Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обмен веществ и превращение энергии в организме

Биохимия

18.01.2025
2533
0

Обмен веществ и превращение энергии в организме

План урока

  • Обменные процессы — организменный уровень
  • Гетеротрофы и автотрофы
  • Разнообразие автотрофов
  • Разнообразие гетеротрофов
  • Виды диссимиляции

Цели урока

  • выстраивать логические цепочки взаимосвязи пластического и энергетического обмена на организменном уровне
  • сравнивать автотрофные и гетеротрофные формы питания
  • приводить примеры организмов с разным типом питания
  • определять роль организмов с разным типом питания в пищевых цепях

Разминка

В 1977 г. при глубоководных погружениях в океанических желобах были обнаружены разломы, так называемые «чёрные курильщики». На глубине в несколько тысяч метров при давлении в сотни атмосфер из них выделяются газы с температурой +300 °С, характерные для вулканических областей. 

 

Вода в таких местах сильно насыщена различными соединениями серы, марганца, железа и др. Вокруг «чёрных курильщиков» обнаружены представители десятков видов, родов, семейств, классов различных беспозвоночных животных. Существование таких «оазисов жизни» на дне океана в условиях, напоминающих первобытную Землю, позволяет учёным изучить начальные стадии эволюции органического мира. Как вы думаете, какой тип энергии используют живые организмы в таких «оазисах»?

 

Обменные процессы — организменный уровень

 

Выше уже говорилось о процессах обмена веществ и энергии в клетках. Обмен веществ и энергии, или метаболизм, — это совокупность всех химических и физиологических процессов, происходящих в биологической системе (клетке или организме). Даже в отдельной клетке обменные процессы очень многообразны и сложны для понимания и изучения. Любой многоклеточный организм является не просто суммой огромного числа клеток, а биологической системой, в которой процессы жизнедеятельности, т. е. метаболизм всех клеток, взаимосвязаны. 

 

Все клетки нуждаются в поступлении в них веществ и энергии для обеспечения своих процессов, а также в удалении конечных продуктов обмена веществ, которые уже невозможно использовать. 

 

Питательные вещества

Энергия 

расходуются на синтез собственных структур клетки,

уходит на построение новых тканей, рост и регенерацию.

окисляются, доставляя организму энергию для процессов жизнедеятельности.

расходуется на работу клеток, тканей и органов целого организма: сокращение мышц, выработку и выделение гормонов, перенос веществ в клетки и из клеток, проведение электрических сигналов.

значительная часть энергетических затрат связана с выделением тепла

 

Получать вещества и энергию живые организмы, как и клетки, могут двумя различными способами.

 

Гетеротрофы и автотрофы

 

Для получения энергии организму необходимы вещества, которые при расщеплении дают энергию для процессов жизнедеятельности. Эти вещества поступают в клетку извне двумя способами.

 

Гетеротрофные организмы, или гетеротрофы
(от греч. heteros — другой и trophe — пища, питание)

Автотрофные организмы, или автотрофы 

(от греч. autos — сам и trophe — пища, питание)

Используют готовые органические вещества, которые получают с пищей, а затем преобразуют в своих клетках в собственные органические вещества.

Синтезируют в клетках своего тела органические вещества из неорганических, которые получают из внешней среды.

Источником энергии для них служит энергия, запасённая в органических веществах и выделяющаяся в клетке при их распаде и окислении.

Источником энергии для них служит энергия солнца или окисления неорганических веществ.

К гетеротрофам принадлежат все животные, грибы и большинство бактерий.

К автотрофам принадлежат все зелёные растения и цианобактерии, хемосинтезирующие бактерии.

 

Разнообразие автотрофов

 

Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.

 

Фототрофы

Хемотрофы

Источником энергии для них служит энергия солнца.

Источником энергии для них служит энергия окисления неорганических веществ, например серы, железа, азота.

Все зелёные растения и цианобактерии.

Хемосинтезирующие бактерии.

 

Хемотрофы

 

Железобактерии — окисляют двухвалентное железо до трёхвалентного.

 

Серобактерии — окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.

 

Нитрифицирующие бактерии — окисляют аммиак, образующийся в процессе гниения органических веществ, до азотистой и азотной кислот, которые, взаимодействуя с почвенными минералами, образуют нитриты и нитраты.

 

Тионовые бактерии — способны окислять сульфиты, сульфиды и молекулярную серу до серной кислоты. Некоторые представители тионовых бактерий являются экстремалами: способны выживать и размножаться в сильно кислой среде, выдерживать высокие концентрации тяжёлых металлов.

 

Водородные бактерии — способны окислять молекулярный водород, являются умеренными термофилами (растут при температуре 50 °C).

 

Разнообразие гетеротрофов

 

В зависимости от того, откуда гетеротрофные организмы получают питательные вещества, их делят на группы: сапрофиты, паразиты, голозои.

 

Рис. 1. Подстилочные сапротрофы

Сапротрофы питаются мёртвыми органическими остатками или экскрементами животных.

 

К сапротрофам относятся бактерии, актиномицеты, грибы (рис. 1), а также сапрофиты — паразитические цветковые растения и некоторые водоросли; животные-сапрофаги: жуки-мертвоеды, кожееды, навозники, личинки некоторых мух, дождевые черви, донные бокоплавы, гиены, грифы, вороны и др. 

 

Сапротрофы играют огромную роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов

 

Рис. 2. Повилика

Паразиты — организмы, которые существуют только на живых организмах, нанося им вред (болезнетворные бактерии, грибы-паразиты растений, животных и человека; паразитические животные и растения (рис. 2)).

 

Голозои — организмы, которые питаются живыми организмами или их частями. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Оно чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему. Их можно подразделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.

 

Виды диссимиляции

 

Анаэробная 

биологическое окисление 

без использования O2

Аэробная

биологическое окисление 

с использованием O2

- большинство бактерий

- беспозвоночные (черви-паразиты)

- все организмы

(кроме анаэробов)

 

Детализируя аэробный тип ассимиляции, можно выделить внешнее и клеточное дыхание.

 

внешнее дыхание

клеточное дыхание

поступление в организм O2

удаление из организма CO2

использование O2

клетками и тканями для окисления


Контрольные вопросы

  1. Какие типы питания различают у организмов?
  2. Какие организмы называют гетеротрофами?
  3. Охарактеризуйте основные способы гетеротрофного питания.
  4. Как питаются грибы?
  5. К какой группе животных по типу питания можно отнести блох, печёночного сосальщика, бычьего цепня?
  6. Кто является облигатными анаэробами?
  7. Кто такие хемосинтетики?
  8. Назовите основной источник энергии на Земле. В результате какого процесса аккумулируется эта энергия?
  9. Охарактеризуйте голозойный тип питания. Какие животные обладают этим типом?
  10. Перечислите известные вам организмы-паразиты и охарактеризуйте их способы питания.
  11. Приведите примеры организмов, отличающихся по использованию источников энергии и кислорода, необходимого для обмена веществ. Какова роль этих организмов в природе?


Подумайте

 

Объясните, какие связи в природе существуют между организмами с разным типом питания.


Предыдущий урок
Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма
Общие принципы
Следующий урок
Химический состав организмов. Неорганические вещества клетки
Биохимия
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • География природопользования

    География

  • Равносильные уравнения и неравенства

    Алгебра

  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. Генетический код

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке