Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

 

План урока

  • Слово о Н.А. Некрасове
  • Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

Цели урока

  • Знать биографию Н.А. Некрасова, основные темы творчества, содержание поэмы «Мороз, красный нос»
  • Уметь анализировать поэтический текст, находить в нем эпитеты, сравнения, гиперболу

Вступление

С творчеством Н.А. Некрасова вы уже сталкивались в начальной школе, когда знакомились с произведениями «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок». Его интерес к быту и жизни крестьян возник ещё в детстве. Вот как вспоминала об этом периоде сестра писателя Анна Алексеевна Буткевич: «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

Слово о Н. А. Некрасове

 

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

Рис. 1. Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872. Рис. 1. Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872.

Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Детство его прошло в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Он угнетал семью и жестоко избивал своих крестьян. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Нежная и заботливая мать заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей. Именно мать хотела, чтобы будущий писатель поступил в университет. У отца были другие планы: он пророчил сыну карьеру офицера.

 

Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни. 

 

В 10 лет мальчика определили в Ярославскую гимназию, окончив которую, вопреки желанию отца, отправился в Петербург, чтобы поступить в университет. Такое поведение повлекло за собой немилость отца Н.А. Некрасова: тот лишил материальной поддержки своего 17-летнего сына. В университет будущий писатель так и не поступил. Чтобы не умереть с голоду, он стал писать стихи по заказу книготорговцев, давал уроки, занимался переводами. Такое упорство привело к публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки» в 1840 году. Но известность писателю принесли сборники, вышедшие в свет в 1856 году «Коробейники» и «Крестьянские дети». 

Рис. 2. И.Н. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен». 1877-1878. Рис. 2. И.Н. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен». 1877-1878.

В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев становятся владельцами журнала «Современник», который когда-то основал А.С. Пушкин. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его работу.

 

Тяжелые переживания детства, страдания крепостных, непосильный труд бурлаков – все это оставило глубокий след в душе поэта и легло в основу творчества. В его произведениях отразилась любовь к простому народу. Главная тема творчества Н.А. Некрасова – русский народ.

 

Н.А. Некрасов был первым, кто заговорил о тяжёлой о тяжелой участи простого народа. Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта. С особенной силой и любовь, и боль звучат в поэме о русской крестьянке «Мороз, Красный нос».


  1. Где и как прошло детство Н.А. Некрасова?
  2. Что с детских лет волновало душу поэта?


 

Чтение и анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

 

«Мороз, Красный нос» – это поэма, написанная в 1863 году после отмены крепостного права. Н.А. Некрасов посвятил ее своей сестре Анне Алексеевне. Поэт описал нелегкую судьбу простой крепостной крестьянки.

 

Произведение пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Н.А. Некрасов выражает своё восхищение русскими женщинами в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…», восторгается их необыкновенной естественной красотой. На их плечах лежит забота о семье, воспитание детей, домашние обязанности, труд в поле. Несмотря на такую непростую жизни, русская женщина сохраняет высокие нравственные качества.

Рис. 3. В.М. Бескаравайный. Жница. Из поэмы «Мороз, Красный нос» Рис. 3. В.М. Бескаравайный. Жница. Из поэмы «Мороз, Красный нос»

Чтобы создать образ русской женщины поэт использует эпитеты («Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц…», «Такого сердечного смеха…») и сравнения  («Пройдет – словно солнце осветит!», «Лицо величаво, как в раме…», «Красивые, ровные зубы / Что крупные перлы у ней»). Также Н.А. Некрасов использует гиперболу  («Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет!», «Что взмах – то готова копна!») и метафору («Как сгони улыбка веселья / С лица трудовую печать»)

 

Героиня поэмы на протяжении произведения называется поэтом красавицей, крестьянкой, женщиной, бабой, маткой. Последние слова в этом ряду определений используются в положительном значении, это просторечия, выражающие уважение к женщине. Н.А. Некрасов не называет героиню по имени в изучаемом отрывке поэмы. Это делается потому, что героиня – обобщённый образ русской крестьянки, который восхищает поэта. Русская крестьянка никогда не теряет надежду на лучшее, не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. В ее доме всегда убрано, дети сыты и одеты. Она все успевает, при этом находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

Фрагмент поэмы «Мороз, Красный нос» проникнут поэзией, полон чувства восхищения русской женщиной, а первые его слова стали крылатыми.


Контрольные вопросы 

 

  1. Чему посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
  2. О каких качествах русских женщин говорит поэт в поэме?
  3. Какие жизненные трудности преодолевают русские крестьянки?


Предыдущий урок
Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Русская литература XIX века
  • Rooms. Комнаты

    Английский язык

  • Системы органов животных

    Биология

  • Ткани

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке