Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обмен веществ и превращение энергии в организме

Биохимия

23.04.2024
1708
0

Обмен веществ и превращение энергии в организме

План урока

  • Обменные процессы — организменный уровень
  • Гетеротрофы и автотрофы
  • Разнообразие автотрофов
  • Разнообразие гетеротрофов
  • Виды диссимиляции

Цели урока

  • выстраивать логические цепочки взаимосвязи пластического и энергетического обмена на организменном уровне
  • сравнивать автотрофные и гетеротрофные формы питания
  • приводить примеры организмов с разным типом питания
  • определять роль организмов с разным типом питания в пищевых цепях

Разминка

В 1977 г. при глубоководных погружениях в океанических желобах были обнаружены разломы, так называемые «чёрные курильщики». На глубине в несколько тысяч метров при давлении в сотни атмосфер из них выделяются газы с температурой +300 °С, характерные для вулканических областей. 

 

Вода в таких местах сильно насыщена различными соединениями серы, марганца, железа и др. Вокруг «чёрных курильщиков» обнаружены представители десятков видов, родов, семейств, классов различных беспозвоночных животных. Существование таких «оазисов жизни» на дне океана в условиях, напоминающих первобытную Землю, позволяет учёным изучить начальные стадии эволюции органического мира. Как вы думаете, какой тип энергии используют живые организмы в таких «оазисах»?

 

Обменные процессы — организменный уровень

 

Выше уже говорилось о процессах обмена веществ и энергии в клетках. Обмен веществ и энергии, или метаболизм, — это совокупность всех химических и физиологических процессов, происходящих в биологической системе (клетке или организме). Даже в отдельной клетке обменные процессы очень многообразны и сложны для понимания и изучения. Любой многоклеточный организм является не просто суммой огромного числа клеток, а биологической системой, в которой процессы жизнедеятельности, т. е. метаболизм всех клеток, взаимосвязаны. 

 

Все клетки нуждаются в поступлении в них веществ и энергии для обеспечения своих процессов, а также в удалении конечных продуктов обмена веществ, которые уже невозможно использовать. 

 

Питательные вещества

Энергия 

расходуются на синтез собственных структур клетки,

уходит на построение новых тканей, рост и регенерацию.

окисляются, доставляя организму энергию для процессов жизнедеятельности.

расходуется на работу клеток, тканей и органов целого организма: сокращение мышц, выработку и выделение гормонов, перенос веществ в клетки и из клеток, проведение электрических сигналов.

значительная часть энергетических затрат связана с выделением тепла

 

Получать вещества и энергию живые организмы, как и клетки, могут двумя различными способами.

 

Гетеротрофы и автотрофы

 

Для получения энергии организму необходимы вещества, которые при расщеплении дают энергию для процессов жизнедеятельности. Эти вещества поступают в клетку извне двумя способами.

 

Гетеротрофные организмы, или гетеротрофы
(от греч. heteros — другой и trophe — пища, питание)

Автотрофные организмы, или автотрофы  

(от греч. autos — сам и trophe — пища, питание)

Используют готовые органические вещества, которые получают с пищей, а затем преобразуют в своих клетках в собственные органические вещества.

Синтезируют в клетках своего тела органические вещества из неорганических, которые получают из внешней среды.

Источником энергии для них служит энергия, запасённая в органических веществах и выделяющаяся в клетке при их распаде и окислении.

Источником энергии для них служит энергия солнца или окисления неорганических веществ.

К гетеротрофам принадлежат все животные, грибы и большинство бактерий.

К автотрофам принадлежат все зелёные растения и цианобактерии, хемосинтезирующие бактерии.

 

Разнообразие автотрофов

 

Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.

 

Фототрофы

Хемотрофы

Источником энергии для них служит энергия солнца.

Источником энергии для них служит энергия окисления неорганических веществ, например серы, железа, азота.

Все зелёные растения и цианобактерии.

Хемосинтезирующие бактерии.

 

Хемотрофы

 

Железобактерии — окисляют двухвалентное железо до трёхвалентного.

 

Серобактерии — окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.

 

Нитрифицирующие бактерии — окисляют аммиак, образующийся в процессе гниения органических веществ, до азотистой и азотной кислот, которые, взаимодействуя с почвенными минералами, образуют нитриты и нитраты.

 

Тионовые бактерии — способны окислять сульфиты, сульфиды и молекулярную серу до серной кислоты. Некоторые представители тионовых бактерий являются экстремалами: способны выживать и размножаться в сильно кислой среде, выдерживать высокие концентрации тяжёлых металлов.

 

Водородные бактерии — способны окислять молекулярный водород, являются умеренными термофилами (растут при температуре 50 °C).

 

Разнообразие гетеротрофов

 

В зависимости от того, откуда гетеротрофные организмы получают питательные вещества, их делят на группы: сапрофиты, паразиты, голозои.

 

Рис. 1. Подстилочные сапротрофы

Сапротрофы питаются мёртвыми органическими остатками или экскрементами животных.

 

К сапротрофам относятся бактерии, актиномицеты, грибы (рис. 1), а также сапрофиты — паразитические цветковые растения и некоторые водоросли; животные-сапрофаги: жуки-мертвоеды, кожееды, навозники, личинки некоторых мух, дождевые черви, донные бокоплавы, гиены, грифы, вороны и др. 

 

Сапротрофы играют огромную роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов

 

Рис. 2. Повилика

Паразиты  — организмы, которые существуют только на живых организмах, нанося им вред (болезнетворные бактерии, грибы-паразиты растений, животных и человека; паразитические животные и растения (рис. 2)).

 

Голозои  — организмы, которые питаются живыми организмами или их частями. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Оно чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему. Их можно подразделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.

 

Виды диссимиляции

 

Анаэробная  

биологическое окисление 

без использования O2

Аэробная

биологическое окисление 

с использованием O2

- большинство бактерий

- беспозвоночные (черви-паразиты)

- все организмы

(кроме анаэробов)

 

Детализируя аэробный тип ассимиляции, можно выделить внешнее и клеточное дыхание.

 

внешнее дыхание

клеточное дыхание

поступление в организм O2

удаление из организма CO2

использование O2

клетками и тканями для окисления


Контрольные вопросы

  1. Какие типы питания различают у организмов?
  2. Какие организмы называют гетеротрофами?
  3. Охарактеризуйте основные способы гетеротрофного питания.
  4. Как питаются грибы?
  5. К какой группе животных по типу питания можно отнести блох, печёночного сосальщика, бычьего цепня?
  6. Кто является облигатными анаэробами?
  7. Кто такие хемосинтетики?
  8. Назовите основной источник энергии на Земле. В результате какого процесса аккумулируется эта энергия?
  9. Охарактеризуйте голозойный тип питания. Какие животные обладают этим типом?
  10. Перечислите известные вам организмы-паразиты и охарактеризуйте их способы питания.
  11. Приведите примеры организмов, отличающихся по использованию источников энергии и кислорода, необходимого для обмена веществ. Какова роль этих организмов в природе?


Подумайте

 

Объясните, какие связи в природе существуют между организмами с разным типом питания.


Предыдущий урок
Энергетический обмен в клетке
Биохимия
Следующий урок
Органические вещества – нуклеиновые кислоты и витамины
Биохимия
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

    История

  • Вторая мировая война 1943-1945 гг.

    История

  • Органические вещества клетки. Белки. Протеомика

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке