Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Русская литература XIX века

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

 

План урока

  • История создания сказки
  • Черты народной сказки в произведении А. Погорельского

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители»
  • Уметь анализировать текст, находить в литературной сказке черты народной

Разминка

Вы изучили некоторые народные и литературные сказки. Что между ними общего, а в чём различия?

 

 

История создания сказки

 

Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет писателя Антония Погорельского. 1836 г. Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет писателя Антония Погорельского. 1836 г.

Антоний Погорельский (1787 – 1836)

 

Антоний Погорельский – псевдоним (придуманное имя) Алексея Алексеевича Перовского. А.А. Перовский – выпускник Московского университета, получил степень доктора словесности и философских наук. Он писал стихи, статьи о литературе, прозу. Был дружен со многими известными писателями того времени: В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным.

 

В 1822 году А.А. Перовский поселился в родовом имении «Погорельцы» Черниговской губернии. Отсюда и появился его псевдоним. Жил писатель вместе с сестрой и помогал ей в воспитании сына, (будущего известного прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого), которого звали Алеша. А. Погорельский любил мальчика, заботился о нем, ездил с ним в Германию, где познакомил с поэтом И.В. Гете, путешествовал по Италии, приглашал лучших учителей иностранных языков. 

Рис. 2. К.П. Брюллов. Портрет Алексея Константиновича Толстого. 1836 г. Рис. 2. К.П. Брюллов. Портрет Алексея Константиновича Толстого. 1836 г.

Именно для него А. Погорельский и написал литературную сказку «Черная курица», сделав племянника главным героем. Произведение было написано в 1826 году, а опубликовано в 1829 году. В основу содержания легли также собственные воспоминания писателя о петербургском пансионе, откуда он бежал в детстве. В его произведении современники обнаружили подражание немецким романтикам, в особенности Э.Т.А. Гофману, отчего А. Погорельского окрестили «русским Гофманом». Влияние Э.Т.А. Гофмана находится в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

 

Произведение А. Погорельского автобиографично , т.е. отражает некоторые события из жизни самого автора:

  • А. Погорельский, вероятно, описал в сказке свою жизнь в пансионе
  • главный герой Алёша носит имя реального прототипа  (прообраз, реальное лицо, ставшее источником для создания литературного героя, образа) – Алексея Константиновича Толстого
  • из собственного детства А. Погорельский вынес печаль одиночества


  1. С каким писателем сравнивали Антония Погорельского?
  2. Что такое псевдоним? Откуда появился псевдоним А. Погорельского? Как его звали на самом деле?
  3. Кто стал прототипом главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?


Черты народной сказки в произведении А. Погорельского 

 

Подзаголовок произведения «Волшебная повесть для детей», но оно соответствует жанру романтической сказки. Жанр литературной сказки возник еще в XIX веке. Он связан с именами А.С. Пушкина, В.А. Жуковского в России; Ш. Перро во Франции; Братьев Гримм в Германии; Х.К. Андерсена в Дании. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где учится главный герой, и мир фантастичный – подземное царство. Два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в реальности обычная курица, а в фантастичном мире – заслуженный министр. Как и в волшебной сказке герой должен пройти испытания, присутствуют волшебные предметы (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.

 

Таблица 1. Сходства и различия народной и литературной сказок

 

Сходства

Народная сказка

Литературная сказка

Повествование о вымышленных событиях.

Противостояние добра и зла.

Деление героев на положительных и отрицательных.

Положительные герои – воплощение преставлений народа о добре, справедливости. Отрицательные герои – воплощение тёмных сил, зла.

Наличие троекратных повторений, сказочных формул, постоянных эпитетов.

Присутствие волшебных помощников (животных и предметов).

Различия

Народная сказка

Литературная сказка

Прозаическое повествование.

Повествование может быть и поэтичным.

Создается обязательно в устной форме.

Создается в письменной форме.

Отсутствие конкретного автора.

Автор всегда известен.

Имеет оригинальный сюжет.

Может быть переложением фольклорного сюжета или иметь оригинальный сюжет, придуманный автором.

Наличие обязательных композиционных элементов: зачина, концовки.

Может не иметь традиционного зачина и концовки.

 

Сюжет произведения описывает события двух миров, в которых оказывается Алеша. Первый мир сталкивает его в пансионе с курицей-министром Чернушкой, которую мальчик спасает. Затем герой попадает в фантастическое подземелье, где король гномов вручает Алеше конопляное семечко, дарующее герою способность правильно отвечать на уроках.

 

Этот подарок подвергает героя серьезному испытанию, ведь в результате использования зернышка поведение мальчика ухудшается, он проявляет лень, зазнайство. Но семечко теряется, а фантастичный сюжет завершается болезнью героя, после которой он становится прежним, послушным и ответственным ребенку.

 

С волшебной сказкой произведение роднит герой, который должен пройти испытания, волшебные предметы (конопляное семечко), троекратный повтор (через три комнаты нужно было пройти в подземное царство, три люстры висело в зале подземного царства).

 

Кульминацией является сцена предательства: Алеша нарушает данное слово, рассказывает о подземном царстве. Чернушке приходится исчезнуть навсегда, но он прощает мальчика за его поступок и просит только о том, чтобы главный герой стал снова добрым. Автор противопоставляет великодушие Чернушки и трусость Алешу. Герой чувствует свою вину, в нем просыпается совесть, что болезненно для мальчика. Он снова становится добрым, послушным, прилежным. 

 

Автор ставит несколько очень важных нравственных проблем. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, если не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку».

 

Книга напоминает нам о главном: добро в себе можно и нужно воспитать. Иначе беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе и добиваться всего самому.


Контрольные вопросы

 

  1. Менялось ли ваше отношение к герою по мере чтения сказки? Если менялось, то почему?
  2. Перечитайте описание Петербурга и дома, где располагался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?
  3. Похож ли Алеша на героев волшебных сказок? Он положительный герой или отрицательный?
  4. Чем сказка А. Погорельского отличается от фольклорных сказок
  5. Чему может научить эта сказка?


Предыдущий урок
Басни И.А. Крылова
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1
Русская литература XIX века
  • Географическая широта. Географическая долгота. Практика

    География

  • Possessive case. Притяжательный падеж существительных 's

    Английский язык

  • Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке