- узнаем, что такое “рифма” в стихотворении
- потренируемся читать стихотворения выразительно
- понаблюдаем за поступками героев произведения
- подумаем, какую важную мысль хотел передать автор
- На этом уроке ребенок учится читать выразительно.
- Обратите внимание на выраженность интонации ученика при чтении. Покажите, что во время чтения можно помогать себе мимикой и жестами.
- При изучении данной темы можно поиграть с ребенком: называете слово, а он подбирает рифмующееся, и наоборот. Можно составлять стихи: вы говорите строчку, ребенок следующую и т. д.
- Не бойтесь немного покривляться при чтении стихов. Это же так весело! Кроме того, если ребенок спокойный, скромный, стеснительный, Ваш настрой поможет ему немного раскрепоститься. Именно это и требуется на уроке!
Вставьте пропущенные слова так, чтобы окончания строк звучали похоже.
Кто как кричит?
Сидит ворон на суку
И кричит __________ .
Над селом взошла заря,
Петухи запели __________ .
Не пойму я, почему
Запищал цыплёнок __________ .
Гуси-гуси, все ко мне!
Отвечают гуси _________ .
(И. Гамазкова)
|
Почему стихотворение получилось смешным? Что в нём перепутано?
Теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, и прочитайте ещё раз. Можно ли после этого назвать данное произведение стихотворением?
Когда мы прочитали произведение во второй раз, оно потеряло свою важную стихотворную особенность, которая называется рифмой.
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Например,
Над селом взошла заря,
Петухи запели кря.
Благодаря рифме мы легко запоминаем стихи. Большинство стихотворений имеют рифму.
Прочитайте следующее стихотворение, вставляя подходящие по смыслу слова. Проверьте, получились ли рифмующиеся строчки?
Живая азбука
Жарким летом по горам
В шубе бегает ___________ .
- Как бы мне пошла кор-рона!
Важно каркает ___________ .
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберешь,
Кто ежится – тот ____________ ,
А кто ёршится – ____________ .
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только _____________ .
Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса, чудеса,
Как проведала _________ .
(И. Гамазкова)
|
Прочитайте следующее стихотворение. Где нужно делать длинные паузы? Понятны ли слова “маскарад”, “проказа”? Попробуйте догадаться по содержанию текста.
Живая азбука
(в сокращении)
Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать…
В полночь – кучей угорелой
Слезли с полки на кровать,
А с кровати на пол сразу.
Посмотрели – люди спят –
И затеяли проказу,
Превесёлый маскарад .
А стал аистом, Ц – цаплей,
Е – ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и всё до капли
Подсмотрел и записал.
(С. Чёрный)
Если в стихотворении есть знак тире (–), три точки (...), то в этом случае паузу надо делать более долгую, чем обычно.
Маскарад — бал, на котором все люди одеты в костюмы с масками.
Проказа — (здесь) шалость, баловство.
Прочитайте следующее стихотворение. Как вели себя герои: культурно, вежливо, невоспитанно? Как нужно вести себя в автобусе? Чему хотел нас научить автор? Можно ли данное стихотворение назвать сказкой?
Автобус номер двадцать шесть
Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф – как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: – Который час? –
Козел сказал: – Не слышу вас. –
Лиса сказала: – Скоро семь. –
Медведь сказал: – Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: – Боюсь! –
Орел сказал: – А ты не трусь! –
Петух пропел: – Какой герой! –
Рысь проворчала: – Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: – Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: – Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: – Нет!
Як промычал, пройдя вперед:
– Автобус дальше не пойдет!
Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!
(С. Маршак)
Произведение С. Маршака “Автобус номер двадцать шесть” можно назвать сказочным, так как в нем животные ведут себя как люди: разговаривают, ездят на автобусе.
Главные герои ведут себя некультурно, невоспитанно. Верблюд, волк, вол, гиппопотам, дельфин не пропустили енота, когда садились в автобус. Многие хватали других животных (“Удав кольцом сдавил свинью…Хорек за хвост цыпленка – хвать!”), спорили, ссорились толкались.
Автор призывает нас в последней части стихотворения так не поступать, а быть вежливыми, учиться договариваться.
Подберите рифму к словам.
кот - _______
молоко - ___________
синий - ____________
полка - _____________
Выберите одну пару слов из предыдущего задания и устно составьте стихотворение из двух строчек.
Ответьте устно
Понравилось ли вам сочинять стихи?
Сложно ли вам подбирать слова в рифму?