Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Народные и литературные сказки

Устное народное творчество

06.12.2024
2811
0

Русская народная сказка «Петух и собака»

Цели урока

  • будем учиться определять главную мысль произведения
  • попробуем восстановить текст

Словарь

Масленый праздник (Масленица) — праздник проводов зимы, отмечаемый печением блинов и различными увеселениями.

Заняться — начаться, возникнуть, наступить.

Шпоры — 1. У птиц роговой шип на конечностях, служащий для нападения и защиты. 2. Металлическая дужка с колёсиком, прикрепляемая к заднику сапога.

Животина — домашнее животное.

Советы для наставников

  • На этом уроке ребенок научится определять главную мысль произведения, попробует предположить дальнейшее развитие сюжета.
  • Старайтесь обращаться к словарю после прочтения текста. Пусть ученик попробует сам определить значения слов.


Прочитайте части сказки “Петух и собака”. Расположите их в верном порядке.

 

Петух и собака

Русская народная сказка

 

Часть 1

 

Надумала лиса петухом полакомиться и говорит:

— Слети-ка ко мне, Петя-дружок.

— За каким таким делом? — спрашивает петух.

— Пойдём ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла.

— Пойдём! — говорит петух. — Да только я не один, а с товарищем. Обрадовалась лиса и думает: «Вот счастья-то привалило — целых два петуха съем!»

И спрашивает:

— Где твой товарищ? Я его позову в гости.

— Да вот, в дупле сидит, — отвечает петух.

Бросилась лиса к дуплу, голову просунула, а собака её хвать-хвать за морду. Испугалась лиса, еле живая в лес убралась.

А петух с собакой так и остались в лесу, говорят, и сейчас там живут.

 

Часть 2

 

Однажды старик говорит:

— Давай-ка, старуха, петуха продадим.

А старуха:

— Да что за него, старого, дадут-то! Давай его лучше зарежем и съедим.

Услыхал петух, что старик со старухой хотят его зарезать, испугался. Прибежал к собаке и всё ей рассказал.

Собака и говорит петуху:

— Ну, Петя-петушок, уйдём-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет.

Часть 3

 

Давным-давно жили старик со старухой. И было у них скотинки, всей животинки — одна старая собака да старый петух.

 

Часть 4

 

Рано утром ушли они со двора в лес. Шли целый день. К ночи подошли к лесу. Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло. Тут и заночевали.

Утром, как только занялась заря, петух запел:

 

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

На суку сижу,

Во все стороны гляжу!

Разливается петушок, поёт. По всему лесу раздаётся его песня. Услыхала рыжая лиса, прибежала к дереву и расхваливает петуха:

 

Ай да петушок,

Красный гребешок,

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Рано-рано встаёт,

Красны песенки поёт.


Какая это сказка: народная или авторская?

Что можно сказать об отношениях собаки и петуха? 
Какая по характеру была лиса?

Какова главная мысль сказки?


“Петух и собака” — это русская народная сказка. В ней три главных героя: собака, петух и лиса.

 

Собака и петух — настоящие друзья. Когда на петушка надвигалась беда (старик и старуха хотели его съесть), собака не оставила петуха одного, они вместе ушли в лес.

 

Лиса — хитрая обманщица. Она лестью хотела обмануть петушка, заставить прийти в гости, где бы напала на него. Но собака и в этом случае защитила товарища.

 

Главная мысль сказки в том, что никакие беды не страшны, когда рядом настоящий друг. 


Пофантазируй! Какие еще приключения могли произойти с петухом и собакой? Расскажи родителям или друзьям.


Выберите, как вы сегодня поработали. Какое настроение у вас было во время урока?


Ответы

Упражнение 1

 

Часть 3, часть 2, часть 4, часть 1.


Предыдущий урок
Живая азбука
Устное народное творчество
Следующий урок
Литературные сказки
Произведения о весне
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Отношения «на сколько больше, на сколько меньше»

    Математика

  • Письмо букв Щщ, Фф

    Русский язык

  • Письмо букв Аа, Оо

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке