Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

Русская литература XIX века

В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

 

План урока

  • Переводы в творчестве В. А. Жуковского
  • Жанр баллады и ее особенности

Цели урока

  • Знать особенности жанра баллады, содержание баллады «Кубок»
  • Уметь составлять план художественного текста, давать характеристику героям

Вступление

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром баллады, ее особенностями. Расширим наш словарный запас, анализируя балладу «Кубок». Желаем успехов!

 

Переводы в творчестве В. А. Жуковского

 

В творчестве Жуковского огромную роль играли переводы. Именно Жуковский познакомил русских читателей с Гёте, Шиллером, В. Скоттом, Байроном. «Жуковский, – отмечал еще в 1825 г. П. А. Вяземский, – обогатил многими «завоеваниями и дух, и формы, и пределы нашей поэзии».

 

Жуковскому принадлежит следующее суждение: переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. Поэтому и переводы Жуковского своеобразны – это и перевод, и вместе с тем оригинальное произведение. Один из ранних исследователей творчества Жуковского В. Е. Чешихин подчеркивал, что лучшие переводы Жуковского отличает «дословность в передаче мысли автора, точное воспроизведение стихотворной формы подлинника и самоограничение в смысле безграничного уважения к подлиннику. Мастерское знание родного языка обусловило еще одно, едва ли не самое ценное для всякого переводчика достоинство: легкость и изящество слога и стиха – виртуозность, производящую впечатление вполне самостоятельного, вдохновенного и непринужденного творчества, импровизации, без чего нет впечатления чуда».

 

Благодаря Жуковскому открылась русскому читателю вся прелесть жанра баллады. Драматический сюжет, необыкновенные ситуации, тайны и ужасы проникают в русскую поэзию. Не случайно А. С. Пушкин так и скажет о Жуковском (1820):

 

Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая вечный житель…

 


Баллада  – небольшое стихотворение фантастического характера с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. 


 

В балладе передается переживание повествователя, то есть объединяются основы эпического и лирического произведения. Изначально баллада создавалась для исполнения под музыку.

 

Жанровые особенности баллады: 

  • Фантастическая основа
  • Динамичное развитие сюжета
  • Часто трагический финал произведения
  • Героический поступок
  • Яркие пейзажи


  1. Какую роль в жизни Жуковского сыграло знание иностранных языков?
  2. Что такое баллада?
  3. Назовите жанровые особенности баллады.


 

Жуковским написано 39 баллад, большинство из них – переводы. Но, как верно замечено исследователями его творчества, несмотря на тематические различия, все его баллады составляют единое целое – это своеобразный художественный цикл, скрепленный и жанровым и смысловым единством.

 

Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Литературную обработку этой легенды сделал Фридрих Шиллер, написав балладу «Водолаз». Баллада стала широко известной, а Жуковский переложил на русский лад и назвал «Кубок». Средневековая легенда XII века повествовала о том, как жадность погубила пажа. 

 

Так как в балладе изображена рыцарская эпоха, текст наполнен множеством слов, воссоздающих ее.

 

Пучина – водоворот

Зияющая – обнаруживающая глубину

Венец – корона

Роптанье – высказывание недовольства

Зево – отверстие

Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда

 

В средневековье после рыцарских турниров победителю подносили кубок вина, обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве приза или подарка. Кубок могли себе позволить только очень богатые люди. Это были короли или вельможи. Чем богаче человек, тем дороже был его кубок. Кубки делали из серебра или золота, часто украшали драгоценными камнями.

 

Обратимся к сюжету баллады. Царь бросает в морскую пучину свой кубок и предлагает его в награду тому, кто его достанет со дна морского. Рыцарь и латник отказываются: они готовы рисковать своей жизнью, когда это необходимо, но не ради прихоти и развлечения.

 

Царь своенравный. Он не ценит своих подданных, потому что, предлагая в награду кубок за смелость, понимает, что выжить в этой морской пучине невозможно. Ради развлечения царь готов отправить человека на смерть. Это говорит о его жестокости. Царю нравится, что паж исполняет его желание, рискуя своей жизнью.

 

Морская пучина Жуковского напоминает страшного зверя. Изображая ее, он использует разные средства выразительности:

  • олицетворения (валы бежали, шумя и гремя; пена кипела, наступая, ревела; волна и воет, и свищет, и бьет, и шипит; волна летит; пучина бунтует, клокочет; глубь застонала);
  • метафора (чрево пучины);
  • сравнение (шипит, как влага);
  • эпитеты (седая пена; ужасный вихорь; глухая бездна).

 

Яркий, необычный, фантастический пейзаж присущ балладам. Чтобы показать весь ужас морской пучины, в которой никто не сможет выжить, поэт использует повтор следующих строк: 

 

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнём,

Волна за волною; и к небу летит 

Дымящимся пена столбом.

 

Пажу удалось достать кубок и вернуться на корабль, потому что он обратился с молитвой к Богу. Во второй раз прыжок пажа в море ради руки царевны был легкомысленным. Как любая другая баллада, произведение Жуковского заканчивается трагически - юноша погибает. 

 

Итак, «Кубок» Жуковского обладает жанровыми особенностями баллады:

  • в основе произведения лежит легенда о смелом юноше
  • описание морской пучины красочно и образно, его можно назвать романтическим
  • поступок пажа героический, так как далеко не каждый отважился бы на такой шаг
  • произведение заканчивается трагично. Паж мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви. Так автор подчеркивает, что риск должен быть оправдан, не стоит испытывать судьбу.


Контрольные вопросы 

 

  1. Кто главные герои баллады?
  2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
  3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие оправдывает, какие осуждаете?
  4. Найдите в тексте баллады устаревшие слова и выражения? Какую роль они играют?
  5. Какие черты, характерные для жанра баллады, вы заметили в «Кубке»?


А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика