Н.А. Некрасов выражает своё восхищение русскими женщинами в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…», восторгается их необыкновенной естественной красотой. На их плечах лежит забота о семье, воспитание детей, домашние обязанности, труд в поле. Несмотря на такую непростую жизни, русская женщина сохраняет высокие нравственные качества.
Чтобы создать образ русской женщины поэт использует эпитеты («Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц…», «Такого сердечного смеха…») и сравнения («Пройдет – словно солнце осветит!», «Лицо величаво, как в раме…», «Красивые, ровные зубы / Что крупные перлы у ней»). Также Н.А. Некрасов использует гиперболу («Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет!», «Что взмах – то готова копна!») и метафору («Как сгони улыбка веселья / С лица трудовую печать»)
Героиня поэмы на протяжении произведения называется поэтом красавицей, крестьянкой, женщиной, бабой, маткой. Последние слова в этом ряду определений используются в положительном значении, это просторечия, выражающие уважение к женщине. Н.А. Некрасов не называет героиню по имени в изучаемом отрывке поэмы. Это делается потому, что героиня – обобщённый образ русской крестьянки, который восхищает поэта. Русская крестьянка никогда не теряет надежду на лучшее, не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. В ее доме всегда убрано, дети сыты и одеты. Она все успевает, при этом находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.
Фрагмент поэмы «Мороз, Красный нос» проникнут поэзией, полон чувства восхищения русской женщиной, а первые его слова стали крылатыми.
Контрольные вопросы
- Чему посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
- О каких качествах русских женщин говорит поэт в поэме?
- Какие жизненные трудности преодолевают русские крестьянки?