Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Живая азбука

Устное народное творчество

И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука»

 

Цели урока

  • узнаем, что такое “рифма” в стихотворении
  • потренируемся читать стихотворения выразительно
  • понаблюдаем за поступками героев произведения
  • подумаем, какую важную мысль хотел передать автор

Советы для наставников

  • На этом уроке ребенок учится читать выразительно.
  • Обратите внимание на выраженность интонации ученика при чтении. Покажите, что во время чтения можно помогать себе мимикой и жестами.
  • При изучении данной темы можно поиграть с ребенком: называете слово, а он подбирает рифмующееся, и наоборот. Можно составлять стихи: вы говорите строчку, ребенок следующую и т. д.
  • Не бойтесь немного покривляться при чтении стихов. Это же так весело! Кроме того, если ребенок спокойный, скромный, стеснительный, Ваш настрой поможет ему немного раскрепоститься. Именно это и требуется на уроке!

 


Вставьте пропущенные слова так, чтобы окончания строк звучали похоже.

 

Кто как кричит?

Сидит ворон на суку
И кричит __________ .

Над селом взошла заря,
Петухи запели __________ .

Не пойму я, почему
Запищал цыплёнок __________ .

Гуси-гуси, все ко мне!
Отвечают гуси _________ .

(И. Гамазкова)

 

 

Почему стихотворение получилось смешным? Что в нём перепутано?


Теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, и прочитайте ещё раз. Можно ли после этого назвать данное произведение стихотворением?


Когда мы прочитали произведение во второй раз, оно потеряло свою важную стихотворную особенность, которая называется рифмой.

 

Рифма  — это  созвучие  окончаний стихотворных строк. 

 

Например, 

Над селом взошла  заря ,

Петухи запели  кря .

 

Благодаря рифме мы легко запоминаем стихи. Большинство стихотворений имеют рифму.


Прочитайте следующее стихотворение, вставляя подходящие по смыслу слова. Проверьте, получились ли рифмующиеся строчки?

 

         Живая азбука

Жарким летом по горам
В шубе бегает ___________ .

В колючках ёж и ёрш,
Но сразу не поймёшь,
Кто ёжится – тот ____________ ,
А кто ёршится – ____________ .

Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только _____________ .

Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса, чудеса,
Как проведала _________ .

(И. Гамазкова)

 


Прочитайте следующее стихотворение. Где нужно делать длинные паузы? Понятны ли слова “маскарад”, “проказа”? Попробуйте догадаться по содержанию текста.

 

                   Живая азбука
                   (в сокращении)

Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать…
В полночь – кучей угорелой
Слезли с полки на кровать,
А с кровати на пол сразу.
Посмотрели –  люди спят –
И затеяли проказу,
Превесёлый маскарад .
А стал аистом, Ц – цаплей,
Е –  ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и всё до капли
Подсмотрел и записал.

(С. Чёрный)


Если в стихотворении есть знак тире (–), три точки (...), то в этом случае паузу надо делать более долгую, чем обычно.

 

Маскарад — бал, на котором все люди одеты в костюмы с масками. 

 

Проказа — (здесь) шалость, баловство.


Прочитайте следующее стихотворение. Как вели себя герои: культурно, вежливо, невоспитанно? Как нужно вести себя в автобусе? Чему хотел нас научить автор? Можно ли данное стихотворение назвать сказкой?

 

Автобус номер двадцать шесть

Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф – как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: – Который час? –
Козел сказал: – Не слышу вас. –
Лиса сказала: – Скоро семь. –
Медведь сказал: – Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: – Боюсь! –
Орел сказал: – А ты не трусь! –
Петух пропел: – Какой герой! –
Рысь проворчала: – Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: – Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: – Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: – Нет!
Як промычал, пройдя вперед:
– Автобус дальше не пойдет!

Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!

(С. Маршак)


Произведении С. Маршака “Автобус номер двадцать шесть” можно назвать сказочным, так как в нем животные ведут себя как люди: разговаривают, ездят на автобусе.
 

Главные герои ведут себя некультурно, невоспитанно.  Верблюд, волк, вол, гиппопотам, дельфин не пропустили енота, когда садились в автобус. Многие хватали других животных (“Удав кольцом сдавил свинью…Хорек за хвост цыпленка – хвать!”), спорили, ссорились толкались. 

 

Автор призывает нас в последней части стихотворения так не поступать, а быть вежливыми, учиться договариваться.


Подберите рифму к словам.

 

кот - _______

молоко - ___________

синий - ____________

полка - _____________


Выберите одну пару слов из предыдущего задания и устно составьте стихотворение из двух строчек.


Ответьте устно

 

Понравилось ли вам сочинять стихи?

Сложно ли вам подбирать слова в рифму?


 

 

Предыдущий урок
Поговорим о самом главном: добрые качества человека
Произведения о дружбе
Следующий урок
Народные и литературные сказки
Устное народное творчество
  • Правила переноса слов

    Русский язык

  • Случаи сложения и вычитания вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10; 7+ 8 и 15 – 8

    Математика

  • Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке