Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

 

План урока

  • Слово о Н. А. Некрасове
  • Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

Цели урока

  • Знать биографию Н. А. Некрасова, содержание поэмы «Мороз, красный нос».
  • Уметь анализировать поэтический текст, находить в нем эпитеты, олицетворение, гиперболу.

Вступление

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Н. А. Некрасова, историей создания поэмы «Мороз, Красный нос». Обсудим ее содержание и систему образов в произведении, рассмотрим поэтический образ русской женщины, созданный Некрасовым. А также повторим определения таких литературных терминов, как эпитет, сравнение, гипербола. Желаем удачи!

 

Слово о Н. А. Некрасове

 

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

 

Некрасов родился в 1821 году на Украине в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Его отец был небогатым помещиком. Когда мальчику исполнилось три года, он ушел в отставку и семья переехала в родовую усадьбу Грешнёво под Ярославлем. Именно там, среди бесконечных полей и лугов, недалеко от Волги и прошло детство будущего поэта. 

 

Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни. 

 

Дома Некрасову жилось нелегко. Его отец был грубым, жестоким человеком. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать писателя была образованной женщиной, много читала, хорошо пела. Образ нежной и заботливой матери занял важное место в творчестве писателя. Лучшие ее качества были воплощены в женских образах произведений Некрасова. Мать мечтала о том, чтобы ее сын поступил в университет. Но у отца были другие планы. Он пророчил сыну карьеру офицера.

 

В 1832 году мальчика определили в гимназию. После окончании гимназии юноша отправился против воли отца в Петербург для поступления в университет. Но у него не хватило знаний, чтобы успешно пройти испытания. В результате он остался и без материальной поддержки. 

 

Оказавшись в чужом городе без денег, без жилья, Некрасов понял, что ему нужно непрерывно трудиться. Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки, писал стихи, статьи, комедии, сказки. Благодаря упорству и целеустремленности в 1840 году вышел первый сборник стихов «Мечты и звуки». Но известным его делает второй, опубликованный в 1856 году. В него вошли стихотворения «Школьник», «В дороге», «Перед дождем», «Тройка» и многие другие. В 26 лет Некрасов стал редактором журнала «Современник».

 

Тяжелые переживания детства, страдания крепостных, непосильный труд бурлаков – все это оставило глубокий след в душе Некрасова и легло в основу его творчества. В его произведениях отразилась любовь к простому народу. Главная тема его творчества – русский народ.

 


  1. Где и как прошло детство Некрасова?
  2. Что с детских лет волновало душу поэта?


 

Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

 

«Мороз, Красный нос» – это поэма, которая была написана в 1863 году после отмены крепостного права. Некрасов посвятил ее своей сестре Анне Алексеевне. 

 

Когда читаешь название произведения, то в мыслях сразу предстает добрый Дед Мороз, раздающий подарки детям. Если же мы прочитаем поэму полностью, то перед нами предстанет вовсе не добрый персонаж. Мороз показан в произведении жестоким, беспощадным. Он губит крестьянскую семью. Сначала Прокла, а потом Дарью, оставляя маленьких детей сиротами. Но есть в поэме и светлые строки. Они о силе и красоте русской женщины, русской крестьянки.

 

Этот образ занимает особое место в произведении. Мы прочитаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» – «Есть женщины в русских селеньях…» Главная героиня произведения – Дарья – молодая крестьянка. Она любящая мать, красивая и трудолюбивая женщина. 

 

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

 

В создании образа русской женщины Некрасов использует художественные средства: эпитеты и сравнения .

 


Сравнение  – изображения одного явления с помощью сопоставления его с другим.


 

Например: «Пройдет – словно солнце осветит!», «Лицо величаво, как в раме…», «Красивые, ровные зубы / Что крупные перлы у ней».

 


Эпитет – это слово или выражение (прилагательное), добавляемое к существительному для более яркого его описания. 


 

Например: «Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц…», «Такого сердечного смеха…»

 

Эпитеты призваны подчеркнуть свойства, которые автор хочет выделить.

 

Создавая образ русской женщины, Некрасов использует и гиперболу .

 


Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета.


 

Например: «Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет!», «Что взмах – то готова копна!»

 

Поэт называет свою героиню красавицей, крестьянкой, женщиной, бабой, маткой. Слова баба и матка в данном контексте не несут отрицательной нагрузки. Это просторечия, выражающие уважение к женщине, матери. 

 

В прочитанном нами отрывке поэт ни разу не называет героиню по имени, потому что ее он преподносит как обобщающий образ русской крестьянки, которым он восхищается.

 

Фрагмент поэмы «Мороз, Красный нос» проникнут поэзией, полон чувства восхищения русской женщиной, а первые его слова стали крылатыми.

 


Контрольные вопросы 

 

  1. Какие жизненные трудности приходилось преодолевать русской крестьянке? Как она с ними справлялась?
  2. О каких качествах русских женщин говорит Некрасов в поэме?


 

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика