- узнаем, кто такой “персонаж”
- проанализируем черты характера персонажа произведения
Высокомерный - надменный; тот, кто ставит себя выше других.
К. Д. Ушинский “Жалобы зайки” и другие рассказы
- На этом занятии ребенок узнает, кто такой персонаж и как определить его черты характера.
- Не забывайте беседовать не только по теме урока (обсуждать литературоведческие понятия), но и говорить о нравственности человека как личности и члена общества.
- При изучении произведений К. Д. Ушинского не забывайте спрашивать ребенка, какие черты характера он считает положительными; какими хотел бы обладать сам; какими не хотел бы обладать; как проявляются разные черты характера.
- Очень важно без резкой критики обсуждать и самого ребенка с ним самим уже в таком возрасте, так как сейчас формируется критическое восприятие себя, как личности.
- В таких беседах важно не отвечать за ребенка, а задавать открытые вопросы: “Как ты думаешь…?”, “Как бы ты поступил…?” и т. д.
Посмотрите на картинки.
Можно ли сказать, что на них изображены герои? Почему?
В литературе героями называют не только тех, кто совершил подвиг, но и действующих лиц или персонажей (“персона” - лицо, личность).
Гусь и журавль
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Послушал гуся журавль и говорит ему:
— Прямо ты, гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.
(К. Д. Ушинский)
Кто персонажи этого произведения? Можно ли сказать, что у них одинаковые характеры?
Характер - особенность человека, персонажа, любого лица, которая проявляется в его мыслях и поступках.
Часто в литературных произведениях черты характера чётко не прописаны автором, но мы понимаем по действиям или словам, какой перед нами герой, хотелось бы нам с ним общаться и дружить или нет.
Определите, какие черты характера принадлежат героям рассказа К. Д. Ушинского “Гусь и журавль”. Соедините персонажей и их характеристики.
Подберите ещё по две черты характера к каждому персонажу. Объясните свой ответ.
Обсудите с взрослыми, кто из персонажей рассказа К. Д. Ушинского “Гусь и журавль” вам больше нравится? Почему?
Подумайте, какие из перечисленных черт характера есть у вас. Все ли эти качества вам в себе нравятся?
Что можно сделать, чтобы стать чуточку лучше?
Помните!
Нет идеальных людей! Но развиваться и становиться лучше — это удел умных, думающих личностей!
Какое у вас настроение после урока? Раскрасьте подходящую рожицу.