Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русские поэты о родной земле. Часть 1. Ф.И. Тютчев

Русская литература XIX века

Русские поэты о родной земле. Часть 1. Ф.И. Тютчев

 

План урока

  • Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева
  • Стихотворение «Зима недаром злится…»
  • Стихотворение «Весенние воды»

Цели урока

  • Знать особенности пейзажной лирики Ф.И. Тютчева
  • Уметь находить средства выразительности в поэтическом тексте

Разминка

Какое средство выразительности используется в строках?

 

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

 

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева

 

В творчестве почти каждого поэта затронута тема Родины, которая неразрывно связна с любовью к природе. В творчестве поэтов XIX русский пейзаж выступает не просто фоном, а является самостоятельным героем. Природа укрепляла дух, исцеляла душевные недуги, выступала «врачом». О природе писал и Ф.И. Тютчев.

Рис. 1. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева. 1876. Рис. 1. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева. 1876.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873)

 

Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование, хорошо овладел европейскими иностранными языками. Позже окончил словесное отделение Московского университета. Служба Ф.И. Тютчева проходила в Коллегии иностранных дел, где он провёл 22 года. Дипломатическая служба поэта проходила заграницей, больше всего времени он провёл в Германии.

 

Ф.И. Тютчев начал сочинять ещё в детстве. Его лирику следует называть пейзажно-философской, так как в тютчевских стихотворениях природа – живое существо, обладающее человеческими чувствами и качествами. Лирический герой размышляет о жизни, любви, своем месте в мире на лоне природы. Поэтический мир Ф.И. Тютчева – единство природы и человека.

Представленная в творчестве поэта природа динамичная, Ф.И. Тютчева привлекала природа в переходные моменты: смены времён года, природных явлений. В этом и заключается своеобразие философской лирики поэта: как природа находится в постоянном движении, так и время непрерывно меняется.


  1. Какое образование получил Ф.И. Тютчев?
  2. В чем особенность пейзажной лирики Тютчева? 


Рис. 2. Л.Л. Каменев. Зимняя дорога. 1866. Рис. 2. Л.Л. Каменев. Зимняя дорога. 1866.

Стихотворение «Зима недаром злится»

 

Стихотворение «Зима недаром злится» написано в 1836 году, в этот период Ф.И. Тютчев испытывал творческий подъём. В своем произведении поэт запечатлел смену времён года: зимы и весны. В основе лежит приём олицетворения: Зима и Весна – герои, действующие сообразно их характерам персонажи. Тема вечного противостояния зимы и весны – символ непрекращающейся борьбы старого и нового, неизбежная победа юности над уходящим. Подтверждается эта мысль кольцевой композицией стихотворение: начинается описание с образа Весна, и заканчивается эти же образом. Эта мысль скрыта за созданными живыми образами. Зима у поэта «злится», что «прошла её пора». «Ведьма злая» противостоит «прекрасному дитя». Смелая и свежая юность «гонит» ворчащую Зиму. 

 

Основное место в стихотворении занимает олицетворение: «Зима недаром злится», «Весна в окно стучится», «Всё засуетилось, всё нудит». Яркие образы Весны и Зимы создаются и с помощью другого изобразительно-выразительного средства – метафоры: «Взбесилась ведьма злая», «В прекрасное дитя», «Наперекор врагу». Динамика текста подчёркнута частым использование глаголов. Это позволяет ощутить читателю бурлящую жизнь и действие в данном стихотворении.

 

С помощью звуков поэт передаёт суету окружающего мира. Чтобы передать звук птичьего гомона, Ф.И. Тютчев использует повторяющиеся в этих строках звуки «з» и «н»:

 

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

 

 

А чтобы передать смех и шум, использует повторение «х», «ч», «ш», «щ»:

 

 

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

 

 

Такая передача звуков в художественному произведении называется звукопись .


Звукопись  – это совокупность приемов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

Аллитерация  – повтор согласных звуков.


  1. Какими словами в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» обозначаются звуки и краски?
  2. Какую мысль вложил поэт, изобразив противостояние Весны и Зимы? Кто победит в этой борьбе?


 

Стихотворение «Весенние воды»

Рис. 3. И.И. Левитан. Март. 1895. Рис. 3. И.И. Левитан. Март. 1895.

Ф.Т. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году будучи в Германии. Поэт запечатлел весенний пейзаж, который поразил его своей схожестью с родной природой. Тоска лирического героя по России сменяется радостью, как только он встречает что-то знакомое. Ф.И. Тютчев создаёт живую картину сменяющейся природы. С наступлением весны всё пробуждается, оживает, дышит. 

 

Композиция стихотворения одночастная и состоит из трёх строф. В первой строфе поэт показывает признаки, по которым можно понять скорое наступление весны. Хоть поля и покрыты ещё снегом, но таяние сугробов уже неизбежно. Бегущие ручьи пробуждают и природу, и человека. Ф.И. Тютчев снова часто использует глаголы и звукопись, что создаёт ощущение живости и динамичности рисуемой картины. В первых четырёх строках часто повторяются звуки «б» и «г», приём звукописи, если точнее – аллитерации:

 

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

 

 

Повторяющиеся звонкие согласные звуки пробуждают сонную природу.

 

Во второй строфе поэт описывает ручьи – глашатаев весны, которые несутся, чтобы сообщить миру о скором её приходе. Это живые существа, голос которых слышит лирический герой и радуется скорому наступлению весны.

 

В третьей строфе поэт описывает уже не предчувствие, а яркие переживания лирического героя. Эти строки пронизаны предчувствием скорых тёплых дней, которые «толпятся» хороводом за весной. Для создания такого настроения используются разные средства изобразительности:

  • эпитеты: «сонный берег», «тихие, тёплые … дни», «румяный, светлый хоровод»
  • метафоры: «гонца весны», «хоровод дней толпится»
  • олицетворения: «весна идёт», «воды бегут», «дни толпятся»

 

Выразительные метафоры и точные эпитеты передают главную мысль текста: одно предчувствие весны вызывает у человека радость на душе. Беспокойная весна, как и молодость, ассоциируется с динамикой, движением, беспокойностью. Поэтому весна вызывает восторг и лёгкую грусть у зрелых людей, которым уже недоступна стремительность юности. Такое движение поэт создаёт с помощью четырёхстопного ямба, который передаёт живость вод, радость, ощущаемую в воздухе.


  1. Какими средствами поэт Ф.И. Тютчев передаёт движение природы?
  2. Какие слова и выражения повторяются в стихотворении? Какую картину они помогают создать поэту?


Точные пейзажные зарисовки Ф.И. Тютчева запечатлевают переменчивую природу, ускользающие мгновения. Русская природа в его изображении живое существо, неотделимая от человеческой души часть. Поэзия Ф.И. Тютчева в полной мере открывает красоту родного края, учит понимать язык природы.


Контрольные вопросы

 

  1. В чём своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, создавая картины природы?


Предыдущий урок
А.А. Фет. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»
Русская литература XIX века
  • Правописание сложных имен существительных

    Русский язык

  • Правописание суффиксов имен существительных -ЧИК-, -ЩИК-, -ЛЬЩИК-, –ЕК-, -ИК-, -ЧИК-

    Русский язык

  • Colours. Цвета

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке