Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Художественные и научно-познавательные тексты

Произведения о животных

18.04.2024
3343
0

Научно-познавательный и художественный тексты. М. Пляцковский «ЦапЦарапыч», Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов “Лягушата”

 

Цели урока

  • узнаем, что такое научно-познавательный текст
  • узнаем, что такое художественный текст
  • сравним художественный и научно-познавательный тексты
  • потренируемся читать выразительно художественный и научно-познавательный тексты
  • узнаем, зачем авторы используют «говорящие» имена

Советы для наставников

  • На этом занятии ребенок научится отличать научно-познавательный текст от художественного. Узнает о том, что авторы художественных текстов обычно передают читателям своё отношение к событиям произведения. Но в научно-познавательных текстах такого не встретишь.
  • Однако особенности научно-познавательных текстов не являются показанием к невыразительному прочтению. Поэтому следует учиться читать любой текст с правильной интонацией, расстановкой пауз, ударения и т. д.
  • Читая с ребенком задания к упражнениям (по всем предметам), следите за тем, чтобы он тренировал выразительное чтение. Состав продуктов, рецепты блюд, инструкции к игрушкам и т. д. - всё можно и нужно читать выразительно! Не ограничивайтесь только художественными текстами.


Собака

* * *


 

Собаки появились 12 тысяч лет назад, когда пещерные люди приручили азиатского волка. С тех пор они не расстаются с людьми. 

На протяжении веков были выведены различные породы собак, приспособленных для разных сфер человеческой деятельности и повседневной жизни.

(Энциклопедия «Всё о животных от А до Я») 


Что нового вы узнали из данного текста? Как вы думаете, кто является его автором:

  • поэт,
  • учёный,
  • школьник.


Обратите внимание!


Среди авторов текстов особое место занимают учёные. Благодаря этим людям мы с вами может больше узнать об окружающем мире. Тексты, которые пишутся учёными, называются научно-познавательными

виды произведений

* * *

Снеговик боялся стужи

И бежал под теплый душ.

Очень париться любил —

Часто в баню он ходил.


Вы прочитали научно-познавательный текст или художественное произведение? Как вы это поняли?


Запомните!

 

  Самым главным отличием между научно-познавательным и художественным текстами является наличие или отсутствие фактов. К художественным текстам относят сказки, рассказы, стихотворения.

научно-познавательный текст

художественный текст

автор

учёный

любой человек

события

только факты

реальные или вымышленные

художественные приёмы

не используются

используются


Что за животное вы видите в центре таблицы?

 

Что за животное?

 

Смотрите на кошку и одновременно боковым зрением ищите по порядку числа от 1 до 24. 

 

Внимание! Взгляд с кошки убирать нельзя!


Кошка

 

  Кошка

- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели - щенка?
- Фрр!

 

(Г. Сапгир)


Почему последний ответ кошки отличается от всех предыдущих?


Знаете ли вы…

 

Дружба

Издавна принято считать, что кошки и собаки не могут жить мирно. На самом деле это не так! Нередки случаи, когда кошки и собаки становились друзьями. 

Многие владельцы этих животных тоже готовы опровергнуть такое мнение.

Почему же оно всё-таки существует?

Дело в том, что кошки и собаки – хищники по своей природе. Такие же хищники, как крокодилы или медведи. В дикой природе хищники охотятся на более слабых животных и защищают свою территорию от других зверей. Поэтому кошки и собаки в дикой природе не друзья, также, как им не друг ёж или гиппопотам!

Но в домашней обстановке с хорошими хозяевами кошкам и собакам не нужно бороться за выживание. Поэтому и ссор между ними становится меньше!


 

            Цап Царапыч

Цап Царапыч — это кот,
Наш жилец квартирный.
Он давно у нас живёт,
Он большой и смирный.
Но зовём мы неспроста
Цап Царапычем кота.
Наступи на хвост ему —
Сам узнаешь
ПОЧЕМУ!

(М. Пляцковский)

 


Как вы считаете, кличка кота ласковая или нет?

Любит ли мальчик своего кота?


Обратите внимание!

 

Авторы часто используют  говорящие  имена, фамилии или клички для своих персонажей. Так они дают подсказки читателю об особенностях своих героев.

 

В стихотворении Цап Царапыч кличка кота явно указывает на его привычку царапаться. Однако эта особенность хозяина питомца совсем не огорчает. Мальчик любит своего кота несмотря на это.


Вспомните, как зовут этих персонажей. Раскрасьте тех, чьи имена «говорящие». 

 

Вспомните, как зовут этих персонажей

 


Поиграйте с родителями, кто больше вспомнит персонажей с говорящими именами. Называйте их по очереди.


Прочитайте стихотворение, произнося в каждом слове только первую и последнюю буквы.

 

Никого не обижай
 

Никого не обижай —

Ни пчелу, ни мушку,

Ни улитку,

Ни жучка — тёмненькое брюшко,

Ни кузнечика,

В траве

Скачущего ловко,

Ни блестящую в листве

Божию коровку,

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого…

Ни за что,

Никогда

Не обижай живого.

 

(В. Лунин)

Перечитайте стихотворение выразительно.

Согласны ли вы с автором?

 


Вы прочитали художественный или научно-познавательный тексты? Объясните свой ответ.


лягушата

 

Лягушата


 

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все — герои, ать-два!
Головастиками были — ква-ква!
Дружно хвостиками били — ать-два!
А теперь мы — лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!

(В. Берестов)


 


О чём это стихотворение?
 

Можно ли сказать, что выделенные слова выражают отношение автора к событиям стихотворения?


Лягушки и жабы живут и на суше, и в воде. У лягушек кожа влажная, а у жаб – обычно сухая. Жабы ходят, а лягушки прыгают, отталкиваясь сильными задними ногами. 

Большинство лягушек и жаб мечет икру в воду. Через две недели выводятся головастики. 

Головастики

Головастики дышат жабрами, как рыбы. Постепенно у них вырастают ноги. Через три месяца жабры отмирают, хвост укорачивается и развиваются лёгкие. 

Теперь маленькие лягушки могут выйти из воды и продолжать свою жизнь на суше. 

(Энциклопедия «Всё о животных от А до Я») 


Прочитайте текст энциклопедии. Есть ли в нём такие слова, которые бы передали отношение автора к написанному?


Кроме уже известных вам особенностей научно-познавательного текста выделяют ещё одну: в таких текстах отношение автора к событиям или предмету описания не проявляется .
 

В последней строчке стихотворения «Лягушата» явно прослеживается радость автора за лягушек. Кроме этого, все строки этого стихотворения автор заканчивает восклицательным знаком, тем самым указывая на весёлое настроение произведения. Это художественный текст .
 

Текст энциклопедии лишён этой особенности. В нём только факты, которыми с нами делится автор, не давая свою оценку. Это научно-познавательный текст .


Подумайте!
 

В научно-познавательных текстах содержатся только факты. Как вы думаете, нужно ли читать такие тексты выразительно?


Запомните!

 

Любой текст нужно читать выразительно! Это важно для того, чтобы вашим слушателям было интересно.

 

Подготовка выразительного чтения художественного и научно-познавательного текста не отличается!


Прочитайте тексты из этого занятия выразительно на публике. Вспомните, как готовиться к выразительному чтению. Проставьте необходимые подсказки, порепетируйте перед зеркалом.
 

Спросите у своих слушателей, что им понравилось в вашем прочтении. Что они узнали из этих текстов? Какой текст больше понравился?


Поставьте себе отметку за это занятие

Поставьте себе отметку за это занятие в окошке.


 

 

 

 

Во втором окошке поставьте себе отметку за все занятия чтением 1 класса.


 

 

 

В третьем окошке нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.


Предыдущий урок
Поговорим о самом главном: дружба
Произведения о животных
Следующий урок
О братьях наших меньших
Произведения о животных
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Письмо букв Зз, Бб, Дд

    Русский язык

  • Единица массы – килограмм. Единица вместимости – литр

    Математика

  • Буква ь

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке