Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

Русская литература XIX века

05.06.2025
2278
0

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

 

План урока

  • Слово о В.Г. Короленко
  • История создания повести «В дурном обществе»
  • Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цели урока

  • Знать биографию В.Г. Короленко, историю создания повести «В дурном обществе», значение термина «повесть»
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

  1. Из каких элементов состоит композиция художественного произведения?
  2. Что такое «антитеза»? В каких произведениях вы встречали этот приём?

Слово о В.Г. Короленко

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912.

Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) 

 

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомир в семье судебного чиновника украинского дворянского рода. Мать имела польские корни, происходила из шляхетского сословия, поэтому уже с детства будущий писатель свободно владел польским языком. На жизнь будущего писателя огромное влияние оказал отец, строгий и суровый судья. Его образ В.Г. Короленко запечатлеет впоследствии в повести «В дурном обществе».

 

В.Г. Короленко учился сначала в житомирской, а затем в ровенской гимназиях. Его одноклассниками были и украинцы, и русские, и поляки, и евреи. Такое многообразие наци и культур наложило свою печать на его творчество, манеру писать. Уже будучи знаменитым писателем, В.Г. Короленко не раз выскажет открыто свой протест против национальных притеснений и религиозной нетерпимости. На его мировоззрение также оказали влияние литературные труды И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова.

 

В 1870 году умирает отец писателя, оставив четверых детей без средств к существованию. Писатель переезжает с двумя братьями и сестрой в Петербург, где мужская часть семьи зарабатывает на существование раскрашиванием атласов и корректорской работой. В 1871 году В.Г. Короленко поступил в Петербургский технологический институт, который вынужден будет покинуть из-за материальных трудностей. Писатель перейдёт в Петровскую земледельческую академию в Москве, так как в данному учебном заведении будет получать стипендию.

 

В марте 1876 года активное участие В.Г. Короленко в студенческих волнениях приведёт к отчислению. С этого момента до 1917 года жизнь писателя будет состоять из череды арестов и ссылок.

 

Творческий путь В.Г. Короленко начинается в 1879 году. Писатель оставит после себя богатое литературное наследие. Он не только создавал рассказы, повести, художественные очерки, но также занимался критикой и публицистикой. Все произведения В.Г. Короленко отличаются страстной защитой обездоленных, желанием дать лучшую жизнь всем людям. Писатель воспевает душевную стойкость, мужество и упорство, высокий гуманизм.


  1. В какой семье родился и воспитывался будущий писатель?
  2. Какое образование получил В.Г. Короленко?


История создания повести «В дурном обществе»

В.Г. Короленко всегда был сторонником революционного преобразования общества. Писатель боролся с царским самодержавием, старался улучшить жизнь всего народа. В очередной ссылке он пишет повесть «В дурном обществе». В 1885 году в Петербурге в Доме предварительного заключения он дорабатывал произведение и публикует его в журнале «Русская мысль». Жанр повести выбран писателем неслучайно: повесть рассказывает о нескольких событиях в жизни героя или нескольких героев. Произошедшие события должны изменить мироощущение и жизнь героя.

 

Повесть множество раз издавалась в сокращённом варианте и носила название «Дети подземелья». В основу сюжета легли картины детства и юности, с оттенком печали и задумчивости.


В какой жизненной ситуации находился писатель на момент создания повести «В дурном обществе»?


Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Произведение повествует о преодолении трагических жизненных обстоятельств и поиске взаимопонимания с близкими и родными людьми. В повести В.Г. Короленко выделяются две сюжетные линии: история жизни мальчика Васи, от лица которого показаны события, и история обитателей подземелья. 

Рис. 2. Г.П. Фитингов. Иллюстрация к повести «В дурном обществе, или Дети подземелья». 1960-е. Рис. 2. Г.П. Фитингов. Иллюстрация к повести «В дурном обществе, или Дети подземелья». 1960-е.

Основная часть произведения посвящена знакомству и дружбе Васи с Вальком и Марусей. Но экспозиция повести показывает читателям взаимоотношения отца и сына, что повторяется в эпилоге. Так писатель стремится показать какими сложными, порой, бывают отношения отцов и детей, как отсутствие тепла в семье вынуждает главного героя связаться с «дурным обществом». Именно с этими новыми друзьями Вася учится терпению, состраданию, справедливости. Общение с уличными сорванцами не влияет на его решительный и сильный характер, так как он остаётся таким же сочувствующим чужому горю. Вася способен дать правильную оценку поступкам окружающих: он осознаёт, что сложности жизни иногда вынуждают делать людей плохие поступки ради выживания, например, воровать.

 

Валек, с которым проводит время главный герой повести, ровесник Васи. Он самостоятельный и умный мальчик, которой с нежностью заботится о своей младшей сестрёнке Марусе. Сызмальства он живёт в нищете и голоде, поэтому рано и быстро взрослеет. Он с благодарностью и уважением относится к Тыбурцию, который его усыновил.

 

В повести можно сопоставить не только Васю и Валека, но также сестёр героев и их отцов.

Таблица 1. Сопоставительная характеристика героев

Вася и Валек

Общее

Различия

  • герои одного возраста (9 лет);
  • их детство прошло без матери;
  • у каждого есть младшие любимые сестры;
  • обладают такими качествами, как доброта, смелость, находчивость;
  • умеют хранить тайны.

  • Вася наивен, любит играть, а Валек рано повзрослел;
  • для Васи неприемлема ложь, Валек вынужден воровать, чтобы прокормить сестру;
  • у Васи есть дом, в котором ему не нравится быть из-за отношений с отцом, у Валека нет дома, но он близок со своим отцом;
  • отец Васи – судья, отец Валька – нищий и преступник.

Судья и Тыбурций

  • герои одного возраста;
  • живут в одном городе;
  • рано потеряли любимых жён;
  • каждый имеет сына и дочь;
  • облают добрыми сердцами;
  • стремятся к справедливости;
  • много размышляют о жизни.

  • Тыбурций заботится о детях, ради них готов воровать, судья находится в глубоком горе, дети ему безразличны;
  • Тыбурций проявляет любовь к сыну: целует Валька, судья видит в сыне бродягу и не подпускает к себе;
  • Валек любит Тыбурция; судья внушает Васе страх.

Соня и Маруся

  • героини одного возраста;
  • у обеих есть старший брат и отец;
  • рано потеряли матерей.

  • Соня «круглая, как пышка», Маруся «бледная», «тонкая»;
  • Соня резво бегает, Маруся плохо ходит;
  • Соня звонко смеётся, Маруся смеётся редко.

 

 

Диалоги, гнетущие пейзажи помогают осознать безвыходное положение детей. Их жизнь, похожая с первого взгляда на романтичное приключение, оказывается страшной обыденностью. Тема социального расслоения, которая всегда интересовала В.Г. Короленко, отражается в произведении с помощью богатства русского языка:

  • сравнения: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик»;
  • метафоры: «Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтел, вздрагивая под колесами»; «туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком»; «только самая часовня глядела, насупившись, пустыми окнами, точно думала какую-то грустную думу»; «тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звонит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа»;
  • эпитеты: серые заборы, серые столбы, серые камни.

 

Появляется символ горя и страданий в повести – серый камень. Валек говорит Васе:

 

«– А это, видишь ли, от серого камня. 

– Да-а, – повторила девочка, точно слабое эхо, – это от серого камня. 

– От какого серого камня? – переспросил я, не понимая.

– Серый камень высосал из нее жизнь, – пояснил Валек, по-прежнему смотря на небо. 

–Так говорит Тыбурций…» 

 

Существование «дурного общества» сложно назвать жизнью. Находясь с ними, Вася начинает понимать, что между людьми существует социальное неравенство. О разном положении в обществе герою сообщает Тыбурций: «Вот видишь ли: я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит, – ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его!» 

 

Через своего героя В.Г. Короленко говорит о том, что в появление «дурного общества» виноваты люди. Жители Княжье-Вено не стали узнавать людей, вынужденных нищенствовать, их сразу окрестили ворами и опасными личностями, контактов с которыми следует избегать.

 

Название повести меткое, предсказывающее развитие событие: читатель понимает, что Вася станет частью «дурного общества». Автор обыгрывает смысл этого словосочетания: главный герой становится одним из детей подземелья, хотя относится к высокому социальному статусу. Мальчика принимают как родного в том обществе, которое окрещено «дурным». Выходит, что отталкивает Васю нормальный социум, обычные люди, которые не ведут порочный образ жизни. В числе таких людей и родной отец мальчика.

 

В.Г. Короленко рассказывает читателям историю о дружбе детей разных социальных классов. Эта дружба неравных, а оттого реалистичная и грустная. Сюжет повести простой, но именно его простота позволяет задуматься о важности социального неравенства. Главные герои – дети, что неслучайно. Для детей не существует общественных предрассудков, их поведение продиктовано собственными чувствами, а не навязано со стороны. Если бы взрослые, по мнению автора, были бы также чисты, то не было бы и ничего дурного в таком обществе.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности есть у повести, как у жанра? Что отличает её от других жанров?
  2. Как вы думаете, какие нравственные уроки преподает В.Г. Короленко в своей повести?
  3. Какое значение даёт автор словосочетанию «дурное общество»? В действительности ли Валек и Маруся являются представителями «дурного общества», плохо влияющими на главного героя?


В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

 

План урока

  • Слово о В.Г. Короленко
  • История создания повести «В дурном обществе»
  • Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цели урока

  • Знать биографию В.Г. Короленко, историю создания повести «В дурном обществе», значение термина «повесть»
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

  1. Из каких элементов состоит композиция художественного произведения?
  2. Что такое «антитеза»? В каких произведениях вы встречали этот приём?

Слово о В.Г. Короленко

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912.

Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) 

 

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомир в семье судебного чиновника украинского дворянского рода. Мать имела польские корни, происходила из шляхетского сословия, поэтому уже с детства будущий писатель свободно владел польским языком. На жизнь будущего писателя огромное влияние оказал отец, строгий и суровый судья. Его образ В.Г. Короленко запечатлеет впоследствии в повести «В дурном обществе».

 

В.Г. Короленко учился сначала в житомирской, а затем в ровенской гимназиях. Его одноклассниками были и украинцы, и русские, и поляки, и евреи. Такое многообразие наци и культур наложило свою печать на его творчество, манеру писать. Уже будучи знаменитым писателем, В.Г. Короленко не раз выскажет открыто свой протест против национальных притеснений и религиозной нетерпимости. На его мировоззрение также оказали влияние литературные труды И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова.

 

В 1870 году умирает отец писателя, оставив четверых детей без средств к существованию. Писатель переезжает с двумя братьями и сестрой в Петербург, где мужская часть семьи зарабатывает на существование раскрашиванием атласов и корректорской работой. В 1871 году В.Г. Короленко поступил в Петербургский технологический институт, который вынужден будет покинуть из-за материальных трудностей. Писатель перейдёт в Петровскую земледельческую академию в Москве, так как в данному учебном заведении будет получать стипендию.

 

В марте 1876 года активное участие В.Г. Короленко в студенческих волнениях приведёт к отчислению. С этого момента до 1917 года жизнь писателя будет состоять из череды арестов и ссылок.

 

Творческий путь В.Г. Короленко начинается в 1879 году. Писатель оставит после себя богатое литературное наследие. Он не только создавал рассказы, повести, художественные очерки, но также занимался критикой и публицистикой. Все произведения В.Г. Короленко отличаются страстной защитой обездоленных, желанием дать лучшую жизнь всем людям. Писатель воспевает душевную стойкость, мужество и упорство, высокий гуманизм.


  1. В какой семье родился и воспитывался будущий писатель?
  2. Какое образование получил В.Г. Короленко?


История создания повести «В дурном обществе»

В.Г. Короленко всегда был сторонником революционного преобразования общества. Писатель боролся с царским самодержавием, старался улучшить жизнь всего народа. В очередной ссылке он пишет повесть «В дурном обществе». В 1885 году в Петербурге в Доме предварительного заключения он дорабатывал произведение и публикует его в журнале «Русская мысль». Жанр повести выбран писателем неслучайно: повесть рассказывает о нескольких событиях в жизни героя или нескольких героев. Произошедшие события должны изменить мироощущение и жизнь героя.

 

Повесть множество раз издавалась в сокращённом варианте и носила название «Дети подземелья». В основу сюжета легли картины детства и юности, с оттенком печали и задумчивости.


В какой жизненной ситуации находился писатель на момент создания повести «В дурном обществе»?


Тема общественного неравенства в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Произведение повествует о преодолении трагических жизненных обстоятельств и поиске взаимопонимания с близкими и родными людьми. В повести В.Г. Короленко выделяются две сюжетные линии: история жизни мальчика Васи, от лица которого показаны события, и история обитателей подземелья. 

Рис. 2. Г.П. Фитингов. Иллюстрация к повести «В дурном обществе, или Дети подземелья». 1960-е. Рис. 2. Г.П. Фитингов. Иллюстрация к повести «В дурном обществе, или Дети подземелья». 1960-е.

Основная часть произведения посвящена знакомству и дружбе Васи с Вальком и Марусей. Но экспозиция повести показывает читателям взаимоотношения отца и сына, что повторяется в эпилоге. Так писатель стремится показать какими сложными, порой, бывают отношения отцов и детей, как отсутствие тепла в семье вынуждает главного героя связаться с «дурным обществом». Именно с этими новыми друзьями Вася учится терпению, состраданию, справедливости. Общение с уличными сорванцами не влияет на его решительный и сильный характер, так как он остаётся таким же сочувствующим чужому горю. Вася способен дать правильную оценку поступкам окружающих: он осознаёт, что сложности жизни иногда вынуждают делать людей плохие поступки ради выживания, например, воровать.

 

Валек, с которым проводит время главный герой повести, ровесник Васи. Он самостоятельный и умный мальчик, которой с нежностью заботится о своей младшей сестрёнке Марусе. Сызмальства он живёт в нищете и голоде, поэтому рано и быстро взрослеет. Он с благодарностью и уважением относится к Тыбурцию, который его усыновил.

 

В повести можно сопоставить не только Васю и Валека, но также сестёр героев и их отцов.

Таблица 1. Сопоставительная характеристика героев

Вася и Валек

Общее

Различия

  • герои одного возраста (9 лет);
  • их детство прошло без матери;
  • у каждого есть младшие любимые сестры;
  • обладают такими качествами, как доброта, смелость, находчивость;
  • умеют хранить тайны.

  • Вася наивен, любит играть, а Валек рано повзрослел;
  • для Васи неприемлема ложь, Валек вынужден воровать, чтобы прокормить сестру;
  • у Васи есть дом, в котором ему не нравится быть из-за отношений с отцом, у Валека нет дома, но он близок со своим отцом;
  • отец Васи – судья, отец Валька – нищий и преступник.

Судья и Тыбурций

  • герои одного возраста;
  • живут в одном городе;
  • рано потеряли любимых жён;
  • каждый имеет сына и дочь;
  • облают добрыми сердцами;
  • стремятся к справедливости;
  • много размышляют о жизни.

  • Тыбурций заботится о детях, ради них готов воровать, судья находится в глубоком горе, дети ему безразличны;
  • Тыбурций проявляет любовь к сыну: целует Валька, судья видит в сыне бродягу и не подпускает к себе;
  • Валек любит Тыбурция; судья внушает Васе страх.

Соня и Маруся

  • героини одного возраста;
  • у обеих есть старший брат и отец;
  • рано потеряли матерей.

  • Соня «круглая, как пышка», Маруся «бледная», «тонкая»;
  • Соня резво бегает, Маруся плохо ходит;
  • Соня звонко смеётся, Маруся смеётся редко.

 

 

Диалоги, гнетущие пейзажи помогают осознать безвыходное положение детей. Их жизнь, похожая с первого взгляда на романтичное приключение, оказывается страшной обыденностью. Тема социального расслоения, которая всегда интересовала В.Г. Короленко, отражается в произведении с помощью богатства русского языка:

  • сравнения: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик»;
  • метафоры: «Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтел, вздрагивая под колесами»; «туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком»; «только самая часовня глядела, насупившись, пустыми окнами, точно думала какую-то грустную думу»; «тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звонит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа»;
  • эпитеты: серые заборы, серые столбы, серые камни.

 

Появляется символ горя и страданий в повести – серый камень. Валек говорит Васе:

 

«– А это, видишь ли, от серого камня. 

– Да-а, – повторила девочка, точно слабое эхо, – это от серого камня. 

– От какого серого камня? – переспросил я, не понимая.

– Серый камень высосал из нее жизнь, – пояснил Валек, по-прежнему смотря на небо. 

–Так говорит Тыбурций…» 

 

Существование «дурного общества» сложно назвать жизнью. Находясь с ними, Вася начинает понимать, что между людьми существует социальное неравенство. О разном положении в обществе герою сообщает Тыбурций: «Вот видишь ли: я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит, – ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его!» 

 

Через своего героя В.Г. Короленко говорит о том, что в появление «дурного общества» виноваты люди. Жители Княжье-Вено не стали узнавать людей, вынужденных нищенствовать, их сразу окрестили ворами и опасными личностями, контактов с которыми следует избегать.

 

Название повести меткое, предсказывающее развитие событие: читатель понимает, что Вася станет частью «дурного общества». Автор обыгрывает смысл этого словосочетания: главный герой становится одним из детей подземелья, хотя относится к высокому социальному статусу. Мальчика принимают как родного в том обществе, которое окрещено «дурным». Выходит, что отталкивает Васю нормальный социум, обычные люди, которые не ведут порочный образ жизни. В числе таких людей и родной отец мальчика.

 

В.Г. Короленко рассказывает читателям историю о дружбе детей разных социальных классов. Эта дружба неравных, а оттого реалистичная и грустная. Сюжет повести простой, но именно его простота позволяет задуматься о важности социального неравенства. Главные герои – дети, что неслучайно. Для детей не существует общественных предрассудков, их поведение продиктовано собственными чувствами, а не навязано со стороны. Если бы взрослые, по мнению автора, были бы также чисты, то не было бы и ничего дурного в таком обществе.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности есть у повести, как у жанра? Что отличает её от других жанров?
  2. Как вы думаете, какие нравственные уроки преподает В.Г. Короленко в своей повести?
  3. Какое значение даёт автор словосочетанию «дурное общество»? В действительности ли Валек и Маруся являются представителями «дурного общества», плохо влияющими на главного героя?


Предыдущий урок
Басни И.А. Крылова
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

    Литературное чтение

  • Художественные и научно-познавательные тексты

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке