Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

Русская литература XIX века

18.01.2025
2469
0

В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

 

План урока

  • Переводы в творчестве В.А. Жуковского
  • Жанр баллады и ее особенности
  • Баллада «Кубок»

Цели урока

  • Знать особенности жанра баллады, содержание баллады «Кубок»
  • Уметь составлять план художественного текста, давать характеристику героям

Разминка

  • Какие роды есть в литературе?
  • К какому роду литературы относятся: басня, стихотворение, рассказ?

Переводы в творчестве В.А. Жуковского

В творчестве В.А. Жуковского особое место занимают переводы. Благодаря этому труду русские читатели познакомились с произведениями И. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта, Д.Г. Байрона. «Жуковский, – отмечал еще в 1825 г. П.А. Вяземский, – обогатил многими «завоеваниями и дух, и формы, и пределы нашей поэзии».

 

В.А. Жуковский определял свою роль в работе с памятниками зарубежной литературы следующим образом: переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. Поэтому переводы поэта с одной стороны идентичны оригиналу, с другой – являются оригинальными произведениями. В.Е. Чешихин, исследуя творчество В.А. Жуковского, подчеркивал, что лучшие переводы его отличает «дословность в передаче мысли автора, точное воспроизведение стихотворной формы подлинника и самоограничение в смысле безграничного уважения к подлиннику. Мастерское знание родного языка обусловило еще одно, едва ли не самое ценное для всякого переводчика достоинство: легкость и изящество слога и стиха – виртуозность, производящую впечатление вполне самостоятельного, вдохновенного и непринужденного творчества, импровизации, без чего нет впечатления чуда».

 

Переводы В.А. Жуковского открыли для русской литературы жанр баллады, вместе с которым в поэзию проникают фантастический и напряжённый сюжет. Вот как отзывался о своем наставнике А.С. Пушкин в 1820 г.:

 

 

Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая вечный житель…


Баллада – небольшое поэтическое произведение лироэпоса фантастического характера с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. 


Баллада появилась в эпоху Средневековья. Этот жанр сочетает в себе элементы всех трёх родов литературы: от эпоса – динамичный сюжет, от лирики – форма, от драмы – драматизм развития.

 

Жанровые особенности баллады:

  • Небольшой объём
  • Динамичное развитие сюжета
  • Часто трагический финал произведения
  • Героический поступок
  • Таинственность и недосказанность сюжета
  • Сочетание реального и фантастического
  • Сочетание лирического и эпического


  1. В чем особенность переводов В.А. Жуковского?
  2. К какому роду литература относится баллада?


Баллада «Кубок»

Из-под пера В.А. Жуковского вышло 39 баллад, большинство из которых – переводы. Сюжет баллады «Кубок» уходит корнями в XII век, откуда до нас дошла легенда о пловце, который бросается в море за сокровищами и погибает из-за своей жадности. Это историю литературно обработал немецкий поэт Фридрих Шиллер и написал балладу «Водолаз». Баллада стала известна, её перевёл для русского читателя В.А. Жуковский и назвал «Кубок».

 

Так как в балладе изображена рыцарская эпоха, текст наполнен множеством слов, воссоздающих ее.

 

Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда в виде чаши, бокала (обычно массивный, из ценного материала)

Рыцарь – в Средние века титул, которым удостаивали воина-дворянина

Латник – воин в латах, т.е. в металлических доспехах

Паж – в средневековых монархических странах мальчик или юноша дворянского происхождения, который служит знатной особе, монарху

Епанча – длинный и широкий старинный плащ

Пучина – морская бездна

Зиять – быть раскрытым, обнаруживая глубину, провалу

Клокотать – бурлить, издавать рокочущие звуки

Венец – корона

Роптанье – высказывание недовольства

Зев – отверстие

Очи – устаревшее, глаза

Груда – множество

Рис. 1. И.Н. Кнебель. Кубок: баллада. 1913.

В средневековье после рыцарских турниров победителю подносили кубок вина, обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве награды. Кубок могли себе позволить только очень богатые люди. Это были короли или вельможи. Чем богаче человек, тем дороже был его кубок. Кубки делали из серебра или золота, часто украшали драгоценными камнями.

 

Обратимся к сюжету баллады. Царь бросает в морскую пучину свой кубок и предлагает его в награду тому, кто вернёт его со дна морского. Рыцарь и латник отказываются: они готовы рисковать своей жизнью, когда это необходимо, но не ради прихоти и развлечения.

 

Царь своенравный. Он не ценит своих подданных, потому что, предлагая в награду кубок за смелость, понимает, что выжить в этой морской пучине невозможно. Ради развлечения царь готов отправить человека на смерть. Это говорит о его жестокости. Царю нравится, что паж исполняет его желание, рискуя своей жизнью.

Морская пучина в балладе напоминает страшного зверя. Изображая ее, В.А. Жуковский использует разные средства выразительности:

 

  • олицетворения (валы бежали, шумя и гремя; пена кипела, наступая, ревела; волна и воет, и свищет, и бьет, и шипит; волна летит; пучина бунтует, клокочет; глубь застонала);
  • метафора (чрево пучины);
  • сравнение (шипит, как влага; пена кипела, как будто гроза);
  • эпитеты (седая пена; ужасный вихорь; глухая бездна).

 

Яркий, необычный, фантастический пейзаж присущ балладам. Чтобы показать весь ужас морской пучины, в которой никто не сможет выжить, поэт использует повтор следующих строк:

 

 

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнём,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом.

 

 

Пажу удалось достать кубок и вернуться на берег, потому что он обратился с молитвой к Богу. Второй прыжок пажа в море ради руки царевны был легкомысленным. Как любая другая баллада, произведение Жуковского заканчивается трагически – юноша погибает.

 

«Кубок» В.А. Жуковского обладает жанровыми особенностями баллады:

 

  • в основе произведения лежит легенда о смелом юноше
  • описание морской пучины красочно и образно, его можно назвать романтическим, но одновременно и пугающим, фантастичным
  • поступок пажа героический, так как далеко не каждый отважился бы на такой шаг
  • произведение заканчивается трагично
  • баллада небольшого объёма
  • сюжет баллады динамичен, быстро развивается


Контрольные вопросы 

 

  1. Кто главные герои баллады?
  2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
  3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие оправдывает, какие осуждаете?
  4. Найдите в тексте баллады устаревшие слова и выражения? Какую роль они играют?
  5. Какие черты, характерные для жанра баллады, вы заметили в «Кубке»?


Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Русская литература XIX века
Следующий урок
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Орфоэпия. Произношение звуков

    Русский язык

  • Рельеф дна Мирового океана

    География

  • Синтаксический разбор простого предложения

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке