Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

Русская литература XIX века

13.02.2025
2208
0

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

 

План урока

  • Слово о В.Г. Короленко
  • История создания повести «В дурном обществе»
  • Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цели урока

  • Знать биографию В.Г. Короленко, историю создания повести «В дурном обществе», значение термина «повесть»
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

  1. Из каких элементов состоит композиция художественного произведения?
  2. Что такое «антитеза»? В каких произведениях вы встречали этот приём?

Слово о В.Г. Короленко

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912.

Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) 

 

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомир в семье судебного чиновника украинского дворянского рода. Мать имела польские корни, происходила из шляхетского сословия, поэтому уже с детства будущий писатель свободно владел польским языком. На жизнь будущего писателя огромное влияние оказал отец, строгий и суровый судья. Его образ В.Г. Короленко запечатлеет впоследствии в повести «В дурном обществе».

 

В.Г. Короленко учился сначала в житомирской, а затем в ровенской гимназиях. Его одноклассниками были и украинцы, и русские, и поляки, и евреи. Такое многообразие наци и культур наложило свою печать на его творчество, манеру писать. Уже будучи знаменитым писателем, В.Г. Короленко не раз выскажет открыто свой протест против национальных притеснений и религиозной нетерпимости. На его мировоззрение также оказали влияние литературные труды И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова.

 

В 1870 году умирает отец писателя, оставив четверых детей без средств к существованию. Писатель переезжает с двумя братьями и сестрой в Петербург, где мужская часть семьи зарабатывает на существование раскрашиванием атласов и корректорской работой. В 1871 году В.Г. Короленко поступил в Петербургский технологический институт, который вынужден будет покинуть из-за материальных трудностей. Писатель перейдёт в Петровскую земледельческую академию в Москве, так как в данному учебном заведении будет получать стипендию.

 

В марте 1876 года активное участие В.Г. Короленко в студенческих волнениях приведёт к отчислению. С этого момента до 1917 года жизнь писателя будет состоять из череды арестов и ссылок.

 

Творческий путь В.Г. Короленко начинается в 1879 году. Писатель оставит после себя богатое литературное наследие. Он не только создавал рассказы, повести, художественные очерки, но также занимался критикой и публицистикой. Все произведения В.Г. Короленко отличаются страстной защитой обездоленных, желанием дать лучшую жизнь всем людям. Писатель воспевает душевную стойкость, мужество и упорство, высокий гуманизм.


  1. В какой семье родился и воспитывался будущий писатель?
  2. Какое образование получил В.Г. Короленко?


История создания повести «В дурном обществе»

В.Г. Короленко всегда был сторонником революционного преобразования общества. Писатель боролся с царским самодержавием, старался улучшить жизнь всего народа. В очередной ссылке он пишет повесть «В дурном обществе». В 1885 году в Петербурге в Доме предварительного заключения он дорабатывал произведение и публикует его в журнале «Русская мысль». Жанр повести выбран писателем неслучайно: повесть рассказывает о нескольких событиях в жизни героя или нескольких героев. Произошедшие события должны изменить мироощущение и жизнь героя.

 

Повесть множество раз издавалась в сокращённом варианте и носила название «Дети подземелья». В основу сюжета легли картины детства и юности, с оттенком печали и задумчивости.


В какой жизненной ситуации находился писатель на момент создания повести «В дурном обществе»?


Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Произведение повествует о преодолении трагических жизненных обстоятельств и поиске взаимопонимания с близкими и родными людьми. В повести В.Г. Короленко выделяются две сюжетные линии: история жизни мальчика Васи, от лица которого показаны события, и история обитателей подземелья. 

Рис. 2. Г.П. Фитингов. Иллюстрация к повести «В дурном обществе, или Дети подземелья». 1960-е.

Основная часть произведения посвящена знакомству и дружбе Васи с Вальком и Марусей. Но экспозиция повести показывает читателям взаимоотношения отца и сына, что повторяется в эпилоге. Так писатель стремится показать какими сложными, порой, бывают отношения отцов и детей, как отсутствие тепла в семье вынуждает главного героя связаться с «дурным обществом». Именно с этими новыми друзьями Вася учится терпению, состраданию, справедливости. Общение с уличными сорванцами не влияет на его решительный и сильный характер, так как он остаётся таким же сочувствующим чужому горю. Вася способен дать правильную оценку поступкам окружающих: он осознаёт, что сложности жизни иногда вынуждают делать людей плохие поступки ради выживания, например, воровать.

 

Валек, с которым проводит время главный герой повести, ровесник Васи. Он самостоятельный и умный мальчик, которой с нежностью заботится о своей младшей сестрёнке Марусе. Сызмальства он живёт в нищете и голоде, поэтому рано и быстро взрослеет. Он с благодарностью и уважением относится к Тыбурцию, который его усыновил.

 

В повести можно сопоставить не только Васю и Валека, но также сестёр героев и их отцов.

Таблица 1. Сопоставительная характеристика героев

Вася и Валек

Общее

Различия

  • герои одного возраста (9 лет);
  • их детство прошло без матери;
  • у каждого есть младшие любимые сестры;
  • обладают такими качествами, как доброта, смелость, находчивость;
  • умеют хранить тайны.

  • Вася наивен, любит играть, а Валек рано повзрослел;
  • для Васи неприемлема ложь, Валек вынужден воровать, чтобы прокормить сестру;
  • у Васи есть дом, в котором ему не нравится быть из-за отношений с отцом, у Валека нет дома, но он близок со своим отцом;
  • отец Васи – судья, отец Валька – нищий и преступник.

Судья и Тыбурций

  • герои одного возраста;
  • живут в одном городе;
  • рано потеряли любимых жён;
  • каждый имеет сына и дочь;
  • облают добрыми сердцами;
  • стремятся к справедливости;
  • много размышляют о жизни.

  • Тыбурций заботится о детях, ради них готов воровать, судья находится в глубоком горе, дети ему безразличны;
  • Тыбурций проявляет любовь к сыну: целует Валька, судья видит в сыне бродягу и не подпускает к себе;
  • Валек любит Тыбурция; судья внушает Васе страх.

Соня и Маруся

  • героини одного возраста;
  • у обеих есть старший брат и отец;
  • рано потеряли матерей.

  • Соня «круглая, как пышка», Маруся «бледная», «тонкая»;
  • Соня резво бегает, Маруся плохо ходит;
  • Соня звонко смеётся, Маруся смеётся редко.

 

 

Диалоги, гнетущие пейзажи помогают осознать безвыходное положение детей. Их жизнь, похожая с первого взгляда на романтичное приключение, оказывается страшной обыденностью. Тема социального расслоения, которая всегда интересовала В.Г. Короленко, отражается в произведении с помощью богатства русского языка:

  • сравнения: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик»;
  • метафоры: «Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтел, вздрагивая под колесами»; «туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком»; «только самая часовня глядела, насупившись, пустыми окнами, точно думала какую-то грустную думу»; «тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звонит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа»;
  • эпитеты: серые заборы, серые столбы, серые камни.

 

Появляется символ горя и страданий в повести – серый камень. Валек говорит Васе:

 

«– А это, видишь ли, от серого камня. 

– Да-а, – повторила девочка, точно слабое эхо, – это от серого камня. 

– От какого серого камня? – переспросил я, не понимая.

– Серый камень высосал из нее жизнь, – пояснил Валек, по-прежнему смотря на небо. 

–Так говорит Тыбурций…» 

 

Существование «дурного общества» сложно назвать жизнью. Находясь с ними, Вася начинает понимать, что между людьми существует социальное неравенство. О разном положении в обществе герою сообщает Тыбурций: «Вот видишь ли: я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит, – ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его!» 

 

Через своего героя В.Г. Короленко говорит о том, что в появление «дурного общества» виноваты люди. Жители Княжье-Вено не стали узнавать людей, вынужденных нищенствовать, их сразу окрестили ворами и опасными личностями, контактов с которыми следует избегать.

 

Название повести меткое, предсказывающее развитие событие: читатель понимает, что Вася станет частью «дурного общества». Автор обыгрывает смысл этого словосочетания: главный герой становится одним из детей подземелья, хотя относится к высокому социальному статусу. Мальчика принимают как родного в том обществе, которое окрещено «дурным». Выходит, что отталкивает Васю нормальный социум, обычные люди, которые не ведут порочный образ жизни. В числе таких людей и родной отец мальчика.

 

В.Г. Короленко рассказывает читателям историю о дружбе детей разных социальных классов. Эта дружба неравных, а оттого реалистичная и грустная. Сюжет повести простой, но именно его простота позволяет задуматься о важности социального неравенства. Главные герои – дети, что неслучайно. Для детей не существует общественных предрассудков, их поведение продиктовано собственными чувствами, а не навязано со стороны. Если бы взрослые, по мнению автора, были бы также чисты, то не было бы и ничего дурного в таком обществе.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности есть у повести, как у жанра? Что отличает её от других жанров?
  2. Как вы думаете, какие нравственные уроки преподает В.Г. Короленко в своей повести?
  3. Какое значение даёт автор словосочетанию «дурное общество»? В действительности ли Валек и Маруся являются представителями «дурного общества», плохо влияющими на главного героя?


Предыдущий урок
Басни И.А. Крылова
Русская литература XIX века
Следующий урок
Д. Лондон. «Сказание о Кише»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • 2-е склонение имён существительных

    Русский язык

  • А.П. Чехов. «Хирургия»

    Литература

  • Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке