- узнаем, что такое “рифма” в стихотворении
- потренируемся читать стихотворения выразительно
- понаблюдаем за поступками героев произведения
- подумаем, какую важную мысль хотел передать автор
- На этом уроке ребенок учится читать выразительно.
- Обратите внимание на выраженность интонации ученика при чтении. Покажите, что во время чтения можно помогать себе мимикой и жестами.
- При изучении данной темы можно поиграть с ребенком: называете слово, а он подбирает рифмующееся, и наоборот. Можно составлять стихи: вы говорите строчку, ребенок следующую и т. д.
- Не бойтесь немного покривляться при чтении стихов. Это же так весело! Кроме того, если ребенок спокойный, скромный, стеснительный, Ваш настрой поможет ему немного раскрепоститься. Именно это и требуется на уроке!
Вставьте пропущенные слова так, чтобы окончания строк звучали похоже.
Кто как кричит?
Сидит ворон на суку
И кричит __________ .
Над селом взошла заря,
Петухи запели __________ .
Не пойму я, почему
Запищал цыплёнок __________ .
Гуси-гуси, все ко мне!
Отвечают гуси _________ .
(И. Гамазкова)
|
Почему стихотворение получилось смешным? Что в нём перепутано?
Теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, и прочитайте ещё раз. Можно ли после этого назвать данное произведение стихотворением?
Когда мы прочитали произведение во второй раз, оно потеряло свою важную стихотворную особенность, которая называется рифмой.
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Например,
Над селом взошла заря ,
Петухи запели кря .
Благодаря рифме мы легко запоминаем стихи. Большинство стихотворений имеют рифму.
Прочитайте следующее стихотворение, вставляя подходящие по смыслу слова. Проверьте, получились ли рифмующиеся строчки?
Живая азбука
Жарким летом по горам
В шубе бегает ___________ .
- Как бы мне пошла кор-рона!
Важно каркает ___________ .
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберешь,
Кто ежится – тот ____________ ,
А кто ёршится – ____________ .
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только _____________ .
Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса, чудеса,
Как проведала _________ .
(И. Гамазкова)
|
Прочитайте следующее стихотворение. Где нужно делать длинные паузы? Понятны ли слова “маскарад”, “проказа”? Попробуйте догадаться по содержанию текста.
Живая азбука
(в сокращении)
Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать…
В полночь – кучей угорелой
Слезли с полки на кровать,
А с кровати на пол сразу.
Посмотрели – люди спят –
И затеяли проказу,
Превесёлый маскарад .
А стал аистом, Ц – цаплей,
Е – ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и всё до капли
Подсмотрел и записал.
(С. Чёрный)
Если в стихотворении есть знак тире (–), три точки (...), то в этом случае паузу надо делать более долгую, чем обычно.
Маскарад — бал, на котором все люди одеты в костюмы с масками.
Проказа — (здесь) шалость, баловство.
Прочитайте следующее стихотворение. Как вели себя герои: культурно, вежливо, невоспитанно? Как нужно вести себя в автобусе? Чему хотел нас научить автор? Можно ли данное стихотворение назвать сказкой?
Автобус номер двадцать шесть
Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф – как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: – Который час? –
Козел сказал: – Не слышу вас. –
Лиса сказала: – Скоро семь. –
Медведь сказал: – Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: – Боюсь! –
Орел сказал: – А ты не трусь! –
Петух пропел: – Какой герой! –
Рысь проворчала: – Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: – Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: – Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: – Нет!
Як промычал, пройдя вперед:
– Автобус дальше не пойдет!
Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!
(С. Маршак)
Произведение С. Маршака “Автобус номер двадцать шесть” можно назвать сказочным, так как в нем животные ведут себя как люди: разговаривают, ездят на автобусе.
Главные герои ведут себя некультурно, невоспитанно. Верблюд, волк, вол, гиппопотам, дельфин не пропустили енота, когда садились в автобус. Многие хватали других животных (“Удав кольцом сдавил свинью…Хорек за хвост цыпленка – хвать!”), спорили, ссорились толкались.
Автор призывает нас в последней части стихотворения так не поступать, а быть вежливыми, учиться договариваться.
Подберите рифму к словам.
кот - _______
молоко - ___________
синий - ____________
полка - _____________
Выберите одну пару слов из предыдущего задания и устно составьте стихотворение из двух строчек.
Ответьте устно
Понравилось ли вам сочинять стихи?
Сложно ли вам подбирать слова в рифму?